Illia Danylenko
12

Как создать понятную roadmap для образовательного продукта?

Сегодня поговорим о роадмепинге, от английского roadmap – дорожная карта, в нашем случае, для образовательного бизнес продукта. Я не родился с мыслью о том, что такой формат планирования развития продукта является неотъемлемой частью маркетинговой стратегии, да и само понятие появилось не так давно.

В закладки

Я утвердился в мысли о том, что нужно создать качественную roadmap для нашего проекта после длительных периодов работы в международных проектах, которые базировались в Европе. Тогда я имел возможность участвовать в создании образовательных бизнес-продуктов, а также наблюдал за тем, как это делают мои знакомые и друзья. Во всех этих случаях дорожная карта позиционировалась как ключевое информационное звено внутри рабочей команды проекта, а также демонстрировалась в качестве четких намерений для бизнес партнеров, клиентов и инвесторов.

Сегодня, когда я работаю в сфере EdTEch, для меня не стоит вопрос: делать или не делать roadmap для образовательного продукта. Делать! Но только правильно делать. Сразу скажу, что самое важное – это сделать понятную карту, чтобы ее мог прочитать и понять абсолютно любой человек. Сейчас расскажу об этом подробнее.

Идеальная roadmap – какая она?

Для начала, давайте разберемся с термином, потому что многие путают roadmap с трекером управления проектами или списком будущих возможностей.

Roadmap – это стратегический документ, который выполняет две ключевые функции:

  • Высокоуровневый план, определяющий глобальную стратегическую цель/желаемый результат, а также список шагов для их реализации.
  • Коммуникационный инструмент, являющийся вспомогательным в процессе донесения стратегии развития продукта.

Говоря совсем простым языком, roadmap подразумевает главное направление бизнес стратегии. А теперь о том, какая она должна быть, чтобы ее читали:

  • Хорошо визуализированной;
  • Глобальной в плане сути;
  • Краткой в плане текста;
  • Четкой в плане цифр;
  • Понятной для любого, кто ее захочет прочитать.

Кажется, что ничего сложного, правда? Но для того, чтобы она стала такой, как описано выше, нужно изрядно постараться: собрать немало информации и проанализировать много сопутствующих факторов.

Кто должен иметь доступ к дорожной карте продукта?

Лично я считаю, что roadmap – это главный документ, касающийся того или иного продукта, и поэтому к нему должны иметь доступ все, кто над ним работает, его использует или в него инвестирует. Моя позиция оправдана многолетним опытом и наблюдением за успешными проектами, но она все еще не очень популярна в других компаниях.

Так, например, исследование команды аналитиков Receptive, работающей для разработчиков ПО, показало совсем пессимистичный результат:

  • Только 33% опрошенных SaaS-компаний позволяют всем своим сотрудникам использовать и взаимодействовать с дорожной картой продуктов;
  • Только 18% опрошенных компаний говорят, что их клиенты имеют доступ к дорожной карте;
  • Только 8% из этих компаний предоставляют потенциальным клиентам доступ к дорожной карте.

Отсюда делаем выводы и не повторяем ошибки других. Документ roadmap должен быть доступен всем, кто заинтересован в продукте: как со стороны потребителя, так и со стороны производителя и инвестора.

Как выглядят этапы работы над roadmap?

Дорожная карта не имеет какого-то общепринятого правила о размере или концепции. То, что сработает для одной компании, может не сработать для другой, и это вполне логично. Для создания хорошей дорожной карты есть два пути – простой и сложный.

  • Взять за пример модели и концепции roadmap в других компаниях – это простой;
  • Потрудиться самим и создать собственное видение развития продукта – это сложный.

Очевидно, что первый подход менее эффективный, второй – более эффективный. И да, во втором можно позволить себе немного подсмотреть у конкурентов дизайн (если уж совсем ничего не приходит в голову).

Итак, мы возьмем за основу сознательный подход к делу и разберем каждый из этапов второго варианта, когда вы разрабатываете roadmap самостоятельно:

1. Выясните, что вы хотите создать и визуализируйте это в своей голове (можно на бумаге или на компьютере).

Видение конечной версии продукта – это долгосрочное решение, которое является первым и самым важным этапом работы над дорожной картой. Когда вы увидите конечный результат, вы поймете, какие этапы работы для этого необходимо выполнить.

2. Изучите аналитические данные рынка EdTech и соберите как можно больше маркетинговой информации:

  • Особенности и потребности рынка;

  • Тенденции развития индустрии;
  • Ключевые характеристики пользователей;
  • Перечень конкурентов и компаний, работающих по смежным тематикам;
  • Отзывы существующих клиентов.

Эта информация поможет вам определить проблемные пространства, которые вы сможете заполнить функциями своего продукта.

3. Проведите мозговой штурм, который поможет сделать наброски с полным перечнем необходимых функций и возможностей продукта, пусть их будет много.

4. Расставьте приоритеты и уберите ненужное (или не соответствующее вашему бюджету). Как вариант, можете использовать способ «коробочки»: представьте, что конечный продукт будет упакован в коробку, и в ней есть очень ограниченное количество пространства – поэтому надо туда положить только самое главное.

5. Создайте реальный график разработки, с учетом самых невероятных форсмажоров.

6. Сделайте прототип, получите обратную связь от клиентов, а потом еще раз вернитесь ко всем этим шагам.

Если все сделано правильно, дорожная карта продукта уменьшает неуверенность в будущем и заставляет продуктовые команды сосредоточиться на самых приоритетных инициативах продукта, а клиентов – с пониманием отнестись к постепенному процессу улучшения продукта.

И в конце хочется сказать о визуальной составляющей. Да, суть дорожной карты важна, но не забывайте о том, что ее будут оценивать, в том числе, и с наглядной точки зрения. Найдите лучшего дизайнера и копирайтера, которые в команде смогут создать лаконичный, но емкий документ, понятный даже далекому от темы человеку и с первого взгляда. Для этого я рекомендовал бы придерживаться следующих правил:

  • Дорожная карта должна выглядеть как картинка прогресса, роста или пути вперед/вверх;
  • Меньше слов и маленьких элементов;
  • Больше смысла и крупных иконок.

На эту тему у меня сегодня все. В своей бизнес среде я вижу, что все больше и больше компаний сегодня создают дорожные карты продуктов, чтобы иметь структурированный и систематический поток на протяжении всего процесса разработки продуктов. Теперь это можете сделать и вы, стартуйте – у вас обязательно получится.

Пишите в комментариях ваши вопросы – я буду рад помочь вам сделать хорошую roadmap для вашего хорошего бизнес проекта!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Illia Danylenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 89659, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 25 Oct 2019 13:20:19 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89659, "author_id": 355914, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89659\/get","add":"\/comments\/89659\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89659"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 355914, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }