Половина товаров, импортируемых в РФ, подлежат сертификации, поэтому вопрос оформления разрешительных документов у российских компаний стоит достаточно остро. Расскажем о наиболее частых проблемах, с которыми сталкиваются импортеры в процессе сертификации товаров из Китая (на нашем опыте).
Поиск надежного партнера по сертификации
В последнее время правила сертификации значительно ужесточились. Чтобы контролировать качество ввозимых товаров и повысить уровень доверия потребителей к продукции, государственные органы предъявляют более высокие требования к лабораториям и органам по сертификации, чем раньше. Однако, даже наличие аккредитации в сертификационном органе не говорит о добросовестности компании - на рынке услуг сертификации участились случаи мошенничества. Недобросовестные компании предлагают услуги сертификации по цене значительно ниже рынка, и при этом “гарантируют” качество сертификатов без проведения испытаний. Нужно понимать, что сертификаты таких компаний могут быть аннулированы в любой момент - все выданные этой компанией разрешительные документы в этом случае уходят в архив и признаются недействительными. В результате обманутый грузовладелец несет финансовые и временные потери.
Риски, связанные с сертификацией, несет импортер. Поэтому, чтобы не оказаться в ситуации, когда товар уже находится в стране, а сертификат признан недействительным, необходимо тщательно выбирать подрядчика и соблюдать порядок получения разрешительных документов.
На протяжении многих лет мы работаем только с проверенными партнерами по сертификации и настоятельно рекомендуем клиентам избегать “серых” схем ввоза образцов (без проведения испытаний).
Обратите внимание, что за оформление сертификатов отвечает орган по сертификации, а за декларирование — сам заявитель. С 1 января 2021 года регистрация деклараций о соответствии осуществляется самим заявителем через электронный сервис ФГИС Росаккредитации.
Обязательный ввоз образцов - “белая” или “серая” схема?
По Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации № 504 от 15.12.2018, перед тем, как начать поставки товара в Россию коммерческими партиями, импортеру следует сначала ввезти образцы, задекларировав их. Необходимо подтвердить легальность их ввоза на территорию ЕАЭС, предъявив таможенную декларацию.
При декларировании: образцы передаются в лабораторию для проведения испытаний. Если товар успешно прошел испытания, лаборатория выдает протокол испытания, и заявитель самостоятельно регистрирует декларацию о соответствии через электронный сервис ФГИС Росаккредитации.
При сертификации: сперва необходим выезд эксперта на производство, затем выдается акт анализа производства и отбирают образцы, только потом мы завозим их и передаем в лабораторию для проведения испытаний. Если товар прошел испытания, лаборатория выдает протокол испытания, а орган по сертификации регистрирует сертификат через электронный сервис ФГИС Росаккредитации.
Не все типы товаров подразумевают обязательный ввоз образцов, но для ввоза самых популярных типов товаров из нашей практики (оборудование, обувь, одежда взрослая и детская, посуда, хозтовары) образцы необходимы.
При планировании сроков доставки следует учитывать, что официальный ввоз образцов и правильное оформление сертификатов занимают до полутора месяцев. Но есть такие разрешительные документы, сроки оформления которых занимают от полугода и больше.
Например:
- Свидетельство о государственной регистрации. Сроки изготовления 8-12 недель.
- Регистрационное удостоверение Росздравнадзора. Сроки изготовления 6-7 месяцев.
- Сертификат на сложное оборудование и технические регламенты, такие как, например, Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок".
В нашей практике был случай, когда клиент сам оформлял один сертификат полгода, а второй сертификат больше года.
Стремясь сократить это время, импортеры прибегают к “серым” схемам, без фактического проведения испытаний и ввоза образцов. Следует понимать, что предоставление недействительных документов в гос. органы влечет уголовную ответственность для импортера.
Случается, что даже если образцы завезены по “белой” схеме, компания, выдавшая сертификаты, закрывается, и выданные ей декларации уходят в архив. В этом случае мы (как представитель клиента) подаем заявление на восстановление документов.
Кому доверить сертификацию товаров?
Не имея в штате квалифицированных сотрудников ВЭД, участникам рынка зачастую сложно разобраться во всех нюансах и требованиях законодательства. Поэтому мы рекомендуем обращаться к квалифицированному посреднику, который возьмет на себя контроль над всеми этапами сертификации.
Всем успехов и беспроблемной деятельности ВЭД!