Чему научились компании в период самоизоляции и как подготовились ко второй волне пандемии
Директора технологических компаний рассказали, как они ведут бизнес в условиях нестабильности и ограничений.
В начале 2020 года пандемия резко изменила привычную жизнь. Стресс испытали люди и компании. Непонимание, как вести бизнес при самоизоляции, и неопределенность вызывали страх. Но приняв удар первой волны пандемии, компании получили опыт и научились работать в условиях «новой нормы». Оценить все изменения, которые привнес коронавирус, пока сложно. Мы спросили директоров технологических компаний, резидентов технопарков «Мосгормаш», «Слава», фонда «Сколково» и стартап-студии «ТехноСпарк», как повлияла самоизоляция на их бизнес и рынок и что они делают для того, чтобы легче принять удар второй волны COVID-19.
Удаленка
С марта по май удаленка была чуть ли не самым обсуждаемым феноменом. Люди обменивались списками полезных для дистанционного управления сервисов. Однако удаленка стала меньшим из всех рисков, сопровождавших пандемию.
Для некоторых технологических компаний удаленка и до самоизоляции была нормой. Переход к дистанционной работе никак не изменил жизнь и работу сотрудников онлайн-сервиса для изучения английского языка Puzzle English, по словам генерального директора Ивана Штанько, компания с 2014 года практикует удаленку, 70% сотрудников работают из дома.
Для руководителей компаний, которые экстренно покинули привычный офис, переход к дистанционной работе стал опытом саморазвития, и неожиданно для себя они обнаружили, что удаленка выгодна.
Даже после снятия ограничений во многих компаниях решили сохранить возможность дистанционной работы. По словам генерального директора компании «Связь инжиниринг М» Петра Асаченкова, переход на удаленку позволил его компании расширить область поиска кандидатов до всей территории России и не только. Удаленная работа — теперь входит в социальный пакет для почти каждого сотрудника, и люди могут по согласованию с руководителем выбирать формат работы.
Получив опыт дистанционного управления компанией, директора чётче поняли, какие процессы можно перевести на удаленный формат, а какие нет.
Колебания спроса
Гораздо большим риском стало изменение спроса. По словам Алексея Борисенко, генерального директора компании «АБ Универсал», которая разрабатывает и производит нестандартное промышленное оборудование, изоляция внесла дополнительный процент неопределённости в финансовое положение заказчиков, соответственно, они сократили инвестиции в сектор высоких технологий. С аналогичной проблемой столкнулись многие разработчики и производители технологического промышленного оборудования.
Несколько потенциальных клиентов Aripix Robotics тоже заморозили инвестиции, а одно подписание контракта отложилось из-за того, что будущий партнер заболел COVID-19. Но зато пандемия открыла новые возможности.
Кратно вырос приток пользователей на онлайн-сервисы. По словам Ивана Штанько, с начала марта ежедневное количество регистраций на Puzzle English увеличилось в среднем на 30%, а в последнюю неделю месяца на 35% по сравнению со среднемесячными показателями этого сезона.
Некоторые онлайн-сервисы оказались не готовы к сверхнагрузкам, сервера «ложились» или пользователи подолгу ожидали загрузки контента.
Многим компаниям пришлось гибко реагировать на изменения спроса — клиенты, на развитие отношений с которыми они рассчитывали, «заморозили» планы, но появились новые рынки и ниши, которые пришлось быстро осваивать в условиях дистанционной работы.
Некоторые компании сумели перепрофилировать производство и стать лидерами на новом рынке.
По словам Олега Лысака, с одной стороны, ускорились все технологические тренды: роботизация, цифровизация, контрактное производство. Это дало новых клиентов технологическим компаниям. С другой стороны, международные проекты, требующие обмена образцами и работы с оборудованием, существенно замедлились.
Нестабильный рынок и риск срыва контрактов
Объем рынка технологичного оборудования уменьшился из-за сокращения инвестиционных программ, а обороты компаний-производителей упали. При этом экстремально вырос курс доллара, что привело к росту цен на комплектующие зарубежного производства. С их закупкой и доставкой тоже были проблемы.
Компании, производящие и внедряющие оборудование, столкнулись с риском срыва контрактов. Многие предприятия по всей стране были остановлены и невозможно было попасть на заводы.
Хотя первый шок прошел, и стало ясно, что даже в условиях самоизоляции вести бизнес возможно, неопределенность на рынке сохраняется и планировать что-то даже на год вперед сложно.
План «Б»
Даже те компании, в которых риск-менеджмент поставлен на высоком уровне, не смогли спрогнозировать пандемию, и еще рано говорить, чем разрешится ситуация. Вторая волна уже пришла, но на этот раз меры предпринимаются без резких движений. Даны рекомендации о переводе сотрудников на удаленку, восстановлен жесткий масочный режим и в бизнес-центрах измеряют температуру на входе, СМИ транслируют тревожные сообщения о грядущей самоизоляции.
Но компании уже готовы к ее введению. У бизнеса простой выбор: справиться с ситуацией или погибнуть. И рассчитывать в этом случаем большинству компаний приходится только на свои силы.
Курс доллара продолжает расти, а вместе с ним и закупочные цены на зарубежные комплектующие. И хотя сложно просчитать дальнейшее развитие событий, директора компаний постарались максимально учесть весенний опыт.
И фактически, производители оборудования готовятся потуже затянуть пояса, работать в режиме чрезвычайной ситуации и искать новые ниши.
Технопарки по мере возможности стремятся помочь резидентам.
В итоге бизнес постепенно привыкает работать в условиях «новой нормы».