«Одиночные кадры или серии фотографий. Какой формат выбрать?»‎ - интервью с фотографом Алексеем Костроминым (часть 1)

Уровень современной мобильной техники позволяет снимать большое количество кадров за небольшой промежуток времени. Щелчки затвора камеры аккомпанируют жизни современного человека каждый день. Многообразие возможностей диктует свои реалии. В медиа пространстве с каждым днём всё сложнее кого-то удивить и привлечь внимание. Как среди множества реализованных проектов найти новый уникальный концепт для собственного творчества? Какие есть способы «придумывания» и в чём разница между одиночной фотографией и серией снимков?

Алексей Костромин (instagram.com/kostromin) — фотограф-портретист, мастер коммерческих и рекламных съемок, известный благодаря сотрудничеству с глянцевыми журналами и знаменитостями. Академия re:Store задала Алексею несколько вопросов о его профессиональном опыте и новых проектах.

Про одиночную фотографию

Одиночное фото преследует цель одним кадром рассказать всю историю сразу. Цель фотосессии — всего один снимок, который полностью раскроет тему. Такие снимки абсолютно самодостаточны и не требуют описания или поддерживающих фотографий рядом. Поэтому они всегда хорошо заходят в социальных сетях. Это самый быстрый и простой способ доставки информации. Не нужно читать надписи, не нужно смотреть контекст, не нужно вникать. Фотография работает сама по себе.

Моя работа для Мариинского театр, афиша к балету Владимира Варнавы «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля. Когда снимается афиша для театра, нужно высказать всю суть произведения одним кадром, одной картинкой. В данном примере выражается вся современность постановки и хореографии. Таким образом всего один кадр — месседж мероприятия, которое анонсируется.

«Одиночные кадры или серии фотографий. Какой формат выбрать?»‎ - интервью с фотографом Алексеем Костроминым (часть 1)

Другая фотография была снята в Пскове. Она понятна, доступна и прямолинейна. На ней запечатлена женщина с особенностью развития, она в форме сотрудника столовой. Контекст фотографии в сочетании с героиней рассказывают нам определенную историю. Здесь не нужна серия снимков, чтобы понять смысл. Он уже перед нами. На самом деле этот снимок — часть проекта, он имеет продолжение. Но конкретно эта фотография хороша как в серии, так и в одиночку. Нет такого четкого разграничения, что серия — это одно, одиночная фотография — противоположное. Всё зависит от того, как это подаётся.

«Одиночные кадры или серии фотографий. Какой формат выбрать?»‎ - интервью с фотографом Алексеем Костроминым (часть 1)

Ещё одна хорошая фотография. Её автор Дмитрий Марков, прекрасный фотограф. Он ведёт Instagram, который представляет собой один большой фотопроект. Но при этом каждая фотография самодостаточна. Например, здесь он одним кадром высказал своё отношение к ситуации текущего времени. Этим и ценна данная работа.

«Одиночные кадры или серии фотографий. Какой формат выбрать?»‎ - интервью с фотографом Алексеем Костроминым (часть 1)

Серия фотографий Thierry Le Goues, посвященная Кубе, которая потом превратилась в книгу «Popular». Здесь какие-то фотографии могут работать самостоятельно, а какие-то только в виде поддержки других фотографий. На кадре с машиной не понятно, что это за машина. Просто автомобиль под дождём. А вот если этот же кадр встроен в серию, то сразу становится понятно, что это неотъемлемая часть Кубинской культуры. Главный месседж — красивый и насыщенный цвет, искусственный и химический, а формат ЧБ довольно контрастный. Почти везде искусственное освещение и атмосфера некоторого запустения, которая абсолютно про Кубу.

Чем отличается формат серии фотографии?

Этот формат создается гораздо дольше, чем одиночные снимки. Это серия фотографий, объединенная общим смыслом. Это может быть одна съемка или множество. Это некое исследование или размышление автора на определённую тему. Соответственно, тема здесь — основа такого проекта. И это стоит во главе. Зачастую это социальное высказывание. Сейчас такие проекты в цене и художнику всегда полезно высказаться на тему того, что происходит вокруг него.

Проект нужно представлять целиком. Урезанная версия не передаст того эффекта, который зритель получит от живой полной выставки или публикации в изданиях. Художественные галереи такие проекты принимают с удовольствием. Потому что серия развивает и передает определённый концепт. Это целостное художественное произведение, к которому можно найти огромное количество применений (книга, журналы, онлайн-издания и прочее). Кроме того, это колоссальный опыт для самого художника.

Следующий проект — мой собственный проект «Blinding». Серия была опубликована в авторитетном Берлинском издании «Kaltblut». Это проект об андрогинном молодом человеке в очень странных нарядах. Некоторые снимки, если взять их отдельно, не очень понятны. Для чего они и кому нужны? А если посмотреть целиком — это серия, которая гармонична по стилистике. Достаточно контрастное ЧБ и слепящий жесткий свет. Отсюда и название, blinding — ослепление. Концепт съемки в том, что любой человек может так сильно нарядиться и украсить себя, что за этим останется только форма, а содержание будет сильно спрятано внутри. Это размышление на тему того, что остается внутри нарядов от самой личности и есть ли она там вообще. Здесь есть отсылки к модным образам, и герой примеряет их на себя. Видны его изменения.

Чаще всего я снимаю портреты. Покажу ещё один недавний проект, созданный совместно с фондом «Ночлежка». Он состоит всего из 8 фотографий. Серия была опубликована в онлайн-журнале «Сноб». Изначально я им занимался без прицела на издание. То есть сначала сделал, а потом думал про реализацию. Смысл проекта в том, что глядя на всех этих людей через призму фотографии, совершенно нельзя сказать, что они бездомные. Весь эффект и достигается одним этим словом. 8 человек: 7 мужчин и 1 одна женщина. В этом тоже спрятан смысл — это статистика по гендерному распределению бездомных людей в России. На 7 мужчин приходится 1 женщина. С участниками поработал парикмахер, всех красиво подстригли и причесали. Одежда была собственностью этих людей. Они тоже люди и давайте к ним относится более человечно.

О том, как придумать и реализовать собственный фотопроект читайте в продолжении статьи по ссылке.

Смотрите видеозапись лекции: https://youtu.be/WlrvqDes9uQ

Подписывайтесь на наш YouTube-канал — Академия re:Store

Актуальное расписание лекций и мастер-классов: https://www.re-store.ru/academy

11 показ
1K1K открытий
Начать дискуссию