В копилку HR-специалиста: стратегическая сессия как повод

Готовим команду к стратегическому мероприятию и заодно решаем задачи, которые обычно откладываем.

В копилку HR-специалиста: стратегическая сессия как повод

Я Константин Борисов, консультант по управлению людьми и основатель HR-экосистемы Support Partners. Мой опыт проведения стратсессий для 500+ российских компаний, в том числе из топ-100 (Росатом, Газпром, Московский кредитный банк и другие) показывает, что отдачу бизнес начинает получать еще на этапе подготовки. Кстати, именно поэтому ей посвящена половина глав в моем практическом руководстве «Сильная стратегическая сессия» (2023). Не раз и не два я слышал, что подготовка по моей авторской системе равноценна аудиту, а про отдельные элементы мне говорили: «Давно хотели внедрить что-то подобное, но руки не доходили».

Вот почему мне нравится стратегическая сессия как инструмент — позволяет сосредоточить и направить усилия и за короткий, но интенсивный подготовительный спринт реализовать условную HR-пятилетку. Например, вы наверняка в курсе про тренд на психологическое типирование сотрудников в крупных компаниях и стартапах, может быть, даже сами планировали его провести — но когда-нибудь потом, когда будет свободное время и повод. Позвольте стратсессии стать таким поводом — достаточно серьезным и многообещающим.

Итак, пройдемся по подготовительным элементам.

Оценка текущего состояния бизнеса путем сбора мнений разных представителей компании, от стажеров до руководителей.

Можно реализовать с помощью анкетирования, опроса, серии интервью. Согласитесь, HR-отделу крайне полезно знать настроения в группе менеджеров среднего звена и среди линейного персонала. Однако я могу назвать мало компаний, где настроен эффективный мониторинг этих настроений. Соберитесь и сделайте срез перед стратсессией.

Что рекомендую выяснить:

- мнение о продукте, атмосфере, бизнес-процессах, стиле управления в компании,

- готовы ли рекомендовать вакансии компании друзьям — да/нет, почему?

- с чем ассоциируется компания, что респондент думает про ее проблемы и перспективы.

Это потребуется для уточнения запроса на стратсессию, потому что часто собственники или топ-менеджеры спускают сверху один, достаточно общий и амбициозный запрос, условно, выход на новый рынок, тогда как в самой компании достаточно нерешенных проблем и нужно переосмыслять продукт, а не планировать экспансию.

Совет 1: будьте готовы оперативно систематизировать и проанализировать собранную информацию, чтобы успеть с результатами к стратсессии. Жаль видеть, как устаревают и выбрасываются в корзину данные таких опросов.

Совет 2:найдите удобный формат для сбора мнений, чтобы сделать этот процесс не затратным и регулярным.

Сбор информации о проблемах в компании

Представьте, что вам нужно сделать полный реестр, исчерпывающий список сложностей и конфликтов — между подразделениями напряженность, постоянные поставщики делают скидки, но подводят со сроками, большая текучка в отделе маркетинга, треть новичков не выдерживают испытательный срок… Мой опыт показывает, что часть перечисленных проблем так или иначе оказывается новой, неучтенной.

На стратсессии такой список поможет скорректировать и сделать более реалистичными планы развития.

Что важно при сборе и анализе проблем:

- не игнорируйте мелочи, обиды — дайте сотрудникам их высказать, пусть даже анонимно;

- рассматривайте сложности и конфликты не по отдельности, а через призму несовершенных процессов в компании, — тогда на стратсессии вы сможете принять системные решения, а не разбираться в частностях.

Совет: не давайте коллегам (и себе тоже) сразу реагировать на какие-либо замечания, даже если они кажутся необъективными, помните, что ценность имеют не только факты, но и мнения, и с ними тоже нужно работать.

Обеспечение эффективного взаимодействия участников стратсессии (вашей команды)

В небольших компаниях, и тем более в стартапах, к стратсессии подключаются все. В среднем на таких мероприятиях задействовано 15-30 человек, хотя бывает и 7-10, а в масштабной стратегической сессии в моей практике участвовало 80 человек. Ожидать от них идеального взаимопонимания, готовности креативить, без страха делиться идеями и конструктивно критиковать — довольно наивно. Типичная российская компания — иерархичная структура, а на стратсессии эту структуру мы стараемся нарушить, посадить за круглый стол финдиректора, начальника отдела продаж, его менеджеров и стажера. Стоит ожидать, что качественного диалога сразу не выйдет, его нужно организовать. Зато вообразите, насколько спокойнее и гармоничнее будет работать в «отлаженном» офисе!

На стратсессии доверие и отсутствие напряженности между участниками крайне важно, и чтобы в хорошем темпе двигаться по пунктам программы, и чтобы провести мозговой штурм и получить много качественных решений.

Несколько рекомендаций:

- организуйте психологическое типирование всех сотрудников компании (либо только участников стратсессии, но первое вам выгоднее в долгосрочной перспективе). Конкретная система типов значения не имеет, можно выбрать понравившуюся или попробовать разные, главное — применять результаты в работе;

- формируйте мини-группы на стратсессии из противоположностей, чтобы получить объемное обсуждение вопросов.

Совет: проведите тест-драйв, соберите мини-группы и дайте участникам задания, например, подготовить какую-либо справочную информацию к стратсессии, скажем, собрать данные по конкурентам. Вполне возможно, что по результатам выполнения этого задания группы придется переформатировать.

Резюмируем: интенсивная подготовка перед стратсессией помогает HR-специалисту выполнить полезные, но зачастую откладываемые процедуры — диагностику текущего состояния бизнеса, сбор мнений и фактов о проблемах, анализ и улучшение взаимодействия в коллективе. Следующим шагом может стать проведение стратсессии, а значит, и вот такой подготовки, регулярно, например, раз в 4 месяца.

99
5 комментариев

редко можно встретить хорошего эйчара - это прям иголка в стоге сена

3
Ответить

Про мнения и их сбор на стратсессии — крутой инсайт)
Согласна, что нельзя критиковать, лучше всех сначала выслушать

1
Ответить

ну кстати согласен, что на мнения остро реагировать нельзя, тут как раз можно применить принцип айкидо и направить даже отстойное мнение в нужное русло)

Ответить

Смотря в каких ситуациях и каких профессиях, кмк

Ответить

Совет: не давайте коллегам (и себе тоже) сразу реагировать на какие-либо замечания, даже если они кажутся необъективными, помните, что ценность имеют не только факты, но и мнения, и с ними тоже нужно работать.

Мне кажется, это вообще универсальный тир-1 совет

Ответить