Историческая родина хмеля и как о ней все забыли.🌾

Я выщиплю хмелю,

Хмелю ярого.

Позову я гостя —

Гостя дорогого,

Батюшку родного...

(Народная песня).

«Без хмеля пива не сваришь». Эту, казалось бы, незыблемую истину все впитали с белоснежной пеной благородного напитка. Но когда-то всё было иначе: в Западной Европе первое упоминание об использовании хмеля в пивоварении относится к монастырским хроникам VIII века, а активно его начали добавлять при изготовлении пенного напитка примерно в XII веке. До этого времени вместо хмеля употребляли смесь ароматических трав. А вот на Руси о его уникальных свойствах знали, оказывается, задолго до признания на Западе. Буйный рост, могучая жизнеспособность, настойчивость и упорство, способность стойко переносить все погодные невзгоды – все это сделало хмель в глазах наших предков символом жизненной силы, плодородия, добра и благополучия.

Применение хмеля в древности на Руси подтверждают слова Драгутина Федоровича Чеха, действительного члена российской, французской и германской академий наук, доктора химии и редактора-издателя московского журнала «Архив русского пивоварения», писавшего еще в XIX веке: «Древние языческие славяне занимались хмелеводством и варили пиво, приправленное хмелем, уже за 2000 лет до нашего времени, и немцы, с незапамятных времен употреблявшие варившееся без хмеля кельтское ячменное пиво, научились хмелеводству и приготовлению пива с хмелем от русских, поляков, чехов и других славян». Давным-давно наши предки возвели хмель в ранг священного растения, что сказалось на отношении к его выращиванию: у славян оно считалось народным обрядом. И даже после крещения Руси молодоженов при встрече из церкви осыпали хлебным зерном и хмелем, так как образ хмеля был связан с идеей счастливого супружества. Ведь он стоек, крепок и плодовит – так пусть у молодых будет здоровье крепким, а дух не предается никогда унынию, брак будет надежным. Пусть народится у них много детей, и живут они все в достатке и веселье.

Кроме того, хмель – символ собранного урожая, плодородия и потому в период его сбора крестьяне всегда устраивали народные гулянья. Его считали покровителем праздничных трапез, пчеловодов, медоваров и квасо-пивоваров. Его носили как амулет на счастье и удачу. Засушенные цветы хмеля использовали, как защиту против нечистой силы и сглаза, его прятали в сапоге, спасаясь от порчи. Верили, что хмель отгоняет темные мысли, сомнения и страхи. Но, конечно, чаще всего слово «хмель» ассоциируется в народе с пивом и другими хмельными напитками.

Историческая родина хмеля и как о ней все забыли.🌾
Контент для взрослых
Начать дискуссию