Сможет ли ваша компания пережить следующий экономический кризис? Проверьте готовность бизнеса к рискам по 5 вопросам

Как пережить кризис? Что делать компании в сложные времена? 
Как пережить кризис? Что делать компании в сложные времена? 

Экономические кризисы — это не вопрос "если", а вопрос "когда". В такие периоды компании сталкиваются с серьезными вызовами. Одни бизнесы переживают кризисы, минимизируя потери, другие же вынуждены сокращать масштабы или вовсе закрываться.

Чтобы понять, готова ли ваша компания к следующему кризису, необходимо глубже взглянуть на ключевые аспекты: от финансов и сотрудников до маркетинга и управления.

Делитесь статьей со своими знакомыми - предпринимателями.

1 вопрос. Сможете ли вы пережить кассовые разрывы?

Одна из первых проблем, с которой сталкиваются компании во время кризиса, — это кассовые разрывы. Клиенты задерживают платежи, расходы продолжают накапливаться, а доступ к кредитным ресурсам ограничивается.

Чтобы снизить риски:

  • Резервный фонд. Если у вас нет "подушки безопасности", которая покроет хотя бы три месяца расходов, вы рискуете оказаться в сложной ситуации. Создание резерва сейчас — приоритет.
  • Сокращение издержек. Оптимизируйте операционные расходы, особенно в части, не влияющей на качество ваших услуг. Но делать это стоит осторожно, не урезая критические направления.
  • Контроль дебиторской задолженности. В кризис кредиторы становятся менее терпимыми к долгам. Инвестируйте в IT-решения, которые позволяют четко отслеживать, кто вам должен и сколько времени прошло с момента возникновения задолженности.

Скачайте ТОП-9 шаблонов в Excel для управления и контроля строительной компанией без увеличения штата и рисков словить кассовый разрыв.

Скачайте шаблоны для управления строительным бизнесом <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fsalekit10bot&postId=1562311" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке </a>
Скачайте шаблоны для управления строительным бизнесом по ссылке 

– Шаблон бюджета строительных работ

– Шаблон журнала проведения инспекций

– Оценка строительных работ

– Временная шкала строительства

– Перечень поданных коммерческих предложений

– Реестр коммерческих предложений

– Шаблон средства отслеживания документов для строительства

– Шаблон отслеживания документации субподрядчиков

– Шаблон краткой сводки запросов на изменение заказов

Скачайте шаблоны бесплатно по ссылке ⬅

2 вопрос. Как вы работаете со своей клиентской базой? Как быстро она растет?

Если ваш бизнес сильно зависит от одного сегмента клиентов или одной категории заказов, вам будет крайне тяжело пережить падение спроса. Диверсификация — это ваша защита.

  • Анализ клиентской базы. Ваша клиентская база — это золотой актив в кризис. Вместо поиска новых клиентов, сосредоточьтесь на существующих. Какие из них приносят максимум прибыли? Какие сервисы, новые продукты можно им дополнительно предложить? Извлеките максимум из каждой сделки.
  • Продуктовая диверсификация. В кризис время экспериментировать. Возможно, стоит подумать о новых услугах для уже существующих клиентов или внедрить новые решения, которые будут востребованы даже в условиях сокращенного спроса.

В стабильные времена важно максимально сосредоточиться на росте базы потенциальных и действующих клиентов, когда это делается проще всего, а не когда у вас вырастают цены привлечения новых в 1.5 — 2 раза. А далее с этой базой регулярно работать.

3 вопрос. Будете ли вы сокращать маркетинговый бюджет в кризис?

Одной из главных ошибок в кризис становится резкое сокращение маркетингового бюджета. Кажется, что реклама и продвижение — это первое, на чем можно сэкономить. Но это ловушка.

  • Сокращение бюджета — потеря позиций на рынке. Компании, которые в кризис сокращают рекламные расходы, теряют возможность оставаться на виду у клиентов, давая конкурентам шанс перехватить их.
  • Переключение на онлайн-инструменты. Вместо того, чтобы полностью отказываться от маркетинга, переключитесь на более эффективные онлайн-инструменты. SEO, контент-маркетинг, таргетированная реклама — всё это может быть на порядок дешевле и эффективнее.
  • Возвращение клиентов через email-маркетинг. Часто компании забывают про своих старых клиентов. А ведь именно email-маркетинг с персональными предложениями может вернуть значительную часть базы и активизировать продажи даже в тяжелые времена.

4 вопрос. Есть ли контроль за ключевыми показателями?

Когда речь идет о кризисе, важен максимальный контроль каждого аспекта бизнеса. К сожалению, без внедрения современных IT-решений вы не сможете этого добиться, Excel не подходит. Чем более автоматизированы процессы, тем быстрее и точнее вы реагируете на любые изменения.

  • Интеграция систем в единую платформу: 1С, финансовые программы в Битрикс24, чтобы создать дашборды, где будут выведены ключевые цифры и данные. Так называемый инструмент, рука на пульсе(РНП). Контролировать финансовые потоки, отслеживать сделки и анализировать рентабельность в реальном времени. Это дает возможность мгновенно реагировать на кассовые разрывы и устранять слабые звенья.
  • В кризис важно отслеживать все метрики бизнеса: от производительности сотрудников до финансовых показателей проектов. Внедрение BI-системы на основе данных из CRM, поможет вам видеть полную картину и принимать обоснованные решения.
  • Контроль за маркетингом и продажами. CRM-системы позволят вам не только анализировать поведение клиентов, но и оптимизировать воронку продаж, делая ее максимально эффективной в условиях ограниченных ресурсов. А также более активно работать с базой клиентов.

5 вопрос. Как и кого вы будете увольнять?

Одной из главных ошибок в такие периоды становится чрезмерное сокращение команды или хаотичное урезание всех затрат. Здесь важно балансировать: сохранить ключевых сотрудников и минимизировать ненужные расходы, не теряя качества работы и конкурентных преимуществ.

Оптимизация численности команды. Кризис может потребовать сокращения штата, но важно понимать, кого вы действительно можете себе позволить потерять, а кого лучше сохранить:

– Проведите анализ эффективности каждого сотрудника

– Передайте часть работ на аутсорсинг

– Попробуйте договориться на гибких условиях, перевод на удалёнку

Откровенно говорите с командой о текущем положении дел и возможных рисках. Прозрачность создаёт доверие и уверенность, что компания думает не только о своём выживании, но и о людях.

К тому же, если ваша команда частично работает удалённо или офисные площади используются неэффективно, можно сократить аренду, уменьшив используемое пространство или переехав в более дешевое место.

Кризис — это всегда время возможностей. Те, кто смогут адаптироваться и использовать все доступные ресурсы, не только сохранят свои позиции на рынке, но и смогут обогнать конкурентов.

Подведем итоги – ключевые вопросы, которые стоит себе, своим топ-менеджерам задать:

1) Сможете ли вы пережить кассовые разрывы?

2) Как вы работаете со своей клиентской базой? Как быстро она растет?

3) Будете ли вы сокращать маркетинговый бюджет в кризис?

4) Есть ли контроль за ключевыми показателями?

5) Как и кого вы будете увольнять?

А как ваша компания готовится к следующему кризису? Делитесь в комментариях, обсудим проверенные стратегии и решения!

1717
33
22
11
32 комментария

Ловите непрошенный совет от душнилы. Бесплатно ;)

В заголовке написать не "5 вопросов" а "5 пунктов чек-листа для предпринимателя"

В резюме переписать все пять пунктов в нумерованный список, чтобы подытожить статью, а то к пятому пункту читатель уже забыл про первые два )

2
Ответить

Это Вы не душнила, это хороший совет

2
Ответить

Вячеслав, спасибо – сделаем!

1
Ответить

Готово — список подготовили в конце

1
Ответить

6 вопрос – не занимаетесь ли вы ерундой?

1
Ответить

Григорий, о таком вопросе нужно регулярно рассуждать)

Ответить

Пятая мера, конечно, такая себе... Хотя, если есть нахлебники, от них лучше избавиться безо всяких там кризисов ;)

Ответить