Как меняли искусство в эпоху Просвещения?

Как меняли искусство в эпоху Просвещения?

После того как Аристотель сформулировал принципы творчества в «Поэтике», художники вплоть до XVII века подражали античным классикам. Было твёрдое убеждение, что круче «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Энеиды» Вергилия уже ничего не будет. Никто не сделает трагедии глубже и слезоточивее, чем Софокл и Эсхил с Еврипидом. И так считали в Европе почти 2000 лет.

Во Франции конца XVII века любые попытки назвать современное искусство лучше античного высмеивались защитниками старины, типа Никола Буало (лидера «древних»). Однако в 1670-е годы при Людовике XIV активно пропагандируется национальная литература на французском языке (это было очень важно, поскольку в Европе главенствовали латынь и древнегреческий, которые изучал всякий уважающий себя дворянин).

Как меняли искусство в эпоху Просвещения?

Теперь уже Людовик, как и подобает французскому королю, воспевается на национальном языке, а не на латыни. Появляются новые жанры: опера, бурлеск и роман; они должны были заменить античные жанры (трагедию и эпос). Шарль Перро (будущий лидер «новых») критикует признанного всем миром Еврипида и его трагедию «Алкеста», ставя выше трагедии оперу Ж.Б. Люлли на тот же сюжет.

Но пик спора пришёлся на 27 января 1687 года, когда Перро в поэме «Век Людовика Великого» поставил век Людовика выше, чем век Октавиана Августа. Кроме того, он прямо высказывается о том, что современное искусство лучше античного. И здесь пошла жара!

Как меняли искусство в эпоху Просвещения?

Буало твердит, что искусство – нечто неопределённое. Перро противопоставляет ему в ответ, что если искусство неопределённое, то значит оно несовершенное. Буало кидает панч: природа отражает все правила искусства (отсылая к «Поэтическому искусству» Горация).

Перро в ответку: природа неизменна, а разум способен развиваться, значит каждое новое поколение имеет больше шансов стать ближе к идеалу. Для Буало, понятно дело, идеал был в древности. Перро его добивает, называя античность – детством человечества, после которого надо взрослеть и развиваться дальше. Все эти ваши древние Гомеры и Еврипиды – люди таланта. Они не задумывались о своём творчестве, они просто творили, как и подобает людям природы, а новые – люди разума – которые становятся всё лучше.

Как меняли искусство в эпоху Просвещения?

Впоследствии древние и новые помирились, но данный спор предвосхищал дальнейшее развитие искусства от классицизма к романтизму, сентиментализму, реализму и другим далёким от древности видам искусства. Старая концепция идеала древности всё больше сходила на нет.

Литература:
1. Н. Буало «Поэтическое искусство».
2. Ш. Перро «Век Людовика Великого», «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук».

Остальные статьи и посты про аниме, фильмы, сериалы, мультфильмы и другие виды искусства читайте в нашем телеграмм канале metranpaj:

Как меняли искусство в эпоху Просвещения?
Начать дискуссию