Для чего, нужно равновесие? Почему изображение на картине нуждается в равновесии? Надо напомнить, что в визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, как, например, загнанный в лузу биллиардный шар.
Такие факторы, как форма, направление, месторасположение, в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. В этом случае кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит «нуждающейся» во всех составляющих ее частях.
Несбалансированная композиция выступает случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Её элементы стремятся к изменению своего места и формы, с тем чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре.
В таких условиях мысль художника становится непонятной. Модель оказывается неопределенной, и нельзя решить, к какому из возможных очертаний ее можно отнеси. У нас создается впечатление, что процесс работы над картиной был неожиданно прерван где-то на половине пути. Возникает потребность в изменении, неподвижность произведения становится помехой для его восприятия. Временная неопределенность даёт повод для болезненного ощущения остановленного времени.
Если честно, то читая Арнхейма и конкретно эту часть, я думаю, что "равновесие" не совсем точное слово. А вот "баланс" может подойти гораздо лучше. Всё-таки равновесие для нас интуитивно чувствуется как равность веса. А вот баланс может быть ассиметричным.
И это ещё усиливается всякими англоязычными статьями, где они используют balance in composition, что может переводиться и как равновесие и как баланс.