Как мы провели лето: исследование медицинской тематики в Санкт-Петербурге
Привет! Пока все отдыхали на курортах Краснодарского края и загорали, мы решили осуществить нашу старую идею и провести масштабное исследование сайтов медицинской тематики в Санкт-Петербурге.
Этим постом мы открываем серию публикаций, посвященных результатам нашего исследования. Наш первый пост-знакомство рассказывает о том, что именно мы делали, как, зачем и какие клиники попали в область нашего исследования.
Почему именно медицина?
Мы работаем на рынке SEO-продвижения с 2004 года и «Медицина» — одна из наших основных специализаций. В нашем портфолио имеются проекты различной тематики:
· Многопрофильные медицинские клиники,
· Клиники узкого профиля: cтоматология, пластическая хирургия, косметология и т.п.
Средний срок работы с проектом в нашем агентстве: 3 года и 4 месяца.
Что мы решили исследовать и зачем?
При продвижении сайта можно практиковать два подхода в работе:
1. Изучать техники и решения лидеров тематики и повторять их, видоизменяя под свои потребности.
2. Придумывать новаторские идеи в оптимизации сайтов и улучшении контента, проводить А/Б-тесты, «раскатывать» лучше методики.
Нам больше импонирует второй подход, но, как известно, фантазия не безгранична и любой из нас может столкнуться с «творческим кризисом». В такие моменты имеет смысл обратить пристальное внимание на лидеров тематики, изучить – чем они отличаются от сайтов, которые ранжируются плохо, выделить наиболее значимые и часто используемые решения и внедрить на своем проекте.
Помимо этого – первый подход еще и поддается статистическому анализу: можно проанализировать сайты большого количества конкурентов, собрать статистику, сделать выводы.
Собственно, именно этим мы и решили заняться в рамках исследования.
Цели исследования
Мы сформулировали для себя цели исследования так:
1. Оценить качество и структуру контента, удобство функционала на сайтах многопрофильных медицинских клиник Санкт-Петербурга, выделить наиболее популярные решения,
2. Выделить критерии, которые в большинстве своем проработаны на ТОПовых сайтах клиник.
3. Составить «рейтинг» клиник, сайты которых проработаны наиболее качественно.
Как мы отбирали клиники и какие клиники попали в исследование
В ходе подготовки к исследованию мы собрали, проанализировали и классифицировали различные поисковые запросы, относящиеся к медицинской тематике, разделив их на две основные категории:
1. Коммерческие запросы, 3 238 запросов. Запросы, включенные в данную категорию, отражают конкретные потребности и намерения пользователей, стремящихся найти подходящего специалиста, медицинскую клинику или определенную услугу. Этот тип запросов играет ключевую роль в оценке коммерческой привлекательности и конкурентоспособности сайтов клиник.
2. Информационные запросы, 9 571 запрос. В этой категории учтены запросы, которые связаны с более широким поиском информации о заболеваниях, их лечении, симптомах, противопоказаниях к определенным процедурам, прогнозах и так далее. Это позволяет нам оценить, насколько «глубоко» и «широко» клиники предоставляют дополнительную информацию для своих потенциальных пациентов.
Статистика по семантическому ядру в рамках исследования:
Для более точного понимания структуры потенциального трафика на сайтах клиник и их ранжирования в поиске мы расширили классификацию запросов, разделив их на 4 подгруппы в соответствии со среднемесячной частотностью запросов за прошедший год. Вот что у нас получилось:
Где:
· ВЧ (высокочастотные) – запросы с наибольшей среднемесячной популярностью за год
· СЧ (среднечастотные) – запросы со средней популярностью
· НЧ (низкочастотные) и мНЧ (микро-низкочастотные) – запросы с наименьшей популярностью
Статистика по популярности запросов взята из сервиса Яндекс.Wordstat.
Для проверки видимости и объемов запросов в ТОП10 поисковых систем Яндекс и Google использовали сервис проверки позиций Топвизор, который позволяет оценить видимость:
· по всем запросам семантического ядра.
· по отдельным подгруппам запросов.
· составить список ТОП100 клиник по каждой группе запросов.
Мы уже давно используем topvisor.ru в нашей работе и можем смело рекомендовать его другим SEO-специалистам (не реклама, реально отличный сервис) .
После проверки видимости составили несколько списков сайтов клиник с разделением:
· высокая видимость
· средняя видимость
· низкая видимость
И пришли к выводу, что показатель «видимость» в рамках данного исследования недостаточно информативен, к сожалению (а так хотелось). Что такое «видимость» — мы рассказывать не будем (рассчитываем, что вы и так уже это знаете), а вот почему он оказался не очень информативен – расскажем.
Мы решили отталкиваться не от видимости, а от количества запросов в ТОП10 – тот срез выдачи, где клиники могут рассчитывать на трафик, он более измерим и информативен, по нашему мнению.
Так получился первичный список клиник. После – расширили его за счет клиник, которые хорошо ранжируются в Яндекс. Картах по запросу «многопрофильная клиника»:
В нашей выборке оказались как сетевые клиники, так и клиники-одиночки. Вот статистика по количеству клиник под 1-им брендом в Санкт-Петербурге:
Так мы получили итоговый список, состоящий из 41 клиники, разделенный на три группы:
· Лидеры
· Середнячки
· Аутсайдеры
Методология исследования
Анализ рейтинга по ранжированию показал, что помимо сайтов медицинских клиник, в выдаче, конечно же, представлены и другие типы сайтов:
· агрегаторы
· информационные порталы
· сервисы Яндекса (в Яндексе)
Такие сайты мы исключили из основных секций нашего исследования, но вернулись к ним позже, чтобы понять как клиники работают с агрегаторами, какую долю выдачи занимают агрегаторы и информационные порталы.
Для проверки сайтов клиник мы составили список критериев, по которым оценили посадочные страницы, разделенные на группы:
· Общий и административный контент
· Качество коммерческих страниц
· Качество информационных страниц
· Базовые элементы UХ
· Элементы конверсии
· Техническая оптимизация
За наличие/отсутствие различных факторов в каждой группе или за их качественную проработку – сайты клиник получают определенное количество баллов. Каждый критерий оценки в исследовании имеет собственный вес в итоговой формуле расчета.
Такая система оценки позволила нам:
· Оценить проработку различных факторов на сайтах
· Выявить наиболее популярные и непопулярные факторы на сайтах клиник
· Сформировать итоговую таблицу с лидерами, которые набрали наибольшее количество баллов и показали наилучшую проработку контента на сайте
Исходные данные по ранжированию
Кстати, пока собирали первичные данные для исследования, обнаружили вот что:
Что было сложного в этом исследовании?
Мы переоценили свои силы и собрали чрезмерно большое количество данных, на анализ которых у нас просто не хватило времени. Поэтому, часть материалов у нас осталась вне рамок исследования, и мы, скорей всего, поделимся ими отдельно и несколько позже.
Первая секция нашего исследования, которой мы готовы поделиться уже завтра – «Общая информация о клинике и контент, формирующий доверие».
В данной секции суммарно мы проверили 18 критериев на всех сайтах и подготовили отчет.
Публикации будут выходить здесь, в нашем Telegram-канале и на сайте https://www.altera-media.com. Читайте там, где удобнее =)
До завтра!
Материалы из цикла публикаций «SEO-исследование медицинской тематики»:
1 часть: Анализ базовой информации о клинике
2 часть: Анализ контента, формирующего доверие
***
Подписывайтесь на наш Телеграм: t.me/alteraagency — в нем мы оперативно делимся новыми кейсами и полезным контентом по маркетингу и поисковой оптимизации.