Как руководство Делимобиля ворует и готовится к IPO - инсайды от сотрудников

Делимобиль готовится к IPO: в ближайшие дни компания выпустит свои бумаги на Мосбирже. В этот важный и ответственный для компании момент я как сотрудник компании выпускаю статью, собранную из мнений текущих и уволившихся сотрудников (а также своего!) - о том, как руководство компании её методично разворовывает и ведет первый каршеринг страны к провалу.

Как руководство Делимобиля ворует и готовится к IPO - инсайды от сотрудников

IPO - давняя мечта каршеринга

Компания пыталась выйти на IPO еще в 2021 году (в Москве и Нью-Йорке), но в заявленный день никакой публичности не случилось. Книгу заявок просто не закрыли - желающих вступать в долю с владельцем бизнеса оказалось недостаточно. Деньги каршеринг все-таки нашел - долю в люксембургской компании Delimobol Holdings приобрел банк ВТБ.

В 2022 году «Делимобиль» решил пойти в обход и выпустил облигации. Компания хотела привлечь 3 млрд, а собрала 700 млн - в 4 раза меньше. Тоже вышло неловко, компании пришлось всем объяснять, что «ровно столько денег они и хотели, ничего страшного».

Основными покупателями стали, как водится, розничные инвесторы и физлица, которых взяли рекламой. Smart money и институциональные инвесторы предложением не впечатлились.

В 2023 году компания-таки выпустила облигации, первый выпуск - на 4,5 млрд, и второй, в сентябре - на ту же сумму. Покупателями тоже стали скорее розничные инвесторы.

Кстати, обещали, что эти деньги пойдут на развитие регионов и открытие новых. В комментариях под любой статьей о Делимобиле вы увидите жалобы на инфраструктуру каршеринга за пределами Москвы.

Так вот. Деньги туда не дошли. Новых регионов не появилось.

А сейчас - второй заход на IPO. Делимобиль хочет привлечь 3 млрд ₽ ($33 млн) - это гораздо меньше изначальных планов в $240 млн из 2021 года.

На момент публикации статьи книга заявок каршеринга уже перезабилась, и каршеринг быстро показал, зачем пришел на рынок - увеличил сумму IPO до 4,2 млрд ₽. Перфоманс никого не интересует, интересуют денежки.

Суммарный долг компании на момент написания статьи составляет 20 млрд ₽ и рынок скептически рассматривает обещания Делимобиля. Исследования, на которые опирается компания, расчитывая свою стоимость, вызывают сомнения, дивидендов рынок не ждет - деньги пойдут на погашение долгов перед холдингом (перед акционерами).

В нескольких пассажах ниже я постараюсь, опираясь на мнение своё и сотрудников, пожелавших остаться анонимными, рассказать о Делимобиле чуть больше. А цель материала - насколько возможно - отговорить читателя от покупки акции корабля, который идет прямо ко дну.

Лица компании: кто поведет нас к победе

В компании воровство корпоративного имущества - распространенная традиция. Махинации проводят на уровне закупок и продаж, продвигают своих партнёров и подрядчиков.

Детали к портрету CFO. Одно из основных звеньев в цепи махинаций. У нее нет семьи и детей, а свою жизнь она положила во славу первого каршеринга.

От одиночества спасается в работе. На третий этаж, где заседает финасовый отдел, заходить периодически страшно, стоит безумный ор. И уходит на больничный - по словам сотрудников финансового департамента - тоже страшно. Таких вещей не прощает.

А еще очень хочет чувствовать себя нужной - CFO завязывает на себе все процессы и лично согласовывает все траты вплоть до 5 000₽, без нее дело не пойдет.

Детали к портрету СEO. Выросла до своей позиции из директора по маркетингу и ничем до этого не управляла. Первым решением после пришествия в компанию она поставила на ключевые должности своих людей - в том числе CFO, которую любопытный читатель уже знает.

Неумение управлять, по словам сотрудников компании, чувствуется во всем. Руководит истерично и импульсивно. Стратегии не существует, а ключевые решения - вроде роста маржинальности - принимаются одним днем. Как следствие, команда должна бежать, стирая коленки, чтобы удовлетворить хотелки.

Или еще пример: после начала СВО написала слезное письмо всем сотрудникам, где заявила: «люди - наша главная ценность, мы вас не бросим». Через несколько дней сократила штат больше, чем на 10%. Чтобы в такой стрессовой ситуации топы не дрогнули духом, всем C-level была выписана премия. Кстати, в Делимобиле любые премиальные выплаты получает только C-level.

Детали к портрету CPO. Вырос из сисадмина и что такое продукт узнал на практике - только когда настала пора с ним работать.

Суммарный опыт в product-менеджменте небогатый: до того, как стать CPO он работал продактом только 2,5 года
Суммарный опыт в product-менеджменте небогатый: до того, как стать CPO он работал продактом только 2,5 года

Естественно, воровство происходит не без участия - совладельца компании. Винченцо контролирует 64% компании и лично принимает участие в управлении. Настолько лично, что иногда на улицах города могут появится машины с оклейкой «САМБО» при том, что в числе владельцев компании — самбисты.

Продвигает на работу своих людей, частенько появляется в офисе выпить кофе, а после этого, как водится, уезжает на заседание совета директоров. В совет директоров входят только близкие люди

Из интересного: в совете директоров компании когда-то находился. По мнению сотрудников каршеринга - любовник, президент не скрывает своей гомосексуальности. Сейчасуже нигде не заседает - после цепочки скандалов, в которые он втянул компанию, отправили на покой.

Еще несколько фактов, о которых нужно знать

  • Многолетние скандалы о «коллекторской сущности» бизнеса возникли не из ничего. В PnL-модель сервиса буквально зашита необходимость списывать штрафы с пользователей. Это подтверждается и практикой: на рынке есть игроки, которые так агрессивно не штрафуют.
  • Бюджеты в каршеринге режутся регулярно и системно. На все, кроме праздного времяпрепровождения C-level. Типичная командировка руководства компании - в Казахстане в президентском люксе. Разумеется, за корпоративные деньги. Поездка-то рабочая.
  • Из компании увольяются валом: вижу текучку в своем и соседних департаментах. Кажется, что скоро тут не останется никого.

В общем, управление бюджетом и компанией - не про заработок и не про клиентов, а про комфорт с-level. Я сам планирую увольняться и распрощаться с Делимобилем - и вам ничего общего иметь с каршерингом не рекомендую.

4
6 комментариев

Это все понятно просто хотят взять кредит дальше банкротство

3
Ответить

Кстати ходят слухи, что Славик все еще в компании (но с другой фамилией) "папа" сына не бросил :)

2
Ответить

Можно подумать для кого-то является открытием, что все IPO в России проводятся не для акционеров, а лишь самих организаторов.
Это как скам с альткоинами - прописываем красивые лозунги, выдумываем белую книгу, собираем бобло и уходим с закат. Профит.

1
Ответить

Находятся уникумы, которые верят в перспективность этого всего 🤣

Ответить

Я бы добавил слово "возможно, вероятно", иначе могут донести на поклёп, а читатель сам разберётся.
А так, да, это бич всех больших компаний, когда набирают полнейших идиотов и куда смотрит высшее руководство - непонятно. Сидят друганы, родственники получают шестизначные зарплаты, и ладно бы работали, но нет, сами ничего не делают и другим не дают.
Почему совет, высшие руководители закрывают на это глаза, тоже, непонятно. Если бы мою компанию разворовывали, то я б всех причастных уволил, а кого т ещё и под суд, но кто знает, может сознание меняется со временем в их положении и недополучая сотни миллионов в карман, им проще сократить сотрудников, нежели прошерстить ипанатов у руля.

Ответить

Да ясен пень, с хомяков пытаются собрать бабла и выйти. А если взять открытые источники, то Винченцо делал бизнес на колонии для детей (тюрьма). Было ещё смешно, когда втб вложился, а они ведь любители вложиться в обувь для нищих.

Делимобилю одна дорога: на мусорку

Ответить