Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса
Привет! Меня зовут Сергей Гаврилов, я партнёр студии коммуникаций BEsmart и тренер по выступлениям и дебатам. Мы с командой помогаем развивать гибкие навыки командам ВКонтакте, Яндекс, SETTERS, Мегафон и другим. В этой статье дам короткую инструкцию, как быстрее всего подготовить любую речь.
Для этого:
- покажу, что хорошая структура – это большая часть вашего выступления;
- расскажу, как с помощью структуры 6П за 10 минут команды Doing Great Agency и Додо Пицца подготовили выступления под свои бизнес-задачи;
- дам лайфхак, который поможет запомнить длинную речь и не упускать внимание аудитории.
Зачем нужна структура выступления?
Выступление, в котором просто набросаны тезисы без понятной связи между ними – это рандом: если повезёт, то получится хорошим; не повезёт – тезисы будут противоречить друг другу. Цель вашей речи – устранить барьеры в головах слушателей, а противоречия в нём наоборот добавляют их.
Есть две основные структуры выступления: линейная и иерархическая. О том, как и для чего применять иерархическую структуру, мы рассказываем
в нашем блоге, а сейчас речь пойдёт о линейной.
Линейная структура – это классический вопрос-ответ, где вопрос – это главная проблема выступления, а ответ – план её решения. Если представлять себе историю, то в самом её начале будет антагонист, который создает проблему, а позже появится главный герой и его план для победы добра над злом.
Я покажу каждую часть структуры 6П на примере выступления Тани Пантелеевой, соосновательницы коммуникационного агентства Doing Great Agency. На курсе она готовилась к выступлению в Школе малого бизнеса Ларёк.
1П – Проблема. Что не так?
Нужна для того, чтобы приковать внимание аудитории и сфокусировать на теме. После такого начала речи у слушателя должен остаться вопрос “что делать?” или “к чему это может привести?”.
2П – Причина. Почему это происходит?
Часто блок с причинами проблемы пропускают. Бывает, что спикеры не знают причин, а иногда знают, но не считают важным о них говорить. Однако упор на этом блоке покажет вашу экспертность в вопросе. Да, многие знают о существовании проблемы, но только вы углубились в самый ее корень.
3П – Последствия. К чему это может привести?
К чему может привести развитие ситуации, если прямо сейчас не устранить ее причины (или одну из причин).
4П – План. Как можно это исправить?
После описанных последствий у слушателей в голове точно возник вопрос “Что же делать?”. Время для эффектного появления героя – инструмента/вашей идеи/вашего способа решения проблемы.
5П – Перспективы. К каким результатам это приведет?
Опишите ситуацию, которая произойдет, если следовать описанному плану. Например, устранится одна или несколько причин проблемы или ее последствия.
6П – Преимущества. Можно ли добиться этих результатов другими методами?
Необходимо сравнить описанный план с альтернативами. Причем по некоторым критериям альтернативы могут быть эффективнее предложенного плана: тогда объясните, почему ваш план лучше, чем альтернатива (дешевле, быстрее, эффективнее и так далее)
Вот такая схема получится в итоге:
А это уже 6 готовых блоков для презентации. Они могут меняться местами в зависимости от ситуации, но важно сохранить взаимосвязь – придумать вопросы от одного к другому.
А ещё во время выступления можно задавать эти вопросы вслух, тогда аудитория будет вовлекаться в рассказ глубже. Вы можете продумать глубокий интерактив, в котором будете задавать людям в зале вопрос и ждать ответ.
Или проще: задать риторический вопрос, запустив в голове слушателей мыслительный процесс. Это особенно важно при онлайн-выступлениях, где у собеседников больше отвлекающих факторов: лента в соцсети, соседи по квартире или котик, прыгающий по клавиатуре.
Если последовательно отвечать на вопросы из схемы, то можно за 10 минут собрать готовое выступление и исчерпывающе рассказать о своей идее/теме/презентовать продукт.
Мария Вербицкая, лидер внутреннего агентства по найму для партнёров в Додо Пицце, использовала структуру 6П и подготовила скелет своего выступления про внутреннее HR-агентство для партнёров компании:
Так благодаря структуре 6П можно буквально за несколько минут подготовить логичное и понятное выступление, которое не нужно заучивать целиком, а запомнить только связки между блоками. Структура поможет не запутать ваших слушателей, а привести к необходимому действию.