Планирование. Составляем правильный список задач

У вас наверняка уже хорошо составленный список дел, если вы умеете:

Как поддерживать список задач постоянно в свежем и актуальном состоянии? Об этом расскажет всем известный специалист по продуктивности и джедай — Максим Дорофеев.

Планирование. Составляем правильный список задач

Заменитель приоритета и секрет свежести списка дел

Свежесть списка — это не сложно, но начну я немного с другого конца…

«Как правильно расставлять приоритеты» — один из «любимых» и часто задаваемых вопросов у меня на тренингах. Любовь к этому вопросу вызвана даже не тем, что слово «приоритет» до определенного момента не имело множественного числа (см. например толковый словарь Ушакова) и «расставить приоритеты» звучит как «список единственных жен».

Я люблю этот вопрос еще потому, что очень часто в качестве ответа люди уже подсознательно ожидают рассказ об очередной матрице 2х2 и всяких волшебных «важноенесрочное», которое позволит не думая понять, что же надо делать. Но так, к сожалению, не получится – думать придется.

Планирование. Составляем правильный список задач

Вместо приоритета, которые часто путают со сложностью, важностью, срочностью, я предлагаю опираться на «грубую срочность». Она отвечает на вопрос: «Когда нужно выполнить эту задачу?».

Под задачей мы подразумеваем действие, которое удовлетворяет 5 критериям:

1. Сформулирована как полный ответ на вопрос «Что нужно сделать?».

2. Начинаться с глагола в начальной форме. Например: написать, позвонить, спросить, найти, и т.д.

3. Содержит необходимые дополнения.

4. Выполнима максимум за полчаса с минимальными затратами мыслетоплива.

Задачи с формулировками: подумать, придумать, решить, изучить, проанализировать будут лишь вызывать желание отложить их на потом. Что делать с такими задачами, когда они перед нами возникают – будет темой отдельного поста. Пока просто поверьте, то даже у сложных исследовательских задач всегда можно найти первоочередной шаг, выполнимый с минимальными затратами мозга.

5. Формулировка задачи один в один совпадает с действием. Если для задачи «Отправить отчет начальнику» необходимо «Запросить ексельку у Леши из ИТ отдела», то в план работы следует поместить именно второе.

«Срочность» я называю «грубой», потому что предполагаю всего три возможных варианта ответа на вопрос: «Когда нужно выполнить эту задачу?»:

  • Сегодня
  • На этой неделе
  • Не на этой неделе

Этот подход был взят мной у Майкла Линенбергера и оказался наиболее простым среди работоспособных.

Таким образом, все ваши задачи раскладываются по трем коробочкам. Если же вы используете инструмент, заточенный под GTD, то там есть списки Next (их можно использовать как «На этой неделе») и Someday (их можно использовать как «Не на этой неделе»).

На первый взгляд, у этого метода есть один недостаток: а что если мне нужно сделать задачу в определенный день Х? Почему мне нельзя просто назначить этой задаче нужный срок, чтобы до этого дня о ней вообще не думать?

Если вам так хочется, то, конечно же можно, но:

  • А если вдруг обстоятельства сложатся так, что у вас появится возможность выполнить задачу до этого срока? Вы сможете использовать эти обстоятельства себе на благо?
  • А когда придет срок выполнить эту задачу, вы ее узнаете или будете судорожно вспоминать, что же конкретно имелось в виду? С момнта записи в список до момента когда задачей надо будет заняться, через ваш мозг может пройти очень много разных других дел.

Если же вам не нужно выполнять задачу раньше срока и у вас нет проблем с описанием и формулировкой задачи, то можете назначить ее на конкретный день и скрывать с глаз долой до этого момента. Однако если вам хочется выполнять все дела заранее и без лишней суеты, то я бы рекомендовал именно схему «грубой срочности» или как ее еще называют: «схему трех коробочек».

Такая схема «трех коробочек» позволяет выполнять нужные задачи максимально быстро, но только при условии проведения периодических обзоров:

Планирование. Составляем правильный список задач

Самое главное – проводить обзор регулярно, пусть даже и не в полном объеме: лучше провести двухминутный обзор, чем прокрастинировать получасовой. Наряду с пятью критериями правильной формулировки задач, обзоры являются второй важной составляющей чуда.

Если для управления списком дел вы используете какую-либо программу, то обязательно создайте повторяющуюся задачу на еженедельный и ежедневные обзоры. Для проведения периодических обзоров я также рекомендую использовать чек-лист или список контрольных вопросов, который поможет понять, что именно нужно просматривать. Ниже приведены примеры таких списков.

Вопросы к ежедневному обзору

  • Посмотрите задачи, выполненные сегодня. Надо ли вам еще что-то сделать в связи с этим?
  • Посмотрите задачи, запланированные на сегодня, но не выполненные. Надо ли вам в связи с этим что-то сделать прямо сейчас/завтра/на неделе/потом?
  • Есть ли в вашем списке на сегодня задачи, которые менялись больше суток назад? Переформулируйте их.
  • Какие задачи вам надо будет выполнить завтра? Внесите их в список «Сегодня»

Вопросы к еженедельному обзору

  • Все ли источники входящих обработаны?
  • Все ли задачи в списке задач все еще надо сделать?
  • Посмотрите ваш список активных проектов. Есть ли задачи, которые вы забыли внести в список?
  • Все ли проекты в вашем списке проектов все еще активны?
  • Посмотрите задачи, завершенные на прошлой неделе. Надо ли (можно ли) еще что-то сделать?
  • Какие задачи вам обязательно нужно выполнить на этой неделе? Поместите их в коробочку «Неделя».
  • Посмотрите календарь на неделю/две вперед. Надо ли что-то сделать в связи с этим?

Оперативный обзор

Оперативный обзор вы так или иначе проводите несколько раз за день, когда вы завершили одну задачу и решаете, за какую взяться после нее. Никто не запрещает вам в этот момент проверить и обработать свои входящие и пополнить списки дел свежими поступлениями.

Единственный момент, если в течении дня вам часто прилетают новые незапланированные дела (а в большинстве случаев это совершенно нормально), то перед тем, как схватиться за свежеприлетевшее срочное дело загляните в список «Сегодня», оно точно такое срочное? Если нет, то запишите свежеприлетевшее в список, и следующим выполните то, что действительно срочно.

Спонтанный обзор

У вас же бывают кусочки времени, когда вы ничего не можете делать? Например, вы спускаетесь по эскалатору в метро, ждете своей очереди у кассы или ожидаете супругу у примерочной. И что вы обычно делаете, когда ничего делать нельзя?... Скорее всего «трогаете себя за смартфон», прогуливаясь по соцсетям или новостным сайтам.

Такое поведение чем-то похоже на наркотическую зависимость от новой информации, а ряд современных исследователей утверждают, что это ровно так и есть. Но пока вы это не победили, вы можете это использовать себе на благо: просто в следующий раз, когда «все равно делать нечего» откройте свой список дел и начните вдумчиво читать задачу за задачей, спрашивая себя:

  • А это точно мне надо делать?
  • Было ли сегодня что-то такое, что помогло бы мне с этой задачей?
  • А мог бы я из этой задачи извлечь еще какую-то пользу?
  • Возможно ли это дело выполнить каким-нибудь очень простым способом?

Если вас посетят какие-либо мысли относительно той или иной задачи – обязательно запишите их в описание это задачи, а то они забудутся, или, как минимум, вы не вспомните о них в нужный момент.

Начните практиковать эти обзоры своего списка дел и посмотрите, что изменится. Удачи.

Планирование. Составляем правильный список задач

Лидмашина — агентство интернет-маркетинга. С нами вы продаете *ББДЧ — больше, быстрее, дороже, чаще. Этот подход мы позаимствовали у Игоря Манна — учредителя нашей компании.

За 12 лет мы решили 282 задачи бизнеса в онлайне.

Еще больше полезных статей в нашем блоге Учебка.

Присоединяйтесь к нашему уютному сообществу в VK и Telegram.

33
Начать дискуссию