Когнитивные искажения способны потопить бизнес

Когнитивные искажения способны потопить бизнес

Владелец бизнеса часто полагается на свой опыт, интуицию и привычки, когда принимает решения. Но если вы чувствуете, что в вашем бизнесе кто-то тайком крутит руль, а ваши решения - это лишь иллюзия контроля, возможно, вы правы! И этот "кто-то" - ваш собственный мозг, который хитро подсовывает вам ложные установки в обход здравого смысла.😱 Почувствовали себя героем «Бойцовского клуба»? Не паникуйте, всё не так плохо. Речь идёт о когнитивных искажениях, которые мешают видеть реальную картину и принимать взвешенные решения.

Я не раз наблюдала, как предприниматели попадают в эти ловушки и действуют, основываясь на эмоциях и стереотипах. Однако принимать решения следует на основании цифр и твёрдых данных. В этом прийти на помощь бизнесмену может финансовый директор. По результатам оцифровки бизнес-процессов он видит состояние дел компании и исключает импульсные, необдуманные и нерациональные действия.🔥 Меня зовут Галина Виноградова. Я финансовый директор на аутсорсе. Подпишитесь, чтобы знать о финансах больше - Галина Виноградова.

Продолжим. Ваш мозг в «режиме автопилота» способен хитро давать вам ложные установки. Таким образом можно принять ряд ошибочных решений. Особенно это актуально во времена перемен и кризисов, когда сложно строить какие-то прогнозы и нужно мыслить нестандартно. Но к счастью с этим можно бороться. 💪

Давайте разбираться, как распознать коварные игры разума и не дать им разрушить ваш бизнес.

1. "Моё, значит ценное!"

Так можно охарактеризовать эффект владения. Это когда мы переоцениваем то, что уже имеем. И чем больше сил, времени и денег мы вложили, тем сложнее нам отказаться от этого, даже если это уже не приносит пользы.

Пример:

Представьте, вы запустили свой первый проект. Вложили в него кучу денег и сил, но он не принёс ожидаемой прибыли. Параллельно ещё несколько направлений стали приносить вам доход. Так вот эффект владения будет шептать вам: "Нужно ещё немного усилий. Ещё немного денег. Это наше сокровище. Что значит закрыть, забыть, идти дальше? Нет! Береги, что имеешь". Понимаете, да?

Что делать?

  • Смотрите на финансовые показатели. Если чувствуете недостаточность опыта в принятии таких управленческих решений, однозначно необходимо обращаться к экспертам. Тот же финдиректор собирает необходимую информацию, оцифровывает её и уже потом принимается за оценку перспектив проекта.
  • Не бойтесь признавать ошибки. Иногда лучше закрыть убыточный проект и направить ресурсы на более перспективные направления.

2. "Он и так меня понимает!"

Эффект, благодаря которому мы думаем, что люди вокруг умеют читать мысли. Да-да, мы часто склонны думать, что исполнители понимают нас без слов. В бизнесе это приводит к ошибкам, конфликтам и потере времени.

Пример:

Вы дали сотруднику задание (не важно дизайнер он, архитектор, модельер или уборщик), но о грамотном ТЗ не позаботились. Ведь вы же говорите понятно, по-русски, и в голове у вас всё сложилось просто и красиво. В итоге шанс, что работник оправдает ваши ожидания, очень мал. И виноват, конечно, в этом он сам (нет)!

Что делать?

  • Четко формулируйте задачи и ожидания. Сотрудник должен понимать, что он вправе задавать бесконечное число уточняющих вопросов. Проверяйте, что вас поняли правильно. Полезно после постановки задачи спросить у исполнителя: “Что именно ты планируешь сделать в первую очередь?” - так вы поймете, соответствуют ли его действия поставленной задаче.
  • Используйте разные каналы коммуникации: письменные инструкции (ТЗ, брифы, зарисовки, чертежи, презентации), онлайн-совещания, личные встречи.

3. "Первое впечатление - самое важное!"

Знакомьтесь, эффект якоря или крючка. Коварная вещь. Именно под влиянием этого эффекта мы (как цыплята, которые думают, что первое существо, которое они увидели, - мама) склонны придавать большое значение первой полученной информации и игнорировать последующие данные. Даже если они противоречат первоначальному впечатлению.

Пример:

Вы имели удачу поработать с суперспециалистом на аутсорсе и теперь всем работникам предъявляете те же требования, оставляя без внимания их сильные стороны.

Или вы получили первое коммерческое предложение на поставку оборудования и теперь сравниваете с ним и отвергаете все остальные, не замечая их преимуществ.

Что делать?

  • Собирайте максимум информации из разных источников. Не спешите с выводами, анализируйте все данные объективно.
  • Отключайте эмоции. Принимайте решения, основываясь на фактах и расчетах, а не на первом впечатлении.

4. "Все бегут, и я бегу!"

...или "если все прыгнут, ты тоже прыгнешь?" Да! Потому, что часто нами движет эффект подражания. Мы склонны следовать за большинством, даже если это противоречит нашим интересам. В бизнесе это может привести к потере уникальности, конкурентных преимуществ ну или просто к потере денег!

Пример:

Буквально вчера ко мне за советом обратился мой давний клиент, а теперь уже добрый приятель с вопросом: “Все мои конкуренты внедряют одну из популярных CRM-систем, может быть и мне надо?” Хватило буквально двух вопросов, чтобы понять, что его бизнес-процессы заметно отличаются от того, как работают конкуренты и эта CRM ему просто не подходит.

А ведь стоимость такого решения - более 500 000 рублей на этапе внедрения и десятки тысяч ежемесячно за использование.

Что делать?

  • Анализируйте тренды критически. Не спешите слепо следовать за модой. Оценивайте, насколько новые решения реально подходят для вашего бизнеса.
  • Используйте эффект подражания в своих интересах. Будучи лидером, покажите своей команде и конкурентам, что такое качество и честность, порядочность и трудолюбие. Благодаря этому эффекту заразительным может стать не только дурной пример!

5. Команда зомби. Или не всегда молчание - золото

Завершу этот список эффектом группомыслия. Он проявляется похожим образом, что и эффект подражания, но если тот характеризуется скорее индивидуальным поведением, эффект группомыслия - это явление коллективное. Первый же тревожный звоночек проявляется, когда ваша команда зачарованно или из-за страха смотрит вам в глаза и соглашается со всеми вашими идеями и поручениями. А когда ваши идеи терпят крах, выясняется, что каждый думал иначе. Что у всех были свои мнение, мысли и предложения, но…

Пример:

Вы предлагаете идеи по запуску нового направления. Вся команда натянуто улыбается и уже прикидывает, как будет подстраиваться под новые задачи. И никто не высказывает сомнений. В итоге, когда уже потеряны время и деньги, а идея показала свою нежизнеспособность, в коллективе начинает зарождаться общий вывод: “...что и следовало ожидать”.

Что делать:

  • Поощряйте критическое мышление и открытые дискуссии, вопросы, альтернативные предложения.
  • Назначайте человека, который будет специально искать слабые места в ваших идеях.
  • Привлекайте экспертов со стороны для независимой оценки ваших решений.

У нас в компании есть даже негласные правила, поощряющие критическое мышление “Периодически спрашивай себя, а не фигню ли я делаю?” и “Если видишь, что коллега делает фигню, прямо и аргументированно скажи ему об этом”Можете забирать в свою практику - дарю!)

Заключение

Даже если вы заметили у себя когнитивное искажение, вы можете не осознать его влияния на ваши решения. Ведь мозг хитро маскирует свои ловушки под логичные и обоснованные выводы.

🚀 Как же вырваться из этого порочного круга? Иногда единственный способ - это привлечь внешнего эксперта, который взглянет на ситуацию свежим взглядом и даст объективную оценку.

Финансовый директор, опираясь исключительно на цифровые показатели, поможет не только с решением конкретных задач, но и с оценкой ваших стратегических планов. Однако кроме цифр, опыт специалиста позволяет выявить "слепые зоны", принять взвешенные решения, оптимизировать процессы и, как следствие, сделать работу компании стабильно и более прибыльной.

Как часто вы ставите под сомнения свои решения?
Постоянно
Иногда
Крайне редко
Никогда не сомневаюсь в себе! 😎
3131
44
22
22
11
11
11
38 комментариев

Мы всегда принимаем решения в условиях неполной картины, вопрос в том, чтобы не пропустить критически важные данные, и цифра хорошо помогают. В Когнитивно - поведенческой терапии, особое внимание уделяться количественным оценкам. Полезная статья

3

спасибо. да, тут важен баланс - данные нужны достаточные, чтобы принять верное управленческое решение. но не избыточные. иначе есть риск просто зависнуть на этапе сбора данных и вовсе никаких решений не принять

Без понятного ТЗ получается не самый славный результат. А еще опасно думать, что все твои сотрудники так же должны любить, холить и лелеять твой бизнес. Нет, родной он только для тебя (чаще всего). Славно, если подберется хорошая команда, конечно. Но эта задача может растянуться во времени.

2

Если от процветания компании напрямую зависит мое благополучие и душевный комфорт, то конечно я буду горой за проект (холить и лелеять). Но когда на стадии роста бизнеса нужно чем-то жертвовать, то это должен делать собственник, но никак не его сотрудники, потому что это не их детище и будущие дивиденды получат не они.

1

Согласна. Это правило можно использовать и вне бизнеса.

1

Не все процессы можно оцифровать и посчитать

2

Да, консультанты уже давно посчитали — даже при самом тщательном фиксировании буквально каждого шага всех сотрудников только 20% информации получается переложить в документы/регламенты.

80% остаётся в головах.

1