Гайд: как поддержать коллег, сотрудников, команду и преодолеть разногласия в кризисной ситуации

На работе риск испортить отношения в кризисной ситуации возникает не только из-за тревоги, стресса, неопределенности, усталости и рассеянности, но еще и из-за ощутимых последствий текущих событий для бизнеса. Как помочь себе и другим? Мы подготовили рекомендации для руководителей, сотрудников и HR-менеджеров.

Советы руководителям

  • Разговаривайте с людьми лично. В кризисной ситуации для сотрудников как никогда важны личные встречи и общение с руководителем. Не избегайте этой коммуникации. Даже если у вас пока нет ответов на все вопросы, сама возможность увидеться и поговорить с вами будет для команды большой поддержкой, поможет людям понять, что они важны для вас, что вы открыты и вы все вместе.
  • Сделайте акцент на сплоченности. Напомните сотрудникам о ценностях команды и общечеловеческих ценностях. Честно говорите о своих переживаниях, но не поддавайтесь тревоге и панике. Коллектив считывает ваше настроение.
  • Концентрируйтесь на том, что можно контролировать. Предложите сотрудникам объединиться для выполнения нескольких ближайших задач, поддерживайте внутреннюю коммуникацию.
  • Будьте с коллективом и в коллективе. Если вы заметили, что между сотрудниками возникают споры и конфликты из-за разных убеждений, не игнорируйте проблему. Решайте все сразу. Лучше вообще обсуждать рабочие вопросы или говорить о чувствах и эмоциях сотрудников.
  • Позаботьтесь о психологическим благополучии команды. Возможно, стоит пригласить коуча или психолога для поддержки и мотивации сотрудников. Или продумать другую систему психологической поддержки.
  • Создайте комфортный режим работы. В условиях стресса особенно важно высыпаться, полноценно питаться, уделять время себе. Напомните сотрудникам об этом и организуйте поддерживающее мероприятие или дайте выходной. Если это невозможно, объясните, почему именно сейчас нужно работать особенно упорно.
  • Помогите сотрудникам почувствовать уверенность и стабильность. Рассказывайте о планах компании и о том, что вы делаете, чтобы сохранить бизнес. Организуйте совместные мозговые штурмы, планерки. Позвольте сотрудникам почувствовать, что и они управляют процессом.
Гайд: как поддержать коллег, сотрудников, команду и преодолеть разногласия в кризисной ситуации

Рекомендации сотрудникам

  • Помните, что все люди по-разному переживают кризисные ситуации. Одни могут сохранять работоспособность, другие более эмоционально воспринимают происходящее, и это мешает им сосредоточиться на работе. Относитесь с уважением к своим и чужим чувствам, взглядам, убеждениям.
  • Делитесь своими переживаниями и не подавляйте эмоции. Не заставляйте себя работать, если вам плохо. Поговорите с руководителем, попросите выходной.
  • Найдите устойчивую мотивацию. Сейчас важно работать для того, чтобы помочь друг другу. У всех есть свои планы, цели, семьи. У кого-то ипотеки, кредиты. Сейчас как никогда важно быть вместе и продолжать хорошо выполнять свою работу.

Советы HR-менеджерам

  • Узнайте, что нужно команде. Поговорите с сотрудниками и спросите, какую поддержку они хотят получить, что их беспокоит. В ситуации неопределенности важно конкретизировать и обсудить страхи, сомнения, переживания.
  • Оцените потенциал каждого сотрудника и команды в целом. Сейчас особенно важно избегать переработок, переутомления.
  • Организуйте мероприятие на сплочение команды. Предложите команде несколько вариантов неформального общения. Спросите, что им помогает справляться с напряжением, чем бы они хотели заняться.
  • Организуйте обмен взаимопомощью. Спросите, чем члены команды хотят и могут поддержать друг друга.

В работе сейчас важно опираться на 3 главных элемента: сплочение, поддержание работоспособности и переключение внимания. Нужно максимально вовлекать в рабочий процесс всех сотрудников, не забывать о ежедневных планерках и давать больше творческих, командных задач. Но при этом защищать коллектив от переработок.

Как общаться с окружающими, чтобы сохранить отношения

Alter против военных действий, и мы напоминаем, что сейчас как никогда важно сохранять самообладание и взаимоуважение. Мы понимаем, что взгляды людей на происходящее отличаются, но призываем не поддаваться эмоциям и не подпитывать негатив и напряжение.

Гайд: как поддержать коллег, сотрудников, команду и преодолеть разногласия в кризисной ситуации

Как экологично общаться с коллегами, родственниками и знакомыми, чьи взгляды отличаются от ваших:

  • Не спорьте. Особенно если понимаете, что у вас мало психологического ресурса, и что другой человек не готов к конструктивному диалогу, а спорит ради спора. В остальных случаях уместно выразить свое мнение и подкрепить его фактами и аргументами.
  • Помните, что в политических вопросах априори не может быть единого мнения. Убеждения человека связаны с его ценностями, жизненным опытом, информацией, которые у него есть. Иметь разные взгляды нормально, но ненормально, если один человек не готов уважать взгляды другого.
  • Думайте в первую очередь о себе. При общении с человеком спросите себя, что для вас значат отношения с ним. Подумайте, может ли обсуждение полярных мнений как-то негативно отразиться на них.
  • Не забывайте о других. Возможно, у собеседника сейчас нет сил или желания обсуждать что-то. Уважайте не только свои, но и чужие границы. И прежде чем начать обсуждение, спросите: «Ты хочешь об этом поговорить?».
  • Говорите от своего лица. Не додумывайте за собеседника, избегайте обобщений и «ты-утверждений». Начинайте говорить со слов «я», «мне». Например, не «Ты не прав», а «Я считаю по-другому».
  • Не пытайтесь никого переубедить. Ваши слова могут вообще никак не повлиять на другого человека, могут переубедить, могут заставить задуматься. Но в любом случае, не делайте это своей целью, потому что так вы берете на себя большую и чужую ответственность. И, как следствие, вы рискуете разочароваться в себе, расстроиться, эмоционально выгореть.

Помните, что для тех, кто поддерживает военные действия, это может быть защитным механизмом. Возможно, человеку настолько страшно и тревожно, что его психика выбрала такой путь — идентификацию с агрессором. Конечно, это не оправдание толерантности к насилию, но это поможет вам по-другому взглянуть на ситуацию и сохранить самообладание в общении с таким человеком.

А еще помните о том, почему в вас полярное мнение вызывает такую бурю эмоций — противоположные высказывания задевают ваши ценности, мировоззрение, индивидуальность. Ответные раздражение и злость — нормальная реакция. Но не забывайте быть в контакте со своими чувствами, осознавать и проживать их. А при необходимости — высвобождать негативные эмоции безопасным путем, без агрессии по отношению к другим или себе. И, конечно, не подавляйте их.

Как выразить поддержку

Пытаясь справиться, люди могут переживать самые разные негативные эмоции, включая ненависть, и это нормально. Эти чувства помогают справиться и пережить. Это необходимо учитывать, если ваша цель — поддержать и сохранить близость с человеком.

Гайд: как поддержать коллег, сотрудников, команду и преодолеть разногласия в кризисной ситуации

Мы подготовили список фраз для поддержки друзей, коллег, родственников.

«Мне жаль, что это случилось»

Не стоит брать на себя чужую ответственность или мучиться чувством стыда, но стоит сказать о том, что вам жаль. Мысленно, психологически вы разделяете боль пострадавших. Поверьте, другому человеку важно услышать это.

«Я готов(а) тебя выслушать»

Если не можете помочь физически, материально или как-то еще, помогите психологически. Нельзя на 100% понять, что чувствует другой человек, но можно представить это и проникнуться его рассказом. Не перебивайте, не рассказывайте свои истории, не осуждайте, не критикуйте — просто выслушайте, если человек готов поделиться.

«Я даже не могу представить, что ты чувствуешь»

Если у вас нет опыта потери и вы не переживали войну, то фраза «Я понимаю, что ты чувствуешь» может вызвать у собеседника раздражение. Особенно на стадии гнева при проживании горя. Поэтому лучше честно сказать, что вы даже не представляете, что чувствует другой, но очень хотите ему помочь, поддержать.

«Это ужасно. Ты имеешь полное право злиться/грустить/другой вариант»

То, что происходит, действительно, ужасно и несправедливо. И человек хочет слышать, что его чувства важны. Что кто-то понимает, принимает и признает это.

Предложите помощь

Подумайте, что вы делаете хорошо, чем вы можете быть полезны другим. Какую посильную помощь вы можете оказать. Но важно не поддаваться эмоциям и, помогая другим, не довести до истощения себя. Например, не лишать себя сна, поддерживая по телефону или в интернете других людей.

Отправьте памятку по самоподдержке

Порекомендуйте знакомым дыхательные техники для успокоения, приемы для переключения внимания и другие упражнения для борьбы с тревогой. Все это и рекомендации по самопомощи можно найти в социальных сетях Alter:

Также вместе с сервисом 365done мы подготовили чек-лист по самопомощи в кризисной ситуации. Вы можете воспользоваться ей сами и поделиться с другими людьми.

Как не надо поддерживать других

Некоторые фразы, которыми мы привыкли выражать поддержку, на самом деле, лучше не говорить. Потому что они воспринимаются не как поддержка, а как обесценивание переживаний, и вызывают у человека раздражение и желание закрыться.

🤬 Могло быть и хуже
😇 Это ужасно/больно/обидно/ другой вариант

🤬 Все будет нормально
😇 Я не знаю, что будет дальше, но помни, что я всегда рядом и готов поддержать тебя

🤬 А вот у меня было…
😇 Я даже не представляю, каково тебе с этим справляться

🤬 Держись / соберись / успокойся / не грусти
😇 Ты имеешь полное право грустить, злиться, плакать, переживать и т.д.

В поддержке не может быть универсальных фраз. Ориентируйтесь по ситуации и говорите, как чувствуете. Если не знаете, что сказать, можно так и выразить свое состояние: «Я не знаю, что сказать, но я очень хочу тебя поддержать. Я сочувствую тебе».

Если человек закрылся, ведет себя агрессивно или вам тяжело созваниваться с ним, лучше отойти в сторону. Можно иногда отправлять сообщения как напоминание, что вам не все равно. Главное — помнить, что на первом месте стоят отношения, а не эмоции. Ваша цель сейчас — сохранить отношения.

Начать дискуссию