Как понимали искусство в Древней Греции?

Как понимали искусство в Древней Греции?

Очевидно, что мировосприятие древнего грека отличалось от нашего. Если даже у Гомера в «Илиаде» цвет моря обозначается как фиолетовый, а цвет мёда как зелёный (отсылаем к книге Дойчера «Сквозь зеркало языка»), то что уж говорить о древнегреческом определении искусства? Саму теорию творческой деятельности художника впервые сформулировал Аристотель, назвав его основным принципом мимесис (от греч. Mimesis - подражание, воспроизведение).

Суть мимесиса заключается в том, что природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания. Например, вы читаете про белые ночи Петербурга у Достоевского. Если вы их видели, то описание белых ночей, в качестве знакомого вам явления, актуализирует воспоминания о том, что вы когда-то наблюдали.

Как понимали искусство в Древней Греции?

А даже если не видели, вы всё равно будете строить ассоциации и сопоставления с описанным явлением. В любом случае вы должны получить удовольствие. По сути, это и есть мимесис. Это эстетическое понимание искусства. Понятно дело, что художественный мир отличается от реального, и Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве.

Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства (точные описания, которые ближе к научному, нежели к художественному). Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый, художественный, смысл, на выражение которого и направлены усилия художника.

Как понимали искусство в Древней Греции?

Разница между историком и поэтом в том, «что один рассказывает о происшедшем, другой о том, что могло бы произойти. Вследствие этого поэзия содержит в себе более философского и серьезного элемента, чем история: она представляет более общее, а история — частное». Мимесис – это эстетический способ познания, а не буквальное копирование или подражание. По крайней мере, так считал Аристотель.

А что, собственно, думал Платон об искусстве?

Как понимали искусство в Древней Греции?

В диалоге «Государство» приветствуется чисто практическая цель искусства (гимны богам и хвала добродетельным героям). При этом любая иная поэзия подражательна, поэтому ей нет места в государстве. “Подражательное искусство далеко от действительности. Поэтому-то, сдается мне, оно и может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отображение. Например, художник нарисует нам сапожника, плотника, других мастеров, но сам-то он ничего не понимает в этих ремеслах.

Однако если он хороший художник, то, нарисовав плотника и издали показав это детям или людям не очень умным, он может ввести их в заблуждение, и они примут это за настоящего плотника”. Творцы касаются лишь призрака добродетели (Платон не щадит даже Гомера и его великих героев), но не касаются истины. Такая поэзия способна развратить даже умы истинных граждан утопического государства Платона, а потому от неё нужно избавиться.

Как понимали искусство в Древней Греции?

Однако в диалоге «Иов» Платон делает поэта божьим помазанником, через уста которого говорит сам Бог (если это, конечно, настоящий поэт). Поэт «может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека этот дар он не способен творить и пророчествовать...

Ведь не от умения они это говорят, а благодаря божественной силе; если бы они благодаря искусству могли хорошо говорить об одном, то могли бы говорить и обо всем прочем; но ради того бог и отнимает у них рассудок и делает их своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос..».

Как понимали искусство в Древней Греции?

Так или иначе, Платон идеализирует образ поэта, вследствие чего каждый второй художник возомнит себя пророком. Но не стоит забывать, что Платон говорит не о тех поэтах, которые развращают умы великими идеями. Он говорит об «удобных» поэтах, что воспевают богов и добродетельных граждан.

Платон выступает за этику в искусстве. Тогда как Аристотель видит в настоящем искусстве эстетику. Таким образом, философы выделяют вечную проблему соотношения этики и эстетики, не принимая точку зрения соперника.

Остальные статьи и посты про аниме, фильмы, живопись, литературу и другие виды искусства читайте в нашем телеграмм канале metranpaj:

Как понимали искусство в Древней Греции?
Начать дискуссию