Понятие «товарного знака» в законодательствах разных стран

Понятие «товарного знака» в законодательствах разных стран

Товарный знак сегодня, как и несколько тысячелетий назад, призван отличать товары одних производителей от других.

История товарных знаков уходит корнями в далекое прошлое, когда ремесленники ставили клеймо на своих товарах, которое подтверждало особые качества товара и его производителя. Постепенно эти клейма приобрели еще одну функцию – защитить производителя от подделок. Именно тогда эту охранную функцию подхватило государство, как гарант привлечения к ответственности нарушителя, которое стало выдавать особые документы, подтверждающие особые права его владельца использовать это обозначение.

И поскольку эти функции и есть ядро сущности товарного знака, постепенно в законодательствах практически всех стран мира появились нормы, регламентирующие правовую охрану товарных знаков.

Очевидно, что исходя из его функций и сформировалось определение понятия «товарный знак». Однако законы разных стран принимались в разные годы и под влиянием различных исторических и политических укладов. Из чего следует, что и законодательные формулировки могут хоть и незначительно отличаться.

Мне на досуге стало любопытно сравнить, что понимают под товарным знаком законы разных стран, пришлось привести мини (или не такое уж и мини) исследование. Благо тексты законов размещены на сайте ВОИС. Переводил все Яндекс – так что просьба не придираться к формулировкам. Выбор стран обусловлен личным интересом. Думаю, в теории, это может быть на перспективу кому-то не только интересным, но и полезным.

Российская Федерация

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (с изменениями, в редакции от 29.06.2023 г.)

Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания

1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

2. Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг.

Статья 1482. Виды товарных знаков

1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Германия

Закон об охране товарных знаков и других обозначений Германии от 25 октября 1994 года (с изменениями и дополнениями от 10.08.2021 г.)

Раздел 3

Знаки, подлежащие охране в качестве товарных знаков

(1) Все знаки, в частности слова, включая личные имена, рисунки, буквы, цифры, звуки, трехмерные рисунки, форму товаров или их упаковки, а также другую упаковку, включая цвета и цветовые сочетания, могут быть защищены в качестве товарных знаков, если они способны отличать товары или услуги одного предприятия от других предприятий.

(2) Знаки, состоящие исключительно из форм или других характеристик

1. которые вытекают из характера самих товаров;

2. которые необходимы для получения технического результата; или

3. которые придают товару существенную ценность,

не могут быть защищены в качестве товарных знаков.

Франция

Кодекс интеллектуальной собственности (сводная версия на 30.06.2022 г.)

Статья L711-1

Товарный знак или знак обслуживания — это знак, используемый для отличия товаров или услуг физического или юридического лица от товаров или услуг других физических или юридических лиц. Этот знак должен быть представлен в Национальном реестре товарных знаков таким образом, чтобы любое лицо могло точно и четко определить объект охраны, предоставляемой его владельцу.

Украина

Закон Украины № 3689-XII от 15.12.1993 г. «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (с изменениями от 21.05.2015 г.)

Статья 1. Определение

В этом законе нижеследующее употребляется в следующем значении:знак — обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц; (Абзац четвертый статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 850-IV (850-15) от 22.05.2003)

Статья 5. Условия предоставления правовой охраны

2. объектом знака может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, в том числе собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и цветовые комбинации, а также любая комбинация таких обозначений. Объектом знака не могут быть имена или псевдонимы лиц, занимавших руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления СССР, УССР (УССР), других союзных или автономных советских республик (кроме случаев, связанных с развитием украинской науки и культуры), работали в советских органах государственной безопасности, названия СССР, УССР (УССР), других союзных советских республик и производные от них, названия, связанные с деятельностью Коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины или в отдельных административно-территориальных единицах, преследованием участников борьбы за независимость Украины в XX веке. (Часть вторая статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом N 317-VIII (317-19) от 09.04.2015)

Великобритания

Закон 1994 года «О товарных знаках» (глава 26, обновлена до 13.08.2021 г.)

1 Товарные знаки.

F1(1) В настоящем Законе “товарный знак” означает любой знак, который способен -

(а) быть представленным в реестре таким образом, который позволяет регистратору и другим компетентным органам и общественности четко определить предмет охраны, предоставляемой собственнику, и

(б) отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий.Товарный знак может, в частности, состоять из слов (включая личные имена), рисунков, букв, цифр, цветов, звуков или формы товаров или их упаковки.

США

Закон о товарных знаках 1946 года, 15 U. S.C. §§ 1051-1141n (Закон Ланхэма с поправками, внесенными в соответствии с Публичным законом № 117-168)

§1052. Товарные знаки, подлежащие регистрации в основном реестре; одновременная регистрация

Ни одному товарному знаку, с помощью которого товары заявителя могут быть отличены от товаров других лиц, не может быть отказано в регистрации в основном реестре из-за его характера, за исключением случаев, когда он—

(а) состоит или включает в себя аморальные, вводящие в заблуждение или скандальные материалы; или материалы, которые могут принижать или ложно предполагать связь с лицами, живыми или умершими, учреждениями, верованиями или национальными символами, или вызывать к ним презрение, или порочить репутацию; или географическое указание, которое при использовании на винах или крепких спиртных напитках или в связи с ними идентифицирует место, отличное от места происхождения товара, и впервые используется заявителем на винах или крепких спиртных напитках или в связи с ними по истечении одного года после даты вступления в силу Соглашения ВТО (как определено в разделе 3501(9) раздела 19) вступает в силу в отношении Соединенных Штатов.

(b) состоит или включает в себя флаг, герб или другие знаки отличия Соединенных Штатов, или любого штата, или муниципалитета, или любой иностранной нации, или любую их имитацию.

(с) состоит или содержит имя, портрет или подпись, идентифицирующие конкретного живого человека, за исключением случаев, когда требуется его письменное согласие, или имя, подпись или портрет умершего президента Соединенных Штатов при жизни его вдовы, если таковые имеются, за исключением случаев, когда требуется письменное согласие вдовы.

(d) состоит или включает в себя знак, который настолько напоминает знак, зарегистрированный в Ведомстве по патентам и товарным знакам, или знак или торговое наименование, ранее использовавшиеся в Соединенных Штатах другим лицом и не отмененные, что при использовании на товарах заявителя или в связи с ними может вызвать путаница, или вызвать ошибку, или ввести в заблуждение.

(e) состоит из знака, который (1) при использовании на товарах заявителя или в связи с ними является просто описательным или вводящим в заблуждение описанием их, (2) при использовании на товарах заявителя или в связи с ними является главным образом географическим описанием их, за исключением указания на региональное происхождение может подлежать регистрации в соответствии с разделом 1054 настоящего раздела, (3) когда используется на товарах заявителя или в связи с ними, в первую очередь географически вводит в заблуждение их описание, (4) в первую очередь является просто фамилией или (5) содержит любой материал, который в целом является функциональным.

(f) За исключением случаев, прямо исключенных в подразделах (a) , (b) , (с), (d) , (e) (3) и (e) (5) настоящего раздела, ничто в настоящей главе не препятствует регистрации знака, используемого заявителем, который имеет становятся отличительными чертами товаров заявителя в торговле.Ничто в настоящем разделе не препятствует регистрации товарного знака, который при использовании на товарах заявителя или в связи с ними в первую очередь географически вводит в заблуждение относительно их описания и который стал отличительным признаком товаров заявителя в торговле до 8 декабря 1993 года.

Китай

Закон Китайской Народной Республики о товарных знаках (с поправками по состоянию на 23 апреля 2019 года)

Статья 8. На регистрацию в качестве товарных знаков могут быть поданы заявки на любые знаки, включая слова, графики, буквы, цифры, трехмерные символы, цветовые сочетания, звук или любую их комбинацию, которые способны отличать товары физического лица, юридического лица или другой организации от товаров других лиц.Статья 9 Товарный знак, представленный на регистрацию, должен обладать заметными характеристиками и быть легко различимым, и он не должен вступать в противоречие с законными правами, полученными другими лицами ранее.Владелец регистрации товарного знака имеет право указать формулировку «Зарегистрированный товарный знак» или знак, свидетельствующий о том, что товарный знак зарегистрирован.

Тайланд

Закон «О товарных знаках» 2534 года (по буддийскому летоисчислению) (1991 года) (с поправками, внесенными Законом о товарных знаках (№ 3) B. E. 2559 (2016)

Раздел 4. В этом акте:

“Знак” — означает фотографию, рисунок, изобретенное устройство, логотип, название, слово, фразу, букву, цифру, подпись, сочетание цветов, изобразительный элемент, звук или их комбинацию.

“товарный знак” — означает знак, используемый или предлагаемый к использованию на товарах или в связи с ними для отличия товаров, в отношении которых используется товарный знак владельца такого товарного знака, от товаров под товарным знаком другого лица;

Афганистан

Закон о регистрации товарных знаков (версия от 2009 г.)

Статья 2:

Товарные знаки состоят из (одного или нескольких) названий, слов, подписей, букв, цифр, рисунков, символов, названий, печатей, изображений, надписей, рекламы или упаковки или любого другого знака или их комбинации.

Познакомившись с формулировками статей законов вышеприведенных стран, можно сделать вывод, что ограничений по видам объектов, что может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, практически нет – это не только привычные нам слова и изображения, но и звуки, трехмерные символы и рисунки, форма товаров или их упаковка, имена собственные, цвета и цветовые комбинации, главное условие одно – способность отличать товары и услуги одних производителей от других.

287287 показов
2828 открытий
1 комментарий

У меня сохранились изразцы с товарным знаком: *Власовы. Москва. Таганка*. Приятно видеть статью...

Ответить