SWOT анализ. Инструмент оценки бизнеса и проекта.

SWOT анализ. Инструмент оценки бизнеса и проекта.

Эту статью хотим посвятить, такому известному инструменту оценки состояния бизнеса, проекта и даже личной жизни, как SWOT-анализ.
Несмотря на свое широкое распространение, до сих пор возникают вопросы и даже споры относительно методики его применения.
Как показывает практика, подход "просто взять шаблон SWOT и заполнить" не дает качественного результата, на основе которого можно определить верные стратегии по повышению эффективности.
Далее комплексно будут рассмотрены:
✔ теория;
✔ практика внедрения;
✔ сильные и слабые стороны, альтернативы и вариации инструмента.

Матрица SWOT
Матрица SWOT

1. SWOT-анализ. Теория
SWOT анализ - это диагностический инструмент стратегического планирования, который оценивает сильные и слабые стороны бизнеса (внутренние характеристики), а также возможности и угрозы (внешние характеристики). Угрозы и возможности, возникая из внешней среды, представляют собой потенциальные области для роста или проблемы.
Эти 4 элемента в совокупности дают полное представление о текущем состоянии и потенциальных путях развития, помогая принимать решения и обеспечивая обоснованные стратегии развития.
Инструмент SWOT-анализа представляет собой матрицу с 4 квадрантами:
📌Strengths Сильные стороны
✔ Внутренние атрибуты и ресурсы, которые поддерживают успешный результат.
✔ Положительные качества, которые находятся под контролем и от которых вы можете получить выгоду.
Это ресурсы и возможности, позволяющие бизнесу быть конкурентоспособным на рынке.
Например:
▪ сильная репутация бренда
▪ лояльная клиентская база
▪ запатентованные технологии и патенты на изделия
▪ мощные финансовые резервы
▪ эффективная цепочка поставок
📌Weaknesses Слабые стороны
✔ Внутренние атрибуты, которые работают против успешного результата.
✔ Факторы, которые снижают способность предприятия достичь основной цели, но которые находятся под контролем.
К ним можно отнести:
▪ недостаток опыта
▪ ограниченность ресурсов
▪ неудачное местоположение
▪ неадекватную инфраструктуру
▪ неэффективные процессы.
Важно быть честным и реалистичным в отношении слабых сторон, чтобы их можно было устранить.
📌Opportunities Возможности
✔ Внешние условия, которые могут способствовать успеху.
✔Шансы на увеличение продаж или прибыли.
Они могут быть обусловлены рыночными тенденциями, изменениями экономической модели государства, социальными моделями или технологическими достижениями.
Возможности могут возникнуть благодаря:
▪ расширению рынков
▪ изменениям в государственной политике, связанной с вашей сферой деятельности
▪ сдвигам в обществе
▪ уходу конкурентов с рынка в связи с санкциями
▪ Гос. субсидии и меры поддержки бизнеса в вашей отрасли
📌Threats Угрозы
✔ Внешние условия, которые могут поставить под угрозу успех.
✔ Факторы, которые могут создать проблемы для бизнеса или проекта.
К ним можно отнести:
▪ изменение рыночных условий
▪ выход на рынок нового конкурента
▪ негативные отзывы
▪ изменения в поведении потребителей
▪ новые регулирующие правила и законы
▪ изменения в цепочке поставок.
Распознавание угроз имеет решающее значение, поскольку позволяет разработать планы действий на случай непредвиденных обстоятельств.
Где применять SWOT?
Анализ полезно применять в самых разных ситуациях, от бизнес-стратегии до личного развития. Он также полезен в процессе непрерывного совершенствования, используется как часть разработки стратегии для достижения операционного совершенства и способствует:
• Выявлению узких мест
• Распределению ресурсов
• Снижению рисков
• Капитализации возможностей
Во второй части подробно разберем шаги по проведению SWOT-анализа.

SWOT-анализ. Designed by freepik
SWOT-анализ. Designed by freepik

2. SWOT - анализ. Проведение
1 Шаг: Определение целей.
Цели могут варьироваться от улучшения конкретного бизнес-процесса до более широких задач, таких как расширение бизнеса или разработка нового продукта. Снова обращаемся к моделям SMART и GROW.
2 Шаг: Сбор команды и выбор фасилитатора.
SWOT-анализ можно провести и в одиночку. Однако, скорее всего, вы не раскроете все возможности инструмента. При проведении SWOT-анализа, даже для индивидуального дела, лучше учитывать различные точки зрения. Полное представление о ситуации может дать только кросс-функциональная команда.
3 Шаг: Проведение исследования.
Этот шаг включает в себя сбор данных, которые лягут в основу SWOT. Исследование должно быть тщательным и охватывать внутренние и внешние факторы.
Внутреннее исследование:

Изучите отчеты компании, показатели эффективности, отзывы сотрудников, а также любые прошлые опросы или оценки. Это поможет выявить сильные и слабые стороны бизнеса.

Внешние исследования:

Сюда входят анализ рынка, отраслевые тенденции, анализ конкурентов, отзывы клиентов и другие факторы внешней среды. Такие исследования помогают выявить возможности и угрозы, существующие за пределами бизнеса.

4 Шаг: Заполнение матрицы SWOT.

✔ Запишите свои выводы в четырех квадрантах матрицы отвечая на вопросы:

📌Strengths Сильные стороны:

Что ваш бизнес делает хорошо?

Какие у вас есть ресурсы, которых нет у других?

Что другие считают вашими сильными сторонами?

📌Weaknesses Слабые стороны:

Что вы могли бы улучшить?

Где у вас меньше ресурсов, чем у других?

Что другие, скорее всего, сочтут вашими слабыми сторонами?

📌Opportunities Возможности:

Какие перспективные возможности открываются перед вами?

Какими тенденциями вы могли бы воспользоваться?

Как вы можете превратить свои сильные стороны в возможности?

📌Threats Угрозы:

Какие тенденции могут навредить вам?

Что делают ваши конкуренты?

Может ли какая-либо из ваших слабостей привести к угрозе?

✔ Расставьте приоритеты в каждом квадранте в зависимости от их потенциального влияния на организацию.

5 Шаг: Разработка стратегий, которые будут:

SO - Использовать сильные стороны, чтобы воспользоваться возможностям.

ST - Использовать сильные стороны для минимизации угроз.

WO - Улучшать слабые стороны, используя возможности.

WT - Минимизировать слабые стороны и избежать угроз.

Каждая стратегия должна быть осуществима и связана с общей целью, которая была определена на шаге 1.

6 Шаг: Реализация стратегий и анализ.

Этап включает в себя планирование, распределение обязанностей и установление сроков.

❗После внедрения стратегий важно проанализировать их эффективность с течением времени. Рекомендуем проводить ежемесячный обзор KPI, полученных в результате SWOT, чтобы увидеть, как бизнес продвигается по отношению к ним, и принять меры, если это необходимо. Оценка достижения KPI должна быть постоянным процессом, в ходе которого стоит периодически пересматривать результаты SWOT-анализа, чтобы убедиться, что факторы по-прежнему актуальны, а стратегии работают.

В третей части статьи рассмотрим обратную перспективу матрицы SWOT, вариации и расширения.

SWOT анализ. Вариации.
SWOT анализ. Вариации.

📌Матрица TOWS: Обратная перспектива
Если вам уже удавалось проводить SWOT-анализ, то наверняка могли заметить, что количество внутренних факторов, с которыми предстоит работать, чаще больше, чем внешних. Это вызвано не только тем, что работающие над анализом члены команды лучше разбираются во внутренних процессах компании, чем во внешней среде, но и банально тем, что внутренние факторы идут в матрице первыми.
Перечислив достаточное количество внутренних факторов у команды уже нет стимула также прорабатывать внешнюю среду. Ведь каждый новый фактор – это дополнительная работа для команды🤯.
Для бизнеса же здесь есть риск потратить ресурс на незначительный внутренний фактор и не решить критичный внешний. Чтобы такого не произошло применяют обратную версию SWOT, называемой матрицей TOWS.
TOWS означает:
Threats «Угрозы»
Opportunities «Возможности»
Weaknesses «Слабые стороны»
Strengths «Сильные стороны».
🔄 В то время как SWOT-анализ начинается с фокусировки на внутренних факторах (сильные и слабые стороны), TOWS начинается с внешних факторов (угрозы и возможности).
Преимущества TOWS:
➕Внешний фокус: TOWS смещает фокус на внешнюю среду, помогая организациям сосредоточиться на адаптации к рыночным условиям или внешним угрозам.
➕Стратегические возможности: Рассматривая в первую очередь угрозы и возможности, TOWS помогает генерировать различные стратегические варианты, которые могут быть упущены при обычном SWOT-анализе.
☝ Всеобъемлющий взгляд: TOWS можно использовать в сочетании со SWOT для получения более полного представления о внутренних и внешних факторах, влияющих на организацию.
📌Вариации и расширения
SWOT-C: Этот вариант добавляет пятое измерение - Challenges (вызовы). Это препятствия или преграды, которые не относятся ни к слабым сторонам, ни к угрозам, но все равно требуют решения.
Ранжированный SWOT: Этот вариант предполагает добавление веса каждому фактору в зависимости от его значимости, а затем механизм подсчета баллов для определения приоритетности действий.
📌Интеграция с другими инструментами:
SWOT-анализ может быть успешно интегрирован с методами такими методами управления и непрерывного совершенствования, как:
PEST-анализ: Инструмент анализа макроокружения, который может помочь в определении возможностей и угроз.
NOISE-анализ: стратегический инструмент для определения потребностей (Needs), возможностей (Opportunities), улучшений (Improvements), сильных сторон (Strengths) и исключений (Exceptions). Является возможной альтернативой матрице SWOT, поскольку фокусируется на потенциальных решениях и анализирует ситуацию.
Balanced Scorecard Сбалансированная система показателей: SWOT может быть использован в сбалансированной системе показателей, чтобы помочь согласовать различные бизнес-функции со стратегией организации.
В заключение хочется отметить, что SWOT - это не просто лист с 4-мя квадрантами. Под ним лежит глубокий анализ согласно описанных методик. А лаконичность, с которой представляются результаты - это, пожалуй, его главное преимущество.

33
реклама
разместить
Начать дискуссию