Эксперт Skyfort Кирилл Шмидт продолжает серию рассказов о private market.
В прошлый раз речь шла о стремительно растущем late stage или Pre-IPO сегменте, который уже сейчас исчисляется сотнями миллиардов долларов и находится на начальном этапе становления. Возникает закономерный вопрос: зачем частной компании стремиться к публичному размещению, если она может привлекать средства, оставаясь в сегменте late stage? Базовые причины, по которым IPO остается актуальным событием, мы уже перечисляли — рано или поздно венчурные фонды неминуемо станут давить на компанию, в которую зашли на ранних стадиях, чтобы ускорить ее публичное размещение. Сегодня исследуем тему более глубоко.

Когда компании нужен выход на IPO?

💵 Первый мотив — критическая потребность акционеров выйти в кэш. Для примера возьмем венчурный фонд, который лет 7-10 назад инвестировал в стартап. Даже с юридической точки зрения документы фонда требуют закрытия позиций через какой-то отрезок времени. Да, там могут быть предусмотрены периоды продления, но однажды фонд все равно нужно будет закрыть, чтобы раздать инвесторам деньги. Есть известная поговорка: «Чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта». Инвесторы, поддержавшие проект на ранних стадиях, не смогут ждать вечность и с полным моральным правом будут подталкивать компанию к получению «генеральских звезд». Это необязательно должен быть именно выход на IPO — приобретение стартапа большой корпорацией тоже позволит фонду вернуть деньги инвесторам.

📈 Второй мотив выхода на IPO стоит проиллюстрировать известной фразой, которую приписывают полководцу Суворову: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Каждый создатель стартапа в начале пути грезит об IPO как о заветной цели. Как бы хорошо компания ни чувствовала себя на late stage private market, выход на IPO дает совершенно другой статус, который помогает органически развиваться дальше. Наличие рыночной оценки, когда у компании появляется публичная цена, например, на Нью-Йоркской бирже, предоставляет владельцам, помимо приятного ощущения собственной популярности и успешности, множество дополнительных возможностей. Фаундер или инвестор может пойти в банк, показать наличие акций компании на миллион долларов и получить займ. А под залог акций непубличной компании он либо вообще не получит займ, либо будет вынужден согласиться на невыгодные финансовые условия.

📈 Третий мотив сочетает в себе одновременно минусы и плюсы выхода на IPO. У публичной компании сразу появляется огромное количество мелких акционеров и обязанностей, которые нужно выполнять: предоставлять данные, распространять информацию, отчитываться. На private market ничего из этого делать не придется. Кроме того, гораздо легче общаться и вести переговорный процесс с одним крупным фондом или несколькими инвесторами в рамках cap table, реестра акционеров. Но у ограниченного круга игроков есть свои недостатки: например, если инвестор один, он может диктовать свои условия, пользуясь ситуацией отсутствия выбора у стартапа. Выход на IPO размывает жесткую зависимость, плюс с большой инвесторской базой компания может рассчитывать на более высокую и справедливую оценку — это своего рода денежная демократия.

🛣 Полный жизненный цикл любой компании имеет три стадии: early stage, late stage и post-IPO. На последней стадии стартап покидает private market и работает на публичном рынке. Для инвесторов в стартапы ранние стадии несут максимально зашкаливающие риски — успешной, в среднем, оказывается одна ставка из десяти. Но эта ставка сопровождается значительным ростом доходности и стоимости компании.

📈 Фаундеры чаще всего принимают решение о выходе на IPO, когда этапы быстрого роста и масштабирование компании закончились и ее развитие выходит на плато. Обычно в этот момент фаундеры и инвесторы готовы выйти на кэш и вернуть вложенные в стартап деньги, предполагая, что стремительного роста (такого, как в private market) уже не будет.

🎯 Именно поэтому мы считаем Pre-IPO стадию оптимальной точкой входа. Это абсолютный sweet spot — инвестор, с одной стороны, избегает максимально высоких рисков ранних стадий, с другой — не упускает потенциальной возможности получить доходность на быстром росте компании, которой, скорее всего, не будет после выхода на публичный рынок.
Больше информации можно получить в канале @skyfortrussia

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Начать дискуссию