Аналитика. Пример SWOT-анализа ИТ-компании
Для наглядности применения проведем SWOT-анализ российского производителя ИТ-инфраструктуры.
Компания на рынке с 2015 года. До 2022 года выпускала сетевое оборудование, ноутбуки, моноблоки и мобильные устройства для решения задач госсектора, образования и здравоохранения. Во второй половине 2022 года изменила курс в сторону корпоративного и массового сектора. Производство осуществляется на собственных площадках в России. Сырье для производства ввозится в основном из Китая, но идет активная работа по поиску российских поставщиков.
Компания сотрудничает с отечественными разработчиками ПО, чтобы поставлять на рынок программно-аппаратные комплексы российского производства.
Входит в крупный российский ИТ-холдинг под отдельным брендом.
Внутреннее состояние компании (SWOT)
Сильные стороны
1. Product
- широкий продуктовый портфель для комплексной работы с заказчиком;
- возможность кастомизации продукции под запросы заказчика;
- комплексные решения с российским софтом;
- продукты в реестре МПТ.
2. Price
- доступная цена для корпоративного сектора;
- бесплатные устройства в тест.
3. Promotion
- широкая известность управляющего холдинга на рынке;
- налаженные контакты со многими отраслевыми журналистами, изданиями;
- продукты на собственном маркетплейсе для быстрой покупки;
- отсутствие негативного контекста у бренда и руководства компании.
4. Place
- развитые коммерческие партнерства управляющего холдинга в мире;
- налаженные логистические каналы управляющего холдинга;
- наличие широкой сбытовой сети;
- наличие складов для хранения продукции по России;
- налаженные каналы продаж в странах СНГ.
5. Personnel
- опытная управленческая команда;
- доступ к ресурсам управляющего холдинга (IT, HR, маркетинг, логистика).
6. Production
- собственные производственные мощности.
Слабые стороны
1. Product
- высокая конкуренция среди российских продуктов с идентичными параметрами;
- ограниченное количество продуктов в каждой линейке;
- низкий уровень знания и пользовательского опыта у продуктов;
- отсутствие очевидного и понятного сервиса;
- высокая продуктовая диверсификация затрудняет управление отдельными продуктам.
2. Price
- завышенная стоимость продукта для b2b относительно близких продуктов b2c без явного дополнительного сервиса;
- отсутствие РРЦ в открытом доступе;
- отсутствие партнерских программ;
- отсутствие пакетного ценообразования.
3. Promotion
- новый бренд на массовом рынке;
- недостаточная информационная поддержка бизнес-решений в сфере распределения;
- маркетинг и PR работают на весь управляющий холдинг;
- малое количество инфоповодов;
- необходимость продвигать софтверные решения партнеров кроме собственных продуктов;
- внутренние и внешние барьеры для коммуникации (массовый NDA у заказчиков).
4. Place
- зависимость от дистрибьюторской сети, слабая связь с конечным потребителем;
- сильная зависимость от ресурсов управляющего холдинга;
- собственная партнерская сеть только по сетевому оборудованию.
5. Personnel
- недоукомплектованный штат → высокая нагрузка на сотрудников → истощение моральных и физических ресурсов;
- низкая инициативность в виду отсутствия понятной мотивационной системы и чрезмерного количества задач;
- неочевидные перспективы карьерного роста, что приводит к дефициту лидеров для реализации новых проектов развития;
- большое количество продуктовых линеек требует большого количества технических специалистов с разными навыками;
- внутренняя борьба за власть;
- ТОП-менеджеры из крупных компаний с устоявшимися бизнес-процессами → сложный переход в новую систему.
6. Production
- длинный логистический цикл (несколько месяцев от оформления заявки до доставки), недостаточная гибкость в планировании;
- зависимость от поставщиков.
Возможности
1. Product
- развитие существующих линеек продуктов;
- вход новых продуктов в реестр МПТ → доступ к новой группе заказчиков;
- новые ограничения (угрозы ограничений) → доступ к новой группе заказчиков;
- новые освободившиеся ниши после ухода иностранных производителей и разработчиков;
- партнерство с разработчиками софта для формирования добавочной стоимости;
- поглощение мелких конкурентов, поставщиков для расширения портфеля;
- наличие смежных продуктовых ниш;
- Минцифры – перспективы регулирования в b2c;
- повышение качества сервиса.
2. Price
- пакетное ценообразование;
- выход на новые рынки → ценовая диверсификация;
3. Place
- старение парка оборудования потребителей → замена ИТ-инфраструктуры на предприятиях;
- поставка оборудования в компанию через «одно окно»;
- развитие российских маркетплейсов для усиления позиций персональных устройств;
- амбиции в соответствии с возможностями для сбалансированного развития.
4. Promotion
- развитие имиджа российского производителя;
- новые каналы продвижения;
- работа в рамках маркетинговой стратегии с опорой на стратегию бизнеса.
5. Personnel
- мобильность персонала, возможность проектов и аутсорсинга;
- работа со студентами, развитие собственного инженерного и ИТ-персонала.
6. Production
- расширение производственных линий → снижение издержек;
- цель – сделать приобретение и пользование товаров и услуг максимально комфортными для потребителя.
Угрозы
1. Product
- изменение налоговых послаблений для знакомых брендов по параллельному импорту;
- возвращение А-брендов в случае снятий санкций;
- слабое развитие российских ОС и устанавливаемых на них приложений;
- малая востребованность у заказчиков;
- преданность любимым брендам.
2. Price
- рост цен на ввозимое сырье из-за вторичных санкций;
- барьеры с оплатой ввозимого сырья;
- низкая платежеспособность покупателей → поиск более дешевых решений с низким качеством;
3. Promotion
- имидж «переклейщиков»;
- размытая ЦА.
4. Place
- партнеры и реселлеры ищут краткосрочную финансовую выгоду;
- приход параллельных продуктов для компаний, не обязанных закупаться по 223 и 44 ФЗ;
- появление контрафакта с низкой ценой;
- утеря страной статуса рыночной экономики.
5. Personnel
- общий дефицит кадров + высокий спрос на ИТ-специалистов на рынке;
- конфликтные увольнения, люди могут уносить проблемную внутреннюю информацию;
- место, пересидеть трудные времена;
- в бизнесе растем быстрее, чем в компетенциях, при этом мало вкладываемся в обучение.
6. Production
- приход «китайских производителей»;
- русификация китайских ОС и развитие HUAWEI Mobile Services;
- снижение инвестиционного интереса у акционеров;
- мировой дефицит необходимых электронных компонентов.
Трансформационная SWOT матрица
Сильные стороны - Возможности
- Наработанные контакты с производителями и налаженная логистика управляющего холдинга дает возможность предлагать рынку up-to-date решения.
- Опыт локализации и разработки продуктов в сочетании с существующим неудовлетворенным спросом на ИТ-продукцию способствует укреплению положения на рынке и повышению продаж.
- Широкий продуктовый портфель позволит нивелировать в глазах потребителя разрывы поставок разных линеек оборудования.
- Образ экспертов + создание единой ИТ-инфраструктуры на своем «железе» покажет потребителю жизнеспособность и перспективность продуктов.
Сильные стороны - Угрозы
- Разработка собственных конкурентоспособных (цена + качество) продуктов и продуктов, на 100% удовлетворяющих потребности заказчиков, снизит риски возвращения ушедших брендов.
- Маркетинговая политика, направленная на популяризацию Российского мобильного и десктопного софта, позволит повысить привлекательность устройств на российских ОС у потребителей и стимулировать разработчиков на разработку собственных приложений.
- Управленческий опыт в крупных производственных компаниях позволит наладить значительные объемы производства и сбыта для снижения стоимости единицы продукции.
Слабые стороны - Возможности
- Собственная производственная база совместно с неотвратимостью импортозамещения в разных отраслях дает возможность занять смежные продуктовые ниши и создать новые партнерства.
- Повышение качества сервиса до уровня А-брендов создаст добавочную стоимость продуктам и снизит количество отрицательных отзывов. Шанс появления адвокатов бренда.
- Установление контактов с российскими поставщиками ресурсов в сочетании с собственным производством существенно повысит сроки производства/кастомизации и реализации продукции.
Слабые стороны - Угрозы
- Активная работа по удержанию сотрудников (оптимальные условия труда, конкурентная заработная плата, развитие внутренних коммуникаций) поможет повысить лояльность сотрудников к компании.
- Для укрепления репутации производителя и уменьшения зависимости от дистрибьюторской сети в случае возвращения на рынке мировых гигантов с демпинговыми ценами необходимо налаживать связи с конечным пользователем путем рекламных компаний, личных встреч и целевых мероприятий.
Задачи по результатам анализа
1. Product
- Формирование потенциального сбалансированного портфеля продуктов на ближайшее 5 лет. Определение ресурсов и стратегии превращения этого портфеля в реальный.
- Формирование дорожной карты для существующих и перспективных продуктов.
- Менеджмент каждого из продуктов. Формирование истории продукта (жизненный цикл), риски (в т.ч. контрафакт), достоинства, потенциал.
- Развитие портфеля за счет внешних источников.
- Мониторинг технологического развития отрасли / проблем потребителей / действий конкурентов.
2. Price
- Ценовая политика для разработчиков ПО.
- Ценовая политика/продуктовая стратегия для разных регионов/дистрибьюторов/конечных пользователей.
- Понимание соотношения для фокусных рынков: покупательская способность и себестоимость + логистика + % посредника + маржа.
- Вариативный сервис — услуги / стоимость.
- Менеджмент бюджетов, в т.ч. на инновационное развитие.
3. Place
- Отстройка от конкурентов (акционеров) по всем возможным каналам.
- Создание рейтинга целевых рынков: какой рынок принесет максимальную прибыль. Кастомизация продуктов/услуг/компании под эти рынки.
- Разработка стратегии поставок продукта на удаленные рынки/дешевые рынки.
- Определение наиболее выгодных ниш, дополняющих продуктов.
- Менеджмент дистрибьюторов. Выбор оптимального количества дистрибьюторов. Построение тесных отношений с ключевыми дистрибьюторами / потребителями. Управление рисками дебиторской задолженности.
4. Promotion
- Понимание: КФУ (ключевой фактор успеха) на целевых рынках (например, сертификаты, автоматизация производства, отзывы, опыт, статистика, имидж) - формирование, как минимум, видимости наличия этих КФУ.
- Ответ на вопрос: какая компания/продукт необходима дистрибьюторам/заказчикам/поставщикам?
- Построение системы взаимоотношений с ЛПР в отрасли.
5. Personnel
- Создание проектных групп не только на базе ресурсов внутри компании.
- Поиск «умных голов» в ИТ, возможно, близких областей: на конференциях, проектах и т.п., создание базы персонала для проектов.
- Формирование системы эффективного менеджмента.
6. Production
- Определение рынков: поставки с локальных заводов.
- Формирование стратегии защиты ноу-хау, в т.ч. при производстве на чужих площадках.
- Влияние объема производства на себестоимость. При каких реальных объемах себестоимость оптимальна. Определение вех для расширения производства.
SWOT анализ, будучи одним из самых эффективных инструментов в стратегическом менеджменте, позволяет выявить внутренние сильные и слабые стороны организации, внешние возможности и угрозы, и установить связь между ними. Тем не менее анализ не является всесторонним и его эффективность во многом зависит от внутренней честности команды, чтобы показать в нем собственнику или акционерам реальную, а не желаемую ситуацию. Поэтому не лишними будут и другие исследования, например, PEST анализ (политической, экономической, технологической, и социальной сфер).
#маркетинговаястратегия, #маркетинговая_стратегия, #marketing, #маркетинг, #маркетинговые_исследования, #стратегия_маркетинга, #marketingstrategy, #marketingresearch
Анализ охватывает аспекты продукции, ценовой политики, продвижения и размещения