«Одиночные кадры или серии фотографий. Какой формат выбрать?» - интервью с фотографом Алексеем Костроминым (часть 2)

Алексей Костромин (instagram.com/kostromin) — фотограф-портретист, мастер коммерческих и рекламных съемок, известный благодаря сотрудничеству с глянцевыми журналами и знаменитостями. Академия re:Store задала Алексею несколько вопросов о его профессиональном опыте и новых проектах. Начало статьи читайте здесь.

Как придумать и реализовать свой проект?

Прежде всего нужно действовать в том поле, которое интереснее всего. Я, например, люблю снимать людей. Поэтому все мои фотопроекты через людей и про людей. После определения с зоной интересов нужно выбрать тему, которая волнует больше всего. Например, один из моих последних фотопроектов связан с беременностью жены. Мне было интересно наблюдать за тем, как трансформируется тело женщины. И ещё интереснее было этот момент запечатлеть. Я смотрел на сложившуюся ситуацию с точки зрения форм, линий и объемов. Так и получаются проекты. Происходит какая-то жизненная ситуация, которая трогает и задевает струны души. Затем нужно найти форму для воплощения своего отношения к этой ситуации. Выражать свои чувства через искусство очень здорово, даже не обязательно иметь какой-то конечный ответ. В таких проектах важнее подтолкнуть другого человека к самостоятельному рассуждению. Не нужно навязывать ему собственные выводы. Лучше открыть ему возможность самому подумать, пусть сам дойдет до нужных выводов.

Есть и другой подход. Сначала делается серия снимков, а потом выбирается то, что больше всего отзывается внутри. Далее нужно только скомпоновать это по смыслу в отдельный проект. И это будет тоже будет полноценным произведением, которое отражает взгляд автора на жизнь, впечатления или окружающую среду. Возможно эта мешанина натолкнет на какую-то идею, которую захочется развить. Это очень похоже на психоаналитический метод. Человек выговаривается, а психоаналитик выхватывает какие-то особые моменты, компонует их и выдает обратно человеку для размышления. Здесь подобный принцип, только психоаналитиком является сам автор. Если хочется создать проект, но есть сложности с определением темы, то можно начать снимать постоянно и просто анализировать материал. В какой-то момент проявятся закономерности и тенденции.

Зачем делать фотопроекты?

Во-первых, это красиво. Во-вторых, это подразумевает чуть более интересную, долгую и сложную работу, чем просто одиночные снимки. Это влечет за собой гораздо больше возможностей для дальнейшего применения. И, наконец, это позволяет фотографу выйти на новый уровень восприятия себя как автора. Это позиционирование себя уже не в роли исполнителя прикладных карточек на заказ, а как создателя целостного произведения с мощной социальной проблематикой.

Что нужно для реализации фотопроекта?

Возможно нужна хорошая профессиональная техника или специфическая оптика. Если тематика съемки диктует высокие требования к качеству и разрешению, нужно их учесть. Сейчас есть большой выбор света и вспышек, которые совместимы и управляются с iPhone. Какие плюсы — мобильность и доступность техники. В современный реалиях на мобильное устройство можно зачастую запечатлеть гораздо больше, чем на громоздкую сложную технику. К примеру, Дмитрий Марков снимает свои работы на iPhone. Съемки на смартфон развязывают руки особенно тогда, когда вы снимаете всё подряд в течении дня. Это удобнее редактировать. Качество позволяет печатать мобильные снимки и спокойно отправлять их на выставки.

Чем еще вдохновиться?

Советую посмотреть проект фотографа Claudine Doury. Он целиком про атмосферу и идею. Это можно реализовать как на профессиональной, так и на мобильной камере. Всё это про внутренний мир Claudine Doury, она любит всё, что связано с постсоветским пространством. Это серия фотокарточек, где сложно сказать, что есть какой-то четкий и ясный концепт. Сюжет вторичен, на первом месте атмосфера. И передана она идеально. Мы сразу узнаём что-то такое родное и понятное. Фотографии отражают жизнь людей в провинции России. На первый взгляд некоторые снимки кажутся непонятными. Замысел передается через ассоциации. Светлое пятно в окне дома перекликается по смыслу с маленьким мотыльком. Казалось бы абсолютно разные вещи, но ощущения от них достаточно похожи, они про одно и тоже. Герой на одной фотографии схож по образу с объектом на другой фотографии. Чешуя рыбы и чешуя дома. Визуальные рифмы между снимками. Перекличка отраженного солнца и отражения света. Это похоже на фильм: разные планы и объективы, мы приближаемся и отдаляемся от героев и объектов. Достаточно кинематографический подход. Сочетание простого бытового и глубокого прекрасного.

Вот такая подборка сегодня получилась для вдохновения и свободы восприятия. Художница выбрала своей целью поездку в Россию, стала снимать всё вокруг. В итоге это превратилось в проект. Также может абсолютно любой человек. Не транслируя свой внутренний мир вовне, трудно оценить его по достоинству. Кажется, что он неинтересный и достаточно обыденный. Но нужно попробовать посмотреть на это глазами другого человека. Нужно просто начать рассказывать про окружающую среду. Почему именно рассказывать? Фотография — такой же способ рассказа, как и кино, живопись, текст, театр. Как и другие формы искусства. И любая тема здесь заслуживает внимания.

Смотрите видеозапись лекции: https://youtu.be/WlrvqDes9uQ

Подписывайтесь на наш YouTube-канал — Академия re:Store

Актуальное расписание лекций и мастер-классов: https://www.re-store.ru/academy

260260 открытий
Начать дискуссию