Занимаясь в том числе, консультированием по продажам, постоянно мониторю площадки с вакансиями. И вот какой неутешительный вывод могу сделать.Ни черта не меняется!Многие (если не большинство) руководители и hr застряли в шаблонах и упорно продолжают “есть кактус”, хоть он и колючий. Текучка кадров, выгорание сотрудник, недополученная прибыль. Многие даже понимают, что они сами себе "злобный буратино", но менять подход им и в голову не приходит.Как всегда, начнем с основ.Зачем вообще придумывают KPI вроде количества звонков, встреч, или закрытых сделок? Всё просто: хочется контролировать процесс.Кажется, что, если измерить каждое действие менеджера, успех станет предсказуемым. Но знаете, что получится? Вы получите отчёты, красивые таблички и менеджеров, которые играют в “выполнить норму”. Вот как на заводе – норму выполни и домой.Вы какую-то цель достигли этими kpi? Определенно да. Вы создали иллюзию продаж и что у вас все под контролем. Если вам это было нужно, ну хорошо, дело ваше.А вот продажи, что с ними? Продажи останутся где-то в мечтах.Поэтому, давайте разберёмся, почему этот подход одна большая ошибка, и покажу на пальцах, почему KPI должен быть только один — сумма или объём продаж.Ошибка №1. Акцент на звонках: "А у меня 50 звонков в день!"Многие руководители обожают считать звонки. Кажется, что чем больше звонков, тем больше продаж. Логика вроде бы железобетонная: увеличиваем количество контактов — увеличиваем результат.Но вот реальность:• Менеджер звонит, чтобы сделать план по звонкам, а не продать. Ему не важно, насколько качественен звонок. Он звонит ради галочки.• Клиент чувствует давление. Когда менеджер начинает гонку за количеством, его энергия уходит на формальность. Он уже не слушает клиента, не понимает его потребности, а “долбит скрипт” — главное, чтобы звонок длился пару минут (ведь у вас же есть еще и kpi по продолжительности звонка).Пример из жизни: в одной компании, занимающейся промышленным оборудованием, руководство настояло, на kpi по количеству звонков для менеджеров. Звонки были, менеджеры каждый вечер писали красивые отчеты о количестве и продолжительности. Результат был очевиден — план по звонкам выполнен, а по деньгам нет.После прослушивания их звонков, подтвердилось то, о чем я пытался донести руководству, у менеджеров количество звонков и их продолжительность были на первом месте. Они разговаривали с клиентом не с целью продать, а с целью отработать скрипт и перейти быстрее к следующему звонку.Менеджеры прекрасно понимали, что из заработок зависит от суммы проданного оборудования в месяц, но они не могли на этом сосредоточится, потому что сначала, нужно было выполнить эти обязательные показатели, а на продажи времени и сил уже не оставалось.Таким образом и компания не получала прибыль, и менеджеры не зарабатывали того, что могли бы.Не превращайте свой отдел продаж в колл-центр!Ошибка №2. KPI на встречи: "Всё, договорились, завтра у меня 10 встреч!"О, эта любовь к встречам! Особенно в B2B. Кажется, что личный контакт — это ключ к сердцу клиента. Но вот проблема: KPI на встречи превращает их в фикцию.• Менеджер планирует ненужные встречи. Ему важно количество, а не целесообразность. Едет на встречу, тратит время, хотя знает, что клиент не готов покупать.• Клиент чувствует пустую трату времени. Когда встреча явно ради галочки, доверие падает. А репутацию компании, между прочим, потом не так легко восстановить.Почему менеджер по продажам занимается назначением “пустых” встреч? Причины те же, то и в первом пункте.Ошибка №3. Закрытые сделки: "Я закрыл 10 сделок!"На первый взгляд, это уже ближе к делу. Сделки вроде бы = продажи. Но не спешите радоваться. Если оценивать по количеству закрытых сделок, вы получите:• Мелкие сделки ради количества. Менеджер будет выбирать самых простых клиентов с минимальным чеком, чтобы быстро закрыть сделку. А больших, сложных клиентов — игнорировать.• Игнорирование долгосрочных перспектив. Если сделка не закрывается быстро, она становится для менеджера “балластом”. Почему KPI должен быть только один — деньги?Продажи — это не про действия, это про результат.Когда вы оцениваете менеджеров только по выручке или объёму отгружаемой продукции, вы:1. Мотивируете менеджера думать о результате. Ему не важно, сколько звонков или встреч он сделал. Главное — достичь цели.2. Фокусируете команду на качестве работы. Менеджеры сами начинают анализировать, как работать эффективнее: с кем встречаться, кому звонить, на кого тратить время.3. Избавляетесь от формального подхода. KPI по звонкам и встречам — это формальность, которая демотивирует лучших сотрудников и делает отдел продаж “конвейером”.Как это работает на практике?1. Пример с B2B: компания продаёт промышленное оборудование. У менеджеров KPI — только сумма контрактов. Они понимают: чем выше чек, тем больше их бонус. Поэтому они фокусируются на крупных клиентах, строят долгосрочные отношения, работают над качеством переговоров.2. Пример с розницей: в компании, продающей бытовую технику, менеджеры знают, что их зарплата зависит от общего объёма продаж. Они предлагают покупателям дополнительные товары, аксессуары, апселлы, потому что это сразу отражается на их доходе.Но что с качеством обслуживания?Многие опасаются, что фокус на выручке приведёт к ухудшению обслуживания. Это не так, если:• Есть отдел сопровождения. Именно он отвечает за удовлетворённость клиентов.• Прозрачный процесс передачи клиента. Менеджер по продажам делает свою работу, а клиентская поддержка берёт на себя остальное.Задача менеджера – продать, а не звонить клиенту и спрашивать все ли ему понравилось. Нет у него на это времени.Продажи — это про деньгиДавайте будем честны: все эти KPI по звонкам, встречам и сделкам — это попытка руководителя “играть в контроль”. На деле они мешают и сотрудникам, и бизнесу.Хотите увеличить продажи? Дайте людям одну цель — деньги. А всё остальное — это лишь инструменты, которые менеджеры выберут сами.Потому что главное в продаже — не количество звонков, а их смысл. Не встречи, а результат. Не сделки, а выручка.Продажи = деньги. Всё остальное — шум.#Продажи #Управление #Мотивация #Сделки #Контроль #KPI