Зачем бизнесу нужна SMM-стратегия и как эффективно её внедрить?

Любой бизнес, который выходит в диджитал, рискует утонуть в океане контента конкурентов — как судно без опытного штурмана и четкого маршрута. SMM-стратегия может стать вашей картой, которая поможет определить цель и безопасно войти в социальные сети.

Привет! На связи Илья Могилевцев. В утро вторника мы собрались на очередном бизнес-завтраке в рамках Ural Marketing Community — обсудить, почему SMM-стратегия нужна каждому бренду, как она помогает увеличить доход бизнеса и зачем делегировать её агентству.

Мы пригласили специалистов компаний Екатеринбурга из разных сфер, чтобы обменяться практиками в сфере бизнеса, интернет-продвижения и SMM. Спикерами выступили контент-директор BAZA, руководитель отдела маркетинга и рекламы USTA Hotels, мой коллега-стратег из «О'Смысле» и founder агентства «С толком» (проекты «Креветки и бургеры», «Морская/10», Jackie).

Источник фото: мероприятие UMC 
Источник фото: мероприятие UMC 

Что такое SMM-стратегия?

Давайте начнём с главного. Важно понимать разницу между стратегиями коммуникации, маркетинга и SMM.

Маркетинговая стратегия отражает общий план действий компании по привлечению клиентов. Коммуникационная стратегия охватывает все каналы для продвижения, в то время как SMM-стратегия сфокусирована только на одном их виде — социальных сетях.

SMM-стратегия направлена на достижение конкретной цели и состоит из аудита самой компании, анализа ее конкурентов и целевой аудитории, гипотезы, позиционирования, рубрикатора, tone of voice, визуальных образов и каналов продвижения.

Проще говоря, — это маршрут, на котором видно все этапы, повороты и конечную точку. Она помогает уверенно преодолевать препятствия и избегать ненужных действий.

Чем отличается бизнес, который работает по SMM-стратегии?

Мария Радионова, основательница SMM-агентства «С толком», поделилась своим опытом, как отсутствие стратегии влияет на работу бизнеса:

«Когда мы работали без стратегии, мы были как слепые котята — постоянно что-то пробовали, но не понимали, ведут ли наши действия к цели. Стратегия — это дорожная карта, которая помогает ориентироваться в моменты сомнений».

Состояние неопределенности и страх сделать «не то» — всё это тратит наши ресурсы. Стратегия позволяет экономить энергию и время как руководителя, так и всей команды специалистов.

Милана Малышева, контент-директор BAZA, добавила:

«Если вовремя не сформулировать четкое понимание ценностей бренда, команда просто запутается: один будет создавать розовых барби, а другой — строить Римскую империю».

Источник фото: мероприятие UMC
Источник фото: мероприятие UMC

Важно ли клиенту включаться в разработку SMM-стратегии?

Данил Александров — руководитель отдела стратегий и креатива «О'Смысле»:

«Никто не расскажет о ценностях бренда и его аудитории лучше самого клиента. Чем больше заказчик вовлечен в обсуждение на каждом этапе, тем лучше будет конечный результат».

Когда заказчик участвует в процессе креатива, у него никогда не будет ощущения, что ему что-то навязывают — он будет нести ответственность за результат наравне с командой агентства. К тому же, совместная работа помогает проверить, насколько вам комфортно работать с заказчиком, и находите ли вы общий язык.

Иногда, в процессе разработки стратегии, может выясниться, что вам с клиентом или исполнителем не по пути. Это совершенно нормально! Главное — вовремя приостановить работу и сделать выводы.

Как часто нужно обновлять SMM-стратегию?

Милана Малышева поделилась, что в практике BAZA SMM-стратегия существует ровно столько, сколько актуальны цели компании: команда девелопера разрабатывает её на квартал, как и все остальные планы работ.

В проектах Волеговой Анастасии, руководителя отдела маркетинга и рекламы USTA Hotels, — нет единого подхода к пересмотру SMM-стратегии. В каждом проекте свои сроки.

«В одном проекте мы разрабатываем стратегию на полгода, а в другом — на три месяца. Но в любом случае, каждый месяц мы анализируем результаты и обсуждаем, как корректировать планы и двигаться дальше. Кроме того, важно не путать стратегию с контент-планированием. Стратегия — это основа, а контент-план — инструмент её реализации. Это два разных аспекта, которые нужно учитывать при разработке SMM-стратегии».

Анастасия Волегова

В «Креветках и бургерах», по словам Марии Радионовой, у стратегии вообще нет конкретного срока: команда определяет её с января и при необходимости пересматривает, ориентируясь на аналитику.

Мой коллега Данил Александров, руководитель отдела стратегий и креатива «О'Смысле», поделился принципом построения стратегий в агентстве:

«В агентстве мы возвращаемся к стратегии каждые полгода и вносим коррективы, если это нужно. Но важно помнить, что рынок постоянно меняется: появляются новые площадки и инструменты для продвижения, тренды и инфоповоды, которые могут влиять как на отдельные рубрики, так и на стратегию в целом».

Чем полезна SMM-стратегия для небольших компаний?

Существует стереотип, что стратегия нужна только большим компаниям. На деле это не так — малые бизнесы, как и крупные, стремятся зарабатывать на своём продукте. Чтобы это получилось, о продукте нужно говорить.

Малый бизнес можно масштабировать. Если не устранить хаос в действиях, не наладить коммуникацию и не определить тональность общения с клиентами — это может увести вас в совершенно неверное направление.

Здесь мне нравится метафора Миланы Малышевой:

«Следование SMM-стратегии можно сравнить с путешествием на автомобиле. Если вы едете без карты по знакомому району, вы, возможно, доберетесь до нужного места наугад. Но представьте, что вы отправились в город, который вам не знаком: без четкого маршрута вы не доедете до пункта назначения».

Интересный комментарий прозвучал от Марии Радионовой:

«Я работала в основном с малым бизнесом, и все это были локальные фуд-проекты. Казалось бы, продукт понятен, рынок тоже — что тут еще обсуждать? Но на практике в каждой ситуации есть нюансы, которые нужно прорабатывать как внутри команды, так и с заказчиком. Даже если вы решите нанять отдельного SMM-специалиста, как вы объясните ему свои ожидания? И как он сможет работать без четкого плана? Стратегия в любом случае необходима».

Какие сложности могут возникнуть на этапе внедрения SMM-стратегии?

Разработать SMM-стратегию — одно, а реализовать её так, как было задумано, — совершенно другое. Бывает, что сложные контентные решения оказывается трудно осуществить в рамках бюджета, который компания изначально планировала тратить на продвижение. Важно учитывать ресурсы и возможности бизнеса.

«Когда вы предлагаете заказчику свою идею, вы берете на себя ответственность за её реализацию. Конечно, можно предложить протестировать гипотезу, но не забывайте, что на это выделяются средства. Будьте готовы к тому, что какая-то идея может не сработать. У меня были случаи, когда мне говорили, что мои предложения не сработают, но потом заказчик сам возвращался к ним. Иногда стоит дать клиенту время, чтобы «пожить» с идеей, и тогда он сам увидит её потенциал».

Мария Радионова
Источник фото: мероприятие UMC
Источник фото: мероприятие UMC

Всем ли компаниям нужна SMM-стратегия?

«Не скажу, что соцсети необходимы каждому, но не стоит забывать: они остаются отличным инструментом для информирования. Всё зависит от целей бренда». Социальные сети нужны не всем бизнесам, но те, кто их ведёт, должны представлять результат, для которого они это делают. Не всем компаниям нужно захватывать интернет-пространство. Возможно, для продажи шаурмы достаточно пожелания «с добрым утром» от дяди Ахмеда. Все действия должны вести к определенной цели, для этого мы и создаём SMM-стратегии.

Мария Радионова

Почему стоит делегировать разработку SMM-стратегии агентству?

Помните книгу «Гении и аутсайдеры»? Канадский журналист в 2008 году предложил интересную теорию: если вы занимаетесь чем-то больше 10 000 часов, то можете считать себя экспертом. Это хорошо иллюстрирует, чем команда агентства может быть полезна.

Специалисты агентства — это, прежде всего, люди с огромным опытом, насмотренностью и креативным энтузиазмом, которые ежедневно сталкиваются с задачами маркетингового продвижения.

Волегова Анастасия, руководитель отдела маркетинга и рекламы USTA Hotels, поделилась примером работы в таком тандеме:

«Передав разработку SMM-стратегии агентству, мы сэкономили время и смогли взглянуть на наш отель по-новому. Было любопытно услышать, какие сильные и слабые стороны заметят в нас те, кто работает с отелем впервые».

Если вы хотите получить свежий взгляд на свой продукт и бренд, делегировать разработку SMM-стратегии агентству — способ оптимизировать ресурсы бизнеса. Он поможет вам быстрее выйти на старт и преодолеть стадию неопределенности.

Подытожим

При разработке SMM-стратегии всегда начинайте с четкой цели вашей компании. Помните: маркетинг — это о бизнесе, а главная цель любого бизнеса — получать стабильную прибыль и радовать клиентов продуктом. Не бойтесь мыслить нестандартно и пробовать новые подходы. И доверяйте команде — новые идеи могут стать ключом к успеху.

Мы, кстати, тоже можем помочь. Команда есть, и опыта разного в стратегиях тоже много — вагон и маленькая тележка. Пишите! Будем рады обсудить сотрудничество.

33
2 комментария

Ничоси! Какой эксклюзив подъехал!