Современные цифровые технологии развития бизнеса

Современные цифровые технологии развития бизнеса

Цифровизация предприятия необходима для повышения эффективности и устойчивости его функционирования за счет кардинальных изменений качества управления, как технологических процессов, так и процессов принятия решений на всех уровнях управления, на основе современных методов производства и дальнейшего использования информации о состоянии и прогнозирования возможных изменений в управляемых элементах и подсистемах. В целях проектирования цифровой трансформации предприятия необходимо разработать классификацию цифровых технологий по критерию доступности и целесообразности их внедрения на предприятии.

Цифровизация предприятий является одним из ключевых направлений создания эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства. В результате широкого внедрения цифровых технологий на предприятии происходит его полная цифровая трансформация, которая может означать качественное изменение стратегии и бизнес-процессов предприятия под влиянием масштабной цифровой трансформации.

На сегодняшний день современные цифровые технологии рассматриваются как ключевой производительный ресурс, определяющий рост общественного благосостояния. Использование материальных секторов современной компьютерно-информационной экономики организациями, особенно предприятиями, является важнейшим условием их эффективного функционирования в условиях цифровой экономики.

Пока отсутствуют способы оценки эффективности внедрения цифровых технологий в предпринимательскую и организационную деятельность. Опираясь на богатый опыт ученых и специалистов в этой области, вопрос технологии цифровой трансформации предприятий до сих пор является предметом научных исследований в связи с важностью дальнейших исследований для достижения хозяйствующих субъектов различных уровней устойчивого развития.

Основная цель цифрового преобразования предприятий — повысить их конкурентоспособность и обеспечить условия для улучшения экономической эффективности производственной деятельности.

После цифровой трансформации предприятия проходят этап качественных изменений, которые выражаются в совершенствовании производственных процессов, финансов и материальной сферы деятельности. Что позволяет им адаптироваться к современным условиям цифровой экономики и закрепить свои конкурентные преимущества.

При управлении бизнесом возникают ситуации, связанные с увеличением доли нематериальных компонентов в конечной стоимости товара. Это влияет на уровень конкурентоспособности компании и ее положение в цифровой экосистеме. Уровень конкурентоспособности компании зависит от ее положения в цифровой экосистеме. Использование цифровых технологий в производственных процессах предприятия, управлении и планировании стало объективной необходимостью выживания и перестает быть предпосылкой конкурентного преимущества и конкуренции.

С помощью цифровой трансформации производственный процесс может достигать новых уровней производства и высоких показателей управляемости, а также повышать уровень контроля. В то же время старая система управления должна быть более гибкой. Цифровая трансформация предприятий проявляется в реструктуризации производства, изменении целей и задач деятельности. Формирование новых подходов к методам производства и управления предприятием.

Направления цифровых технологий и как они применяются.

Интернет вещей (Internet of Things, IoT) – это комплексное понятие, которое подразумевает под собой экосистему устройств, подключенных к сети. Это могут быть представители любой привычной техники, которые выходят в интернет и взаимодействуют друг с другом.

Когда говорят об интернете вещей, то в голову сразу приходят такие вещи как умные розетки, кофеварки и прочих полезных, но не особо масштабных вещах. Да, чайник, который автоматически кипятит воду сразу после вашего пробуждения – часть интернета вещей, но это лишь маленькая часть. Интернет вещей помогает автоматизировать множество процессов. Например, процесс наблюдения за тем, как ведется работа на складах, каково состояние оборудования на предприятии и т. п. Также на основе наблюдений умные устройства могут выполнять те или иные действия, например, автоматически вызывать ремонтную службу, если какое-то оборудование работает некорректно. Перспективы у технологии «интернет вещей» велики, крупным производствам и малым бизнесам стоит обратить внимание. Даже небольшие сетевые магазины теперь могут позволить себе камеры распознавания лиц и кассы самообслуживания, так как эти технологии могут помочь сэкономить деньги и увеличить доход.

Искусственный интеллект (ИИ). Данное направление находится на стадии активного внедрения. Например, в недвижимости, логистике, медицине, космических системах и т. п. Создаются универсальные цифровые администраторы, которые помогают автоматически обработать обращения клиентов, классифицировать входящие сообщения, вести работу с каталогами изображений, автоматически распознавать документацию технологических объектов, провести конкурентную разведку и т. д.

Различные виртуальные цифровые помощники. Чат-боты уже в настоящее время помогли компаниям существенно повысить уровень сервиса в части обслуживания клиентов. Чат-боты позволяют выполнять стандартное обслуживание клиентов без использования человеческих ресурсов (что снижает затраты компании). Уровень обслуживания таких ботов зачастую выше, чем у обычных сотрудников. В будущем планируется

выпустить виртуальных помощников, которые способны распознать тон, содержание сообщения и настроение клиента для выстраивания эффективных стратегий взаимодействия с клиентами.

Виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) — это мощные технологии, которые позволяют заменить реальную жизнь на восприятие виртуальной жизни, искусственным образом стимулируя наши чувства и обманывая наше тело в принятии другой версии реальности. Первоначально было трудно представить, что устройство виртуальной реальности имеет функцию, отличную от развлекательной. Сегодня виртуальная реальность вышла за рамки разработки развлекательных устройств.

Возможности их применения в бизнесе практически безграничны: от сборки заказов и выполнения хирургических операций до цифровых двойников, которые позволяют моделировать и отслеживать работу производственных предприятий, цепочек поставок и других сложных систем. Также использование при продаже товаров, предлагая клиентам более глубокое представление о товаре, который они хотели бы приобрести, посредством технологий виртуальной реальности. Например, тест-драйв дорогого автомобиля или провести виртуальный тур по новостройке в Москве потенциальному клиенту из Рязани.

Направление цифровых валют и блокчейн. Блокчейны используются многими крупными банками в России. В понимании бизнеса блокчейн — это обменная сеть для перевода транзакций, стоимости и активов между равными партнёрами, без помощи посредников. Благодаря блокчейну процесс международных денежных переводов, который обычно требует много времени, денег и сторон, значительно сократит время, расходы и количество участвующих сторон, а также исключит необходимость в сложной информационной структуре. Блокчейн идеально подходит для финансов, особенно для международных платежей.

Преимуществами блокчейна являются:

· Сохранность данных

Многократные дублированные данные между участниками обеспечивают сохранность и неизменность информации, введенной в блокчейн. Кроме того, из-за особенностей блокчейн-устройств эта информация не может быть изменена, отредактирована или удалена. А применение алгоритмов консенсуса свидетельствует о том, что все транзакции, включенные в блокчейн, были подтверждены.

· Прозрачность транзакций

Каждый участник сети имеет доступ ко всей истории транзакций, вплоть до самой первой транзакции. Поэтому для того чтобы проверить, прошла ли та или иная транзакция между двумя адресами, необходимо всего лишь обратиться к их истории, хранящейся в блокчейне.

· Высокая скорость транзакций

Поскольку сеть блокчейн является одноранговой, транзакции происходят напрямую между пользователями без участия посредников, независимо от их местонахождения. Кроме того, у пользователей есть доступ к сети 24/7, неограниченное время работы и отсутствие выхода в офлайн в праздничные дни.

Большие данные. Используется для оперативной обработки и анализа очень больших объемов разнородных данных. Большие данные оказывают революционное влияние на бизнес, поскольку современная бизнес-аналитика основана на аналитике больших данных.

Например, отдел маркетинга и рекламы может отправлять клиентам целевые предложения, отвечающие их потребностям. Благодаря аналитике больших данных бизнес-предложения формируются на основе потребительских предпочтений и прошлых покупок, не разочаровывая потребителей. Сейчас на производстве часто внедряют IoT-системы: устанавливают датчики на оборудовании и в помещениях, а потом анализируют собранные ими данные. Их можно использовать для мониторинга состояния оборудования, моделирования производственных процессов, выявления и предотвращения сбоев. Большие данные помогают в промышленности, например предсказание аварий и оптимизировать производство. В логистике большие данные помогают планировать грузоперевозки и оптимизировать маршруты. В финансах оценивает платежеспособность и повышает качество сервиса.

Например, Mastercard работает не только как платежная система — она собирает данные, которые помогают выявлять неплатежеспособных контрагентов, не возвращающих кредиты. Mastercard предупреждает финансовые организации, что с этими организациями не стоит вести дела.

Так, Альфа-Банк собирает данные обо всех своих клиентах. Затем с помощью анализа и сегментации делит их на группы. Например, клиент раз в неделю покупает подгузники или детские смеси, значит, скорее всего, у него есть ребенок. И можно предложить кредит или бонусную программу на детские товары.

Российский рынок Big Data-решений очень развит. Есть технологический стек, выявлены типовые проблемы внедрения проектов, определены способы их решения. Это снижает порог входа в работу с технологиями для новых компаний.

Кибербезопасность. Обеспечение конфиденциальности данных является проблемой для многих компаний. Мошенничество с каждым годом становится все изощреннее, а из-за утечки данных теряются миллиарды долларов. С помощью цифровых технологий разрабатываются надежные схемы защиты, технические системы, способные защитить данные от трансграничных кибератак. Кибербезопасность очень важна и абсолютно необходима для всех организаций. Чтобы не потерять репутацию и прибыль, к безопасности компании нужно относиться серьезно и быть готовым к любым вызовам, возникающие в эру технологий и интернета.

Сегодня цифровизация стала стратегическим приоритетом во многих странах. Задачи по цифровизации экономики являются приоритетными для стратегий и госпрограмм развития РФ. Однако в то же время Россия остается на низком уровне в индексе готовности международной сети, значительно отставая от крупных стран Сингапура, Финляндии, Швеции, Норвегии или США. Показатели использования интернета в организации показывают положительную динамику, но уровень все еще недостаточен.

Изучим стадии процесса цифровой трансформации, выделенные компанией Altimeter, и сопоставим их с текущим положением вещей на российских предприятиях. Принято выделять шесть основных шагов (шагов) цифровой трансформации, через которые проходят компании, чтобы получить максимальную выгоду от планомерного внедрения цифровых решений.

1. Business as usual (бизнес как обычно). Если в работе компании ничего не меняется в результате интеграции цифровых решений, процесс остается прежним. На этом этапе можно повысить производительность и общую эффективность, но ненамного. По сути, этот этап мало чем отличается от глубокой автоматизации и цифровизации предприятий. В России этот уровень в настоящее время занимают компании, которые начали цифровую трансформацию производства и качества бизнеса 1–2 года назад. В большинстве случаев это представители сегмента SMB- сегмента, крупные корпорации, пострадавшие во время недавнего экономического кризиса и не имевшие средств на внедрение новых технологий.

2. Present and active (присутствуют и активны). Начинаются достаточно глубокие изменения в работе, повысился уровень цифровой

грамотности, отработаны процессы взаимодействия с клиентами, методы производства, проведены эксперименты по определению наиболее подходящей модели, но не все оказались успешными. На этом этапе находится большинство российских компаний, объявивших о переходе на цифровую трансформацию.

3. Formalized (уровень формализации). Начало системного экспериментирования и освоение перспективных направлений внедрения цифровых решений в производство продуктов или оказание услуг. Систематизация дает свои плоды, появляются новые последователи цифровых изменений и формулировок требований к грядущим изменениям. Можно сказать, что на этом уровне находится наиболее продвинутая часть российских компаний, приступающих к цифровой трансформации.

4. Strategic (стратегический). Выводы, сделанные в результате исследований и экспериментов, проведенных на этом этапе, позволят вам определить стратегические действия по цифровой трансформации каждого конкретного производства. Происходит определение целей, назначение необходимых инвестиций и назначение лица, ответственного за развитие этого процесса.

5. Converged (конвергированный). Компания имеет четкое представление о порядке цифровой трансформации, определила все стратегические и тактические цели, разработала структурный план и собрала команду специалистов, непосредственной задачей которой является цифровая трансформация. Определены роли, построены модели и рабочие процессы. В России менее 10 промышленных компаний такого уровня, занимающихся добычей ресурсов и финтехом.

6. Innovative and adaptive (инновационные и адаптивные). Цифровая трансформация стала не просто частью бизнеса, но его фактической сутью. Руководители и стратеги мыслят в парадигме цифрового развития бизнеса, компания существует в ее рамках. В организациях регулярно внедряют цифровые инновации, направленные на улучшение работы. На этом этапе компания представляет собой цифровую экосистему, развитие которой обеспечивается постоянной апробацией новых технологий, развитием и дальнейшим масштабированием пилотных проектов. В России в данном стадии находятся «Яндекс», «Сбер», VK (в прошлом Mail. ru Group) и «Ингосстрах».

На сегодняшний день цифровизация является стратегическим приоритетом во многих странах. Задачи по цифровизации экономики являются приоритетными для стратегий и госпрограмм развития РФ. Но при этом на (см. рисунок 1) видим, что Россия по-прежнему находится на низком уровне в индексе готовности международной сети и демонстрирует

значительное отставание от ведущих стран: Финляндия, Швеция, Дания или США; показатели использования Интернета для организации имеют позитивную динамику, но их уровень еще недостаточно высок.

Современные цифровые технологии развития бизнеса

На сегодняшний день мы видим как цифровые технологии входят во все сферы жизни. В ближайшие десятилетия все отрасли будут переориентированы в соответствии с требованиями новых цифровых экономических моделей. Масштабный переход остановить невозможно. Просто потому, что это ценно для потребителя, выгодно бизнесу. Ценность цифровых решений растет. На сегодняшний день можно увидеть, что актуальность цифровых технологий и их использования закладывается в Национальном проекте «Цифровая экономика», основными целями которого являются:

1. повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом;

2. создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;

3. использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Всё больше организаций стремятся перенести бизнес-процессы в цифровую среду, тем самым существенно снижая транзакционные издержки и значительно увеличивая объемы экономической деятельности. Несмотря на существенные отраслевые особенности и неравномерность внедрения цифровых технологий, практически все исследователи и эксперты сходятся в самых высоких оценках значимости цифровизации для социально-экономического развития.

Таким образом, можно говорить, что процесс цифровой трансформации в бизнесе является актуальным и имеет положительный эффект.

194194 показа
309309 открытий
Начать дискуссию