Кризис идентичности подростка. Чем он грозит? Профилактика

Предупрежден, значит - вооружен.Кризис идентичности подрост

"Почему мой сын не отрывается от своего телефона? Что он там все время ищет?"
"А мой буквально вынудил купить ему крутые наушники, так с ним теперь и поговорить не возможно, все время ходит в этих наушниках, из которых даже иногда слышится нецензурная брань."

Такие вопросы я часто слышала от мам и пап своих воспитанников, а также от родителей их друзей. Их гораздо больше, но я буду выкладывать их в статьях не все сразу, а постепенно.

Именно в подростковом возрасте у наших подростков возникает кризис идентичности. Что это такое, и как это пережить, попробуем разобраться в этой статье.

Кризис идентичности согласно Википедия - это особый период формирования личности, во время которого подросток находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние, при котором подросток чувствует утрату собственного восприятия и сталкивается с проблемой самоопределения.

Кризис идентичности подростка. Чем он грозит? Профилактика

Переживая кризис идентичности, подросток задает себе вопросы:

"Каков я? Кто я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?».

Как я уже писала ранее, эти кризисы происходят в жизни ребенка в 3 года - когда многие дети идут в ясли, детский сад. В 7 лет, когда наш ребенок идет в первый класс школы. Следующий опасный период наступает, когда наш еще вчерашний ребенок вступает в подростковый возраст, то есть в10 лет. Сейчас многие педагоги и психологи говорят, что подростковый возраст помолодел, и называют младший подростковый возраст даже в 9 лет.

Что же происходит в это время? Колоссальный стресс, который переживают наши вчерашние дети - мощнейший гормональный всплеск - раз. Разъединение себя с родительской семьей - два. Поиск своей идентичности с компанией сверстников - три. Ощущение себя по половому признаку - четыре. Что это такое?

Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как наш подросток выглядит перед другими. Также возникает не­обходимость понять, что же тебе нравится по-настоящему. Нравится именно тебе, а не социуму, ни даже твоим любящим родителям.

Расскажу немного как это было у меня. Ни мои родители, а именно я выбрала свой путь развития. Когда мне было 7 лет у меня появилась мечта - стать Послом Советского союза и начать работать в Министерстве иностранных дел. Эту историю можно почитать в статье под названием «Куда приводят мечты». https://vk.com/wall-119813359_86

Именно я в 5 лет сказала папе и маме, что я хочу играть на фортепиано и они нашли мне педагога по музыке. Именно я сказала родителям, что я хочу учить английский язык (в детском саду учили), и мои родители привели меня в английскую школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. Я сама выбирала свой путь. Вернее не я, я просто шла по тому пути, который был предначертан мне свыше судьбой.

Если на ран­них стадиях у ребенка сформировалась автономия от родителей, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на­ходит свое "Я", и признание окружающих. Хотя так бывает не часто.

Даже если Ваш подросток рос в любящей семье, но кто-то из значимого окружения - подруга, друг, вдруг ни в того, ни с сего начинает отстраняться от Вашего подростка, это приносит в его или ее жизнь страшнейшую дисгармонию.

Происходит диффузия идентичности, ребенок не может найти свое "Я", не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным реакциям, у него появляется устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с противоположным полом.

Происходит что-то наподобие того, как раньше писали в учебниках истории. Когда верхи не могут, а низы не хотят жить по старому. Если подросток чересчур привязан к родителям, практически слит с ними, то его начинают сторониться сверстники, называя либо - папина дочка, или маменькин сынок. У подростка происходит внутренний конфликт. Он с одной стороны не хочет сепарироваться от родителей, а с другой стороны - хочет присоединиться к группе сверстников. Конфликт на лицо.

И тогда, что делает наш подросток? Правильно. Старается привлечь к себе внимание самыми неординарными способами. Мальчишки на спор прыгают из окна, хорошо если со 2 этажа, девочки начинают либо курить, либо выпивать, либо для того, чтобы нравиться мальчикам, начинают показывать свою доступность.

Панки. готы, и тому подобное, все чаще на слуху у вчерашнего любителя стихов или игры на скрипке. 
Панки. готы, и тому подобное, все чаще на слуху у вчерашнего любителя стихов или игры на скрипке. 

Поэтому важность развития идентичности, самоидентификации для подростка огромна. Развитие уверенного, стабильного самоощущения является одной из ключевых задач подросткового возраста. Именно в этом возрасте подросток начинает задумываться о том, что же ждет его в будущем. Знаете, дорогие родители, какой самый страшный вопрос задавали мне мои воспитанники?

Что я буду делать, когда мои родители умрут? Как я буду жить? Очень частый вопрос. А представляете, что думает маленький мальчик или девочка? Какие страхи и монстры поселяются в его душе?

А страх тащит за собой - вину, самобичевание, самообвинения, самоосуждение. Что я сделал не так, почему мама умерла? Почему мои родители развелись?

Все это приводит к психосоматическим заболеваниям. Подростки становятся замкнутыми, застенчивыми в отношении себя. Они начинают ненавидеть себя, не принимают себя. Хорошо, если у Вашего подростка, дорогие Родители, сформирована стойкая самооценка. Хотя это бывает крайне и крайне редко. К большому сожалению одно маленькое не соответствие, и все. Самооценка - рухнула. И начинается постоянный поиск побед. У кого на спортивной арене, у другого - на музыкальной поприще, у третьих - на амурном фронте.

Именно в этот период очень важно сформировать у подростка стабильную самооценку, которую он всегда сможет подкорректировать, если что-то пойдет в его жизни не так. Предаст подруга, бросит друг. Не выйграю соревнование, не поступлю в институт. Очень важно, чтобы Ваш подросток обладал таким набором инструментов, которые всегда помогут ему или ей оставаться на плаву даже тогда, когда все вокруг идет не так как хотелось.

И я могу дать Вашему подростку такие инструменты, которыми они смогут пользоваться до конца своей жизни. Это путь. Но это не постоянное хождение по психологам. Это опора на Того, Кто создал Вашего подростка и Кто приготовил для него или для нее определенную судьбу. И чем раньше Вы начнете проходить этот путь, тем более спокойным будет будущее и Вашего подростка и Ваше. Всегда рада быть Вам полезной. Остерегайтесь специалистов, которые используют оккультные техники, даже если они называют себя психологами.

Ирина Рябинина-Рыбалкина, лингво-ментор, Наставник личностного роста и развития лидерского потенциала подростков, Коуч детско-родительских отношений, педагог по духовно-нравственному воспитанию, педагог английского и французского языков.

Кризис идентичности подростка. Чем он грозит? Профилактика
5151 показ
174174 открытия
Начать дискуссию