{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Универсальная структура выступления: готовим речь, которая решает задачи бизнеса

Привет! Меня зовут Сергей Гаврилов, я партнёр студии коммуникаций BEsmart и тренер по выступлениям и дебатам. Мы с командой помогаем развивать гибкие навыки командам ВКонтакте, Яндекс, SETTERS, Мегафон и другим. В этой статье дам короткую инструкцию, как быстрее всего подготовить любую речь.

Для этого:

  • покажу, что хорошая структура – это большая часть вашего выступления;
  • расскажу, как с помощью структуры 6П за 10 минут команды Doing Great Agency и Додо Пицца подготовили выступления под свои бизнес-задачи;
  • дам лайфхак, который поможет запомнить длинную речь и не упускать внимание аудитории.

Зачем нужна структура выступления?

Выступление, в котором просто набросаны тезисы без понятной связи между ними – это рандом: если повезёт, то получится хорошим; не повезёт – тезисы будут противоречить друг другу. Цель вашей речи – устранить барьеры в головах слушателей, а противоречия в нём наоборот добавляют их.

Есть две основные структуры выступления: линейная и иерархическая. О том, как и для чего применять иерархическую структуру, мы рассказываем
в нашем блоге, а сейчас речь пойдёт о линейной.

Линейная структура – это классический вопрос-ответ, где вопрос – это главная проблема выступления, а ответ – план её решения. Если представлять себе историю, то в самом её начале будет антагонист, который создает проблему, а позже появится главный герой и его план для победы добра над злом.

Линейная структура отлично подойдёт, когда до выступления катастрофически мало времени.

Сергей Гаврилов, партнёр BEsmart

Я покажу каждую часть структуры 6П на примере выступления Тани Пантелеевой, соосновательницы коммуникационного агентства Doing Great Agency. На курсе она готовилась к выступлению в Школе малого бизнеса Ларёк.

1П – Проблема. Что не так?

Нужна для того, чтобы приковать внимание аудитории и сфокусировать на теме. После такого начала речи у слушателя должен остаться вопрос “что делать?” или “к чему это может привести?”.

Малый бизнес может потерять продажи.

Например, Таня сформулировала такую проблему:

2П – Причина. Почему это происходит?

Часто блок с причинами проблемы пропускают. Бывает, что спикеры не знают причин, а иногда знают, но не считают важным о них говорить. Однако упор на этом блоке покажет вашу экспертность в вопросе. Да, многие знают о существовании проблемы, но только вы углубились в самый ее корень.

1) заблокировали соцсети, которые были основным каналом коммуникации для многих бизнесов в России;
2) из-за закрытых границ становятся нестабильными цепочки поставок;
3) скачет курс валют.

Причины:

Вы можете описать и причины, на которые повлиять невозможно. Но если проработать хотя бы некоторые из них, проблема перестанет быть настолько острой.

Сергей Гаврилов, партнёр BEsmart

3П – Последствия. К чему это может привести?

К чему может привести развитие ситуации, если прямо сейчас не устранить ее причины (или одну из причин).

1) не будет притока новых клиентов из заблокированных соцсетей;
2) потеря связи с клиентами;
3) репутационные и юридические издержки.

Последствия:

4П – План. Как можно это исправить?

После описанных последствий у слушателей в голове точно возник вопрос “Что же делать?”. Время для эффектного появления героя – инструмента/вашей идеи/вашего способа решения проблемы.

1) давайте использовать незаблокированные соцсети: ВК, Одноклассники, рассылки в Вайбере;
2) использовать другие каналы коммуникации: флаеры, билборды, запускать в небо дирижабли с рекламными слоганами.

План:

5П – Перспективы. К каким результатам это приведет?

Опишите ситуацию, которая произойдет, если следовать описанному плану. Например, устранится одна или несколько причин проблемы или ее последствия.

1) компания станет ближе к клиенту за счет использования новых каналов коммуникации;
2) появятся новые навыки и инсайты, новые клиенты;
3) отсутствие репутационных и юридических издержек.

Перспективы:

6П – Преимущества. Можно ли добиться этих результатов другими методами?

Необходимо сравнить описанный план с альтернативами. Причем по некоторым критериям альтернативы могут быть эффективнее предложенного плана: тогда объясните, почему ваш план лучше, чем альтернатива (дешевле, быстрее, эффективнее и так далее)

1) использование заблокированных соцсетей может привести к суду;
2) прекращение использования соцсетей в принципе приведет к потере связи с клиентами.

Преимущества:

Вот такая схема получится в итоге:

А это уже 6 готовых блоков для презентации. Они могут меняться местами в зависимости от ситуации, но важно сохранить взаимосвязь – придумать вопросы от одного к другому.

Обещанный лайфхак: вы можете не учить всё выступление целиком: выучите только вопросы от одного блока к другому! Отвечая на эти вопросы, вы будете последовательно подтягивать блок за блоком 😉

Сергей Гаврилов, партнёр BEsmart

А ещё во время выступления можно задавать эти вопросы вслух, тогда аудитория будет вовлекаться в рассказ глубже. Вы можете продумать глубокий интерактив, в котором будете задавать людям в зале вопрос и ждать ответ.
Или проще: задать риторический вопрос, запустив в голове слушателей мыслительный процесс. Это особенно важно при онлайн-выступлениях, где у собеседников больше отвлекающих факторов: лента в соцсети, соседи по квартире или котик, прыгающий по клавиатуре.

Если последовательно отвечать на вопросы из схемы, то можно за 10 минут собрать готовое выступление и исчерпывающе рассказать о своей идее/теме/презентовать продукт.

Мария Вербицкая, лидер внутреннего агентства по найму для партнёров в Додо Пицце, использовала структуру 6П и подготовила скелет своего выступления про внутреннее HR-агентство для партнёров компании:

1 – Проблема: В пиццериях могут долго не закрываться вакансии, потому что рынок труда конкурентный, кандидатов перехватывают другие компании.

2 – Причины: На рынке предложений о работе больше, чем кандидатов; кандидаты часто выбирают другие команды, которые делают предложения первыми или более качественно.

3 – Последствия: Управляющие не успевают быстро обрабатывать отклики кандидатов; проводят телефонное интервью не так качественно, как опытный HR.

4 – План: Подключение партнёров к внутреннему HR-агентству.

5 – Перспективы: Вакансии закрываются в короткий срок, из-за этого эффективность пиццерии повышается; можно выбирать самых лучших кандидатов.

6 – Преимущества: По сравнению с другими агентствами: внутреннее HR-агентство не старается заработать денег для себя: главная цель – поддержка партнёров. Оно заточено под работу пиццерии: знание клиента и продукта на самом глубоком уровне. По сравнению с личным HR: дешевле, эффективнее.

Мария Вербицкая, Лидер внутреннего агентства по найму для партнёров в Додо Пицце

Есть ещё два функциональных блока со звездочкой: Представление в начале, где вы здороваетесь и немного рассказываете о себе, и Предложение в конце — призыв к дальнейшим действиям, которые вы ожидаете от аудитории.

Так благодаря структуре 6П можно буквально за несколько минут подготовить логичное и понятное выступление, которое не нужно заучивать целиком, а запомнить только связки между блоками. Структура поможет не запутать ваших слушателей, а привести к необходимому действию.

Как уложить такой большой объем информации в ограниченный тайминг? Читайте в нашем блоге

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда