4. Теория принципала-агента. Ее в 1976 году выдвинули американские экономисты Майкл Дженсен и Уильям Меклинг. В упрощенном виде суть теории можно объяснить так: есть те, кто имеет определенные интересы (принципалы) и те, кто нанят для их реализации (агенты). При этом цели агентов и принципалов могут не совпадать. Например, акционеры хотят увеличить прибыль, директор — хороший офис, который подчеркнет статус, работники — высокую зарплату и поменьше работать. Нужно как-то свести эти цели воедино, не забывая о том, что желания принципала важнее всего. На помощь приходят финансовое поощрение, связанное с количественными показателями. А к ним присоединяется контроль, без которого не обойтись — нужно же понимать, насколько агенты хорошо выполняют свою работу.
Проблема в том, что альтернативных способов оценки результата, кроме как числовыми показателями, практически нет.
Это универсальный подход, который понятен всем. При этмо и применим ко всем. Вопрос эффективности - это другое дело, но ведь нужно же на основе чего-то делать выводы.
В большинстве компаний суровые и малоэффективные KPI вряд ли будут пересмотрены. Руководители на местах ребята не всегда заинтересованные в результате и гибкие.
Согласен. Здесь вопрос именно в том, насколько руководитель (или точнее тот, кто ставит KPI) знает специфику работы. Если знает и нормально общается с людьми на местах, то и KPI будут поставлены нормальные. Если не знает и тиранит всех подряд (а тогда общаться нормально невозможно), то все пойдет вкривь и вкось
Ну и когда прибыль сильно привязана к KPI, тоже ничего хорошего. Привет манипуляции и все такое...
"Суровые и малоэффективные KPI" приводят к проблемам, снижению прибыли и убивают бизнес. Если они мешают, то их в любом случае пересмотрят, если не захотят обанкротиться. Обычно нерациональный подход к KPI процветает там, где не на бизнесе все завязано. Примеры про государственные структуры из статьи это прекрасно иллюстрируют.