Мы обречены на виртуальную реальность: Vision Pro и его конкуренты
2023 захватили нейросети. Этот год скорее всего выпадает на прорыв гарнитур. Наиграются ли в AR/VR, или игрушка станет частью жизни? Рассматриваем аналоги, заглядываем в будущее и опять мусолим неудачи Google.
Привет!
Меня зовут Александр Столыпин и я инвестор в Pre-IPO стартапы США.
Недавно Apple выпустили уже нашумевшую AR гарнитуру. На стадии предзаказа уже было куплено порядка 200.000 устройств, а после релиза интернет заполнился мемами с пользователями, отзывами и обзорами техноблогеров.
Хайпа много, продажи идут, а люди хотят попробовать новое.
И хотя Apple далеко не первые, кто сделал такую гарнитуру, есть все шансы, что именно они запустили начало развития новой и полноценной сферы, как в свое время IPhone дал старт эпохи смартфонов.
Постараюсь объяснить: Apple та компания, что задает, формирует и стимулирует рынок: так было например с Macintosh, который сыграл ключевую роль в популяризации ПК с графическим интерфейсом. Конкуренты вроде Samsung или Xiaomi вскоре начнут гонку и анонсируют свои продукты, что спровоцирует рост рынка, и как следствие развитие его обслуживания.
Речь о софте и пространствах для VR
Без которых гарнитуры останутся игрушками и отправятся вслед за смартфонами Microsoft – их телефоны имели большой потенциал, но пустой магазин приложений вынудил пользователей уйти к конкурентам.
При всем этом устройство Apple даже в минимальной комплектации жутко дорогое и слишком недоступное. И на сей раз разрыв огромный, что тоже добавит жару. Да и в мире пока технологий не предвидится ничего более нового и хайпового.
Попробуем разобраться, сможет ли индустрия стать массовой и рассмотрим несколько гарнитур, которые уже во всю используются для реальных и сложных задач.
VR давно среди нас
История развития AR/VR в текущем виде началась примерно в 2010-ых годах. Хотя всё и началось в прошлом веке с изобретения Sensorama, и гарнитуры Sword of Damocles, люди массово узнали про эти технологии с приходом Google Glass.
Очки от Google работали на технологии дополненной реальности. Они умели то же самое, что и смартфон, но через другой подход к интерфейсу: как если бы Тони Старк не сильно заморачивался с разработкой Джарвиса.
Несмотря на прогнозы «новой эры» и «революционного понимания сети» мы знаем, что проект провалился спустя два года после старта: девайс оказался дорогими, имел проблемы с конфиденциальностью и не обладал киллер-фичей в образе уникального софта – получался урезанный телефон в виде очков. В итоге люди наигрались и положили их пылиться.
Примерно в то же время на Kickstarter взлетела VR гарнитура Oculus Rift: стартап тогда просил $250.000, на что получил сборы в размере $2,4 млн за 40 дней – устройство демонстрировало полное погружение в виртуальную реальность, и на тот момент решение казалось каким-то невероятным.
Сейчас у гарнитуры несколько поколений устройств: от полной автономии как у Vision Pro до прямого подключения к ПК, а саму компанию давно выкупили Meta* (признана экстремистом) за $2 млрд. Гарнитуры Oculus тиражируются десятками миллионов по всему миру, и занимают существенную долю рынка.
В 2016 компания HTC совместно с Valve так же выпустили свою гарнитуру: HTC Vive. От Oculus она отличалась более высоким качеством рендера и несколько иной системой трекинга (с помощью внешних устройств, что позволяло спокойно двигаться в помещениях без страха споткнуться или удариться об стену).
Вместе с гарнитурами развиваются и сферы взаимодействия VR – игры симуляторы, а также метаверсы. И если из игр многие слышали разве что только про Half Life Alyx или Beat Saber, то о пространствах в курсе разве что только сами пользователи гарнитур.
Например, приложение Titl Brush разработанное Google, которое создано для пространственного рисования:
Ну или Метаверсы – полноценные виртуальные пространства, в какой-то степени заменяющие реальность. Самое популярное из них VRChat, с 20 миллионами активных пользователей в месяц. Для сравнения это всё население Казахстана с шлемами на голове: даже в колхозах и глубинках. Конечно, основная ЦА проекта это анимешники и геймеры, что делает VRChat отчасти нишевым. Но учитывая, что аудитория активно растет с 2017 года, это не умаляет его популярности.
Поэтому сфера давно выходит за пределы торговых центров с 4D-кинотеатрами или VR-машинами для симуляции полета на ракете. Но пока мы говорим только про виртуальную реальность, хотя AR и VR разные вещи, хоть и развивающиеся бок о бок.
Поэтому вернемся к Vision Pro.Обзоры на девайс вышли смешанными, но в каждом случае полными острых впечатлений. Многие были впечатлены : например Вилсаком продемонстрировал, как гарнитура считала его «щипок», когда руки были прямо под столом – тоесть камеры устройства видят даже периферийным зрением.
При этом блогеры отметили и ряд недостатков: у гарнитуры пока мало софта и уникальных фич; нет полной автономности из-за внешнего аккумулятора и торчащего кабеля питания. Также присутствуют проблемы взаимодействия с экосистемой Apple (особенно с MacBook) – наблюдаются задержки с откликом и трудности чтения текста в документах.
Известный блогер из Нью-Йорка CaseyNeistat наглядно показал, что сенсоры трекинга не работают при движении в метро (однако он забыл упомянуть, что на этот случай в гарнитуре предусмотрен Travel Mode).
Технообзреватель Маркиз Браунли в своем обзоре многократно подчеркивал, что пока уровень современных технологий не позволяют гарнитуре полноценно взаимодействовать с внешней средой – по крайней мере так, чтобы это не требовало серьезной адаптации под механику AR. Ещё сейчас на гарнитуре мало софта, что делает её «интересной игрушкой, но только чтобы попробовать что-то новое».
Несколько дней назад появились новости, что пользователи начали массово возвращать гарнитуры – в основном из-за веса устройства или головной боли от использования. Возврат сделал даже менеджер по продукту The Verge – издания, которое одними из первых в мире делают подробные обзоры на устройства Apple. Но пока трудно судить насколько возвраты «массовые» – никакой реальной статистики кроме пары заголовков пока нет. Однако первый фидбек рядовых пользователей и блогеров ясно говорит о том, что новые поколения гарнитур и аналоги конкурентов начнут работать над этими проблемами и создавать конкурентные решения.
Можно много спорить о гарнитуре, но ясно одно – Apple смогли разжечь массовый интерес к теме AR, и в купе с недоступностью устройства зародить у людей желание попробовать нечто подобное.
И нечто подобное на рынке уже есть.
Аналоги Vision Pro
Как говорил, рынок AR/VR-гарнитур не нов, и Apple здесь далеко не пионер. Шлемы и другие устройства уже используют в серьезных сферах вроде пожарной охраны, медицины и даже торговли.
Рассмотрим несколько существующих решений – не таких популярных как Oculus или Vision, и узнаем, где и как их использует бизнес.
Magic Leap 2
Известная AR-гарнитура для корпоративного использования.
Оптика Magic Leap 2 дает до 70° поля зрения, а каждая линза выточена с 32 слоями для большей цветопередачи и читаемости текста. Разрешение устройства 1440x1760 пикселей, максимальная яркость 2000 нит.
Основные сферы использования включают здравоохранение, производство и оборону.
В здравоохранении Magic Leap 2 используется для 3D-визуализации, например, органов человека, что может значительно улучшает процессы образования и предоперационного планирования. Устройство получило сертификацию IEC 60601, что позволяет его использовать как электронное медицинское оборудование. Такое использование уже демонстрировало свой потенциал, например, при подготовке к операции по разделению сиамских близнецов в Сакраменто, Калифорния, где использовалась предыдущая модель Magic Leap для 3D-реконструкции на основе МРТ и КТ-сканов.
В производстве, Magic Leap 2 обеспечивает «удаленную помощь», позволяя передовым работникам связываться с экспертами по всему миру через видеосвязь для быстрого устранения неисправностей и ремонта оборудования с визуализацией. Кроме того, AR-гарнитура предлагает высокоиммерсивное и скоростное обучение. Компания PBC Linear (производство подшипников, линейных направляющих и т.д.), сократив продолжительность требуемого обучения для новых сотрудников.
Общедоступную и достоверную информацию об использовании в оборонкомплексе найти достаточно трудно, однако известно, что очки этой модели закупались отдельными частями стран НАТО.
Стоимость гарнитуры начинается от $3299.
Vuzix Z100
Ещё одни AR-очки для работы, продемонстрированные на выставке в Неваде 9 января 2024.
48 часов без подзарядки, весом в 35 грамм и с открытым исходным кодом для разработчиков.
Очки Z100 предназначены для оптимизации рабочих процессов, путем «интерфейса перед глазами», где вы можете вывести критически нужную вам информацию. Например, перевод, субтитры, направления движения и локации, поток сообщений в реальном времени и многое другое. Эта функциональность позиционирует Z100 как практичное решение для ряда профессиональных сред, от здравоохранения и производства до складирования и обслуживания на местах.
Очки планируется использовать в следующих сферах :
Здравоохранение: для удаленной помощи и консультаций, обучения и поддержки хирургических операций;
Производство и обслуживание оборудования: для инструкций по сборке и ремонту, обеспечения безопасности и управления контроля качеством;
- Логистика и складирование: для управления запасами, пиккинга и сортировки товаров;
- Образование и тренинг: для обучения и симуляций, предоставлением интерактивных учебных материалов и инструкций;
- Полевые работы и обслуживание: для доступа к техническим планам, картам и инструкциям на месте выполнения работы.
Цена за одну гарнитуру от $799.99.
Meta Quest 3
На данный момент топ-1 аналог Apple Vision Pro. В большей степени это VR-гарнитура, обладающая опциями дополненной реальности.
У Quest 3 дисплей с разрешением 2064x2208 на каждый глаз. Процессор Snapdragon XR2 Gen 2, автономная работа около 2-3 часов, в зависимости от использования. Управление идет через контроллеры или не вооруженными руками, а весит она около 515 грамм в стандартном сетапе.
Гарнитуры Quest чаще всего используют в индустрии развлечений: игры, порно, иммерсивные инсталляции (например экскурсия по поверхности луны с Армстронгом). Существуют и экспериментальный софт, скажем для занятий медитацией или фитнесом.
Прикладное использование устройство находит среди архитекторов и дизайнеров интерьеров: адаптированная под VR программа SketchUP дает возможность осматривать помещение как будто ипотека уже выплачена.
Цена стартует от 500$.
ThinkReality A3
Очки AR, представленные компанией Lenovo. Нацелены на корпоративных пользователей.
Работают на чипсете Snapdragon X1, с камерой-фишай разрешением в 8 Мп. спрятанной в мостике очков. Есть двойной FullHD дисплеи, вес очков — 130 граммов.
Эти очки способны выводить такие же полноценные виртуальные мониторы или 3D-визуализации как Vision Pro. Но в них есть существенное но: очки не совсем автономные, и для полноценной работы как минимум требуют подключения к смартфону через кабель USB-C.
Цена стартует от $1,349.
Thunderbird X2 AR
Оснащены Qualcomm Snapdragon XR2, 590mAh батареей, 6GB оперативной памяти и 128GB встроенной. Главная особенность – бинокулярный полноцветный MicroLED дисплей с яркостью 1500 нит и контрастностью до 100 000:1. Очки также имеют 16МП камеру с электронной стабилизацией.
Совместим с Android, и на него фактически можно загрузить любое APK. Из всех перечисленных моделей, эта наиболее похожа на самые обычные очки с немного дизайнерской оправой.
Стоимость от $690.
Ray-Ban Meta Smart Glasses
Разработаны упомянутой компанией в партнерстве с EssilorLuxottica. Фактически это Рэйбэны с AR и огромной кастомизацией (150 вариантов рам и линз).
Это не первое поколение AR очков Ray-Ban. Основные улучшения новой версии включают улучшенный звук, сверхширокую 12-мегапиксельную камеру и работу на процессоре Qualcomm Snapdragon AR1 Gen1, AI-помощник с голосовым управлением, прямая трансляция в соцсети Цукерберга и до 36 часов автономной работы.
Основная сфера применения: возможность делать фото и видео в моменте, прямо с помощью очков для повседневной носки. Да, выше я писал, что модель Thunderbird более всех походит на обычные очки, но вариант Rayban всё же имеет узкую специфику, и пока не тянет на полноценную AR-гарнитуру.
Стоимость очков от $299.
И рассмотрим ещё пару гарнитур, которые вот-вот выйдут в свет:
Xiaomi
Их разработка была анонсирована под громоздким названием AR Glass Discovery Edition.
Позиционируются как беспроводные AR-смарт-очки весом в 126 грамм. Легкая оправа из углеродного волокна и магниево-литиевых сплавов, с процессором Snapdragon XR2 Gen 1. Дисплей с разрешением 58 пикселей на градус, экран micro-OLED и яркость 1200 нит. Самое главное – это привязка к Snapdragon Spaces, пространству для работы AR-разработчикам.
После анонса прототипа в 2023 устройство Xiaomi сильно сравнивают с ThinkReality A3 от Lenovo, и предвещают битву двух полноценных конкурентов. Кроме того, в ближайшем будущем ожидаются устройства AR/VR от ByteDance, Tencent, Huawei, Alibaba, TCL и Nreal.
Frame
Сверхлегкая гарнитура при поддержке разработчиков Pokemon Go.
Вес устройства 39 грамм, а дисплей имеет разрешение 640x400. Можно вставить линзы с нужной диоптрией.
Главное назначение – это взаимодействие с ИИ-технологиями, такими как Noa, Stable Diffusion, ChatGPT и Whisper. Чтобы было понятно: человек делает покупки в торговом центре, и просит Noa проверить онлайн-цены на пару обуви, на которую он смотрит через гарнитуру.
Анонсированная стоимость 349$
Финал
По ощущениям рынка и новым VR-продуктам приходит время для бума: появляется эргономичная и юзабельная инфраструктура. Недавно Disney анонсировали умный ковёр для VR, с которого невозможно сойти как бы ты не бежал.
И это решение работоспособно, в отличие от предыдущих девайсов похожих на детские ползунки.
То же самое относится и к AR, суть которого сводится к кастомизации пространства вокруг себя. Сегодня вы делаете себе дополнительные мониторы для рабочих пространств, а завтра уже меняете скины собственного окружения: квартиры, машины и даже людей. Представьте, что житель окраины города вместо панелек и гаражей видит из окна Эйфелеву башню, или киберпанковый Токио – и для него выглядит это также реально, как эти самые гаражи.
По последним данным, средняя стоимость смартфона в Северной Америке составляет $790. Средняя цена гарнитур, представленных в моей подборке составляет около $1000, что делает их вполне доступными для масс.
Сперва мы подсели на смартфоны. Затем на экосистемы софта вроде сервисов Google, Apple или Яндекс. Далее пришли физические девайсы вроде голосовых колонок, и вслед за ними умные дома на голосовом интерфейсе. Интерфейсы теперь используются практически в любом действии, и по логике следующий шаг – сделать их доступными к использованию без контакта с девайсами.
Возможно, нам даже не придётся переживать о включенном утюге или закрытой двери
AR-очки запомнят, повернули ли вы ключ, и выдернули ли штекер из розетки.
Приходят новые поколения, помешанные на кастомизации своих пространств: от скинов к оружию в CS:GO до индивидуальности во внешнем виде – и они уже вырастают в платежеспособную аудиторию. Смешанная реальность имеет все шансы закрепиться на рынке – и если Google Glass или Meta Quest раньше казались какими-то девайсами для техногиков, то стараниями маркетологов Apple и техно обзорщиков, в скором многие из нас примерят гарнитуру на свой взгляд.
В доказательство к этому, могу сказать одно: данная статья написана с помощью VR.
И под конец материала, в лучших традициях vc.ru, я приглашаю вас в свой Телеграм-канал:
В нём я рассказываю про венчурный капитал и свои инвестиции в технологические компании США на Pre-IPO и IPO стадиях. Или можете посетить наш сайт – там информация о нашем портфеле, стратегии и прочем.
С вами был Александр Столыпин.
Увидимся в будущем.
*Meta, упомянутая в данном тексте, признана в РФ экстремистской организацией. Помните, что де-факто любое использование Facebook, WhatsApp и Instagram может в будущем стать поводом для уголовного преследования (статья 282.3 УК РФ).