{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

KPI и OKR

Зачем понадобился OKR (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты), если в компании уже давно внедрены KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности, КПЭ)? ● Что общего у KPI и OKR и в чем различия? ● В чем преимущества OKR (и есть ли они)?

Выводы:

  • KPI и OKR можно использовать одновременно, они решают одни и те же задачи: а) достижение стратегических целей; б) создание стоимости (ценности) и в) извлечение прибыли (выгоды), а наличие KPI — отличная стартовая позиция для внедрения OKR
  • Ключевые показатели (Key Indicators) и ключевые результаты (Key Results) имеют метрики и целевые значения, они могут совпадать, однако OKR предполагает «декомпозицию» и «каскадирование» целей, а KPI (обычно) сводится к «каскадированию» (дроблению) целевого значения метрики
  • В отличие от ключевых показателей эффективности, которые в большей степени зависят от периодов и важности финансовой отчетности, которые возникли в недрах тейлоровской организации, OKR стремится к большему вовлечению сотрудников в целеполагание и поиск решений, соответствующих текущей ситуации в бизнесе

Зачем?

KPI — это инструмент (Википедия), значение показателя ([удивительно:)] Алексей Александров на Kokoc.com), бизнес-индикатор (SEO-Википедии на blog.ingate), система [KPI] (так чаще всего называется в «научной» литературе).

OKR — это метод (Википедия), система (Anton Cherkasov на vc.ru), система-стратегия (Rich Sparks на Atlassian), техника (Anne Usova на Wrike), method (Profit.co, эти хороши… пока:).

И система KPI, и метод OKR применяются для а) определения целей бизнеса–подразделения–сотрудника (т.н. целеполагание), б) планирования (в основном бизнес-планирования/бюджетирования) и мотивации (если организация «видит» эту функцию управления) и в) оценки работы.

Следует заметить, что долгое время key performance indicators писали строчными буквами, без придыхания и не выделяли в тексте: key — означало, что не все, а только некоторые; performance — означало оптимальную утилизацию ресурсов; а indicators — означало показатели… всякие… разные.

Фрагмент статьи Leonard, L.L., Effectively controlled organization, Haskins & Sells Selected Papers, 1972, p. 396-407.

Учитывая долгую историю измерений производительности труда и эффективности бизнеса (performance management), можно предположит, что система KPI внедрена в подавляющем количестве средних и крупных предприятий и организаций в России и на госслужбе.

Так зачем внедрять OKR, если в компании уже внедрены KPI?

Немного упрощая, система KPI предполагает взаимосвязь стратегических целей бизнеса и выбранных показателей эффективности. Например, KPI — Выручка → Выручка в сегменте малых и средних предприятий, — вполне соответствует стратегии выхода в новые сегменты рынка.

Предметом «торга» управленцев по уровням иерархии становится установление целевого значения выручки для подразделения (департамента, центра, отдела, филиала).

В некоторых случаях для придания большей «осмысленности» «торгам», предметом обсуждения становятся «инициативы», которые должны обеспечивать достижение целевого значения KPI (в нашем примере — выручки).

Фрагмент (правая часть) рис. 2.10 «Стратегические направления определяют процессы, нематериальные активы, цели и инициативы, необходимые для реализации раздела стратегии». Каплан Р. С, Нортон Д. П. Стратегические карты. — М., 2005. С. 63.

[здесь будет продолжение]

[Имхо,] Внедрение OKR (даже при наличии KPI) оправдано, если выполняется одного или несколько следующих условий:

  • Важнее содержание работ, чем долгосрочные метрики.
  • Важнее частота планирования и оценки результатов, чем размеренность.
  • Важнее оперативное перераспределение ресурсов, чем преемственность.
  • Важнее мотивы группы, чем заменимость её участников.

[неоконченное]

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда