Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам
У любого уважающего себя повара 🧑🍳 есть книга рецептов, которую он собирает! Она содержит, и фирменные блюда с секретными ингредиентами, и проверенные рецепты всех времен. Зачем повару книга рецептов, он же и так уже повар? Чтобы не париться и сразу найти рецепт под задачу, чтобы не ошибиться и собрать нужные ингредиенты в нужном объеме и конечно, чтобы масштабировать свои таланты передавая рецепты другим.
В бизнесе тоже самое, у каждого профессионального предпринимателя/компании есть или должна быть книга рецептов - сookbook. Нужна она собственно за тем же, что и повару. Например, если вы попросите представить книгу рецептов моего агенства в одном рисунке, я нарисую вот так (см внизу).
Подходя к задаче, которая стоит перед моим клиентом или мной, я использую три методологии: Design Thinking, Lean StartUp и Agile. И если про дизайн мышление я пишу активно и в целом являюсь ярым амбассадором этого подхода. То остальные две выглядят обделёнными. Исправляюсь и начинаю говорить о LEAN STARTUP.
Любая книжка или статья про lean startup всегда начинается с фразы: БОЛЕЕ 50% СТАРТАПОВ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ В ТЕЧЕНИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ, тоже самое касается инициатив и проектов внутри крупных компаний. А что бы этого не произошло умные люди придумали БЕРЕЖЛИВЫЙ СТАРТАП (lean startup). Это метод, который позволяет найти кратчайший путь разработки продукта за счет сокращения времени и средств, вложенных в цикл разработки.
Время, когда компании тратили кучу ресурсов, писали толстые документы, а потом долго разрабатывали новый продукт прошло (к сожалению не у всех😩). Сейчас большинство компаний поняли, что за время разработки мир может перевернуться «с ног на голову» и продукт, который казалось был востребован, уже не является таковым. Эксперименты, MVP и быстрые тесты - основа lean, которая позволяет быстро запускать продукты.
Lean StartUp или бережливый стартап это методология, которая помогает быстро выпустить продукт на рынок, понять, как клиент на него реагирует и что нужно или не нужно менять для того, чтобы продукт продавался.
У некоторых предпринимателей и руководителей есть мифы о lean startup, например, что lean:
⁃ означает, что мы не мыслим масштабно
⁃ фокусируется на неудачах
⁃ не подходит для крупных компаний (это только для стартапов)
⁃ можно заменить его отзывами клиентов
Это не так! Любая компания, не важно какого размера может извлечь выгоду из методологии lean startup.
Lean Startup основан на методологии CustDev и говорит нам об исследовании своих клиентов, их проблем, как можно раньше, во время старта процесса разработки продукта.
Lean startup в свою очередь базируется ещё на трех вещах:
1. Экспериментирование, основанное на гипотезах. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на планирование и исследованиях, предприниматель думает о новых идеях. Которые он может проверять путем экспериментов. Это гарантирует, что команда выполнит задачу, отбросив малоэффективные идеи.
2. Итерационные выпуски продуктов. Если компания делает релизы продукта итерациями (короткими и быстрыми обновлениями), они не только удовлетворяют потребность клиента, но и снижают рыночные риски. Это часто позволяет избежать удорожания разработки и неудач, связанных с запуском продукта.
3. Подтверждение и обучение. Тестирование каждого обновления продукта и изучение данных, полученных на основе тестирования.
Если изобразить lean startup в качестве схемы, то получится, как на картинке, этот процесс будет состоять из трех шагов: создать - измерить - учиться (на основе обратной связи).
Важно только помнить: Lean - это не одноразовый процесс, это цикл, которому необходимо следовать на каждом этапе бизнеса.
Первое - создать.
Lean говорит о том, что в процессе разработки надо быстро запустить MPV (минимально жизнеспособный продукт). Бизнес-идея может включать множество продуктов и услуг, обычно все любят придумывать и придумывать💡. Но в какой-то момент, кто-то должен сказать СТОП ✋🏻. Запуск решения после завершения всего продукта или услуги сопряжен с большим финансовым и стратегическим риском. Чтобы не рисковать, разрабатывая полный продукт и надеяться, что его примет рынок, нужно разделить его на этапы и выпускать релизами. Выпуск MVP позволяет быстро протестировать и измерить результативность решения, а также уже на момент теста завоевать сердца пользователей.
Второе - непрерывно измерять.
Как только MVP вышел на рынок, его необходимо постоянно измерять, например с помощью:
⁃ сплит-тестов
⁃ непрерывного развёртывания
⁃ мониторинга и оповещений в режиме реального времени
⁃ анализа воронки продаж
⁃ рекомендации пользователей (NPS)
Таким образом, если эффективность MVP соответствует ожидаемой, то разработку можно перенести на следующую фазу, а если есть определенные неудачи, их необходимо исправить и сделать так, чтобы они не повторялись в следующих релизах.
Третье - учиться.
Одним из наиболее важных аспектов бережливого стартапа является обучение: как только предприниматель запускает продукт на рынок, он начинает собирать и генерить данные. И очень важно, чтобы все эти данные были проанализированы, а на основе этого были сделаны выводы. Которые будут использованы для улучшения и повышения прибыльности продукта.
Итого: создать - измерять - учиться, звучит идеально, да? Я забыл, что на этом этапе часто продукт «не заходит», что-то не нравится пользователям, бизнес получает не те результаты, которые ожидает, да даже инвестор может помахать рукой и свалить из страны. И что делать тогда? РАЗВОРОТ🌀!
Иногда случается так, что наш продукт или услугу не выбирают, концепция не откликается, а бизнес не получает тех результатов на которые рассчитывал. И конечно, в этом случае, нужно сделать РАЗВОРОТ, а на английском используют слово Pivot.
Pivot - это изменение стратегии бизнеса или вашего продукта, после получения и анализа данных. Принятие решения о развороте - одно из самых сложных решений, поскольку уже вложено много времени, денег и есть высокие ожидания от продукта. Поэтому на этапе измерения результатов важно выключить эмоции и руководствоваться данными.
Итак, мы получили не приятные данные, какие у нас есть варианты «разворота»:
1. Zoom-in - увеличение: если одна функция в продукте набирает большую популярность, чем другие, можно например сделать новый продукт только с одной популярной функцией.
2. Zoom-out - уменьшение: обратная сторона пункта один. Если функционала продукта недостаточно для пользователей, нужно расширить свой продукт, чтобы он поддерживал больше функций. В этом случае текущей продукт становится отдельной деталью гораздо более крупного решения.
3. Сегмент клиентов: продукт может получить хорошую обратную связь на рынке, но не от пользователей, на которых вы были нацелены. Тогда необходимо пересмотреть позиционирование продукта, ценностное предложение, цены и каналы.
4. Потребности клиентов: из фидбека можно понять, что проблема, решаемая продуктом на самом деле не очень важна для клиентов. В этом случае необходимо глубже понять боли клиентов. И, возможно, изменить позиционирование или создать новый продукт, чтобы решить их проблему.
5. Платформа: изменение платформы приложения. Вы удивитесь, но такие бренды, как Uber, Airbnb, eBay и тд. на этапе запуска меняли платформу для своих apps.
6. Бизнес-архитектура: есть два типа бизнеса, высокомаржинальный бизнес с небольшими объемами и низкомаржинальный бизнес с большими объемами. Бизнес не может быть и тем, и другим одновременно, но иногда он может переключаться между подходами.
7. Оценка стоимости: это относится к изменению модели дохода или монетизации. Изменение стратегии зарабатывания денег, что повлияет на продукт, бизнес, продажи, маркетинг и бизнес-модель.
8. Двигатель роста: как правило, стартапы используют три основные модели двигателя роста направленных на: привлечение новых клиентов, удержания текущих клиентов, а также модель сокращения затрат на привлечение клиентов и увеличения LTV.
9. Канал: изменение канала продаж (в магазине, онлайн, в приложении и тд.).
10. Технологические решения: использование новых технологий для достижения того же результата. Полезно, когда технология обеспечивает экономически более эффективное решение.
Я использую канвас (пример ниже), который можно использовать, чтобы понять какой из PIVOT даст наилучший результат. Для этого по каждому из разворотов надо задать два вопроса: Какие данные по этой теме у нас есть? Как Pivot повлияет на продукт или услугу? Основываясь на этих данных можно принять решение о том, какие изменения должны быть сделаны в продукте и бизнесе в целом.
Не надо бояться отказаться или изменить идею. Не всегда мы попадаем в цель с первого раза, но побеждает тот, кто меняет стратегию и не отступает.
Принципы lean startup:
1. Любой, кто запускает стартап или даже проект внутри компании - предприниматель. Важно мыслить масштабно, но начинать с малого (MVP).
2. Учёт инноваций и идей. Всегда продумывайте нелинейный маршрут развития событий, собирайте творческие способы решения вашей задачи. Если сегодня вам кажется этот способ не реальным, то возможно завтра это будет идеальная решением.
3. Предпринимательство - это управление. Увлёкшись продуктом, можно легко забыть, что бизнес состоит из множества частей, которые должны работать.
4. Подтверждение гипотез. Не увлекайтесь мечтами, всегда подтверждайте свои мысли реальными фактами с помощью тестов.
Строим - изменяем - учимся. lean startup - это превращение идеи в MVP, его тестирование и постоянное улучшение продукта.
Использование lean позволяет:
- снизить экономические риски (потеря денег)
- ускорить разработку и вывод продукта на рынок
- понимать, что не работает, вносить изменения и менять концепт
У Lean startup, безусловно, есть ограничения:
- его сложно использовать, когда дизайн и продукт запутанные, нет понимания пользователей
- для большинства продуктов сложно создать MVP (например в случае с курсом я должен сразу выпустить качественный и заявленный курс)
Отличие традиционного подхода и lean starup.
Чем завершить текст про lean startup? Конечно же тем, как эта методология «дружит» с design thinking, а она дружит и еще как.
Неважно вы продакт в гигантской корпорации или специалист в маленьком стартапе, если вы ищите секретный рецепт разработки продуктов, вы не одиноки. Более 50% терпят неудачу, создавая продукты, которые не кому не нужны.
У меня для вас две новости. Плохая - не существует секретного рецепта, а хорошая - формула design thinking + lean startup + agile, даёт ощутимое преимущество и качественные результаты. Я не буду описывать сейчас все методологии (можете почитать на моем канале в телеге или в гугле), а скорее напишу про процесс который изображён на картинке.
Картинка отражает непрерывный циклический поток между абстрактным (идей) и конкретным (продуктом), а также проблемой и решением. Приведённые на картинке шаги не являются хронологическими — они одновременны, цикличны и постоянно передают друг другу данные. И они позволяет создать устойчивый продукт, услугу, или набор решений для роста бизнеса.
1. Определить проблему клиента с помощью дизайн мышления — проявляйте эмпатию, определяйте и генерируйте идеи: первый шаг — признать, что каждый продукт — это решение одной или нескольких проблем и потребностей. Если нет проблемы/потребности, нет продукта — все просто.
2. Сформируйте бережливый (lean) стартап — экспериментируйте, учитесь, создавайте, измеряйте и меняйте: теперь, когда вы четко определили проблему, что вы будете делать? Разрабатывая продукт, который может заполнить недостающие пробелы и решить проблему пользователя.
3. Применяйте Agile— используйте продуктовый бэклог, планирование спринта, ревью и ретроспективу спринта, инкремент (прирост) продукта.
У меня есть курс про дизайн мышление dthink.online
И канал в телеграмме https://t.me/wtfwithservice
Спасибо!
Базовое изложение книги Эрика Риса для стартаперов?
1.У каждого профессионального предпринимателя/компании есть или должна быть книга рецептов?! (бр-р-р-р)
2.Первое – создать?! (бр-р-р-р)
3.Оказывается, что MVP - это продукт?! (бр-р-р-р, получается, что MVP мерседеса – это велосипед?)
4.Продукт, который будет себя продавать сам?! (бр-р-р-р)
5. Необходимо глубже понять боли клиентов. И, возможно, изменить позиционирование или создать новый продукт, чтобы решить их проблему?! (бр-р-р-р)
—————————
1.Стартап – это дешевый способ проверки гипотез. Если проверка пройдет, то стартап превратится в бизнес, иначе – умрет. Что сработало один раз – больше не сработает никогда! «Книга рецептов» нужна, чтобы так больше не делать. Главный вопрос, который должен будоражить мозг стартапера – это не «что» хотят его потенциальные клиенты, а «почему». Еще можно узнать: Чем люди перестанут пользоваться или что перестанут делать, если начнут пользоваться вашим продуктом? Кого вы вытесняете? Конкретного конкурента? Привычный способ что-то делать?
2.Первое – это продать, а не создать. Найти «голодающую» толпу. Заметить на что люди уже тратят деньги. Найти, что изменилось на рынке, в привычках людей и технологиях, что сделало возможным появление вашего продукта именно сейчас? Прежде, чем начать «создавать» найдите, кто будет покупать. Не знаете, как найти покупателей? А зачем тогда «создавать»?
3.MVP – это не «велосипед вместо мерседеса», а рекламное предложение или «воронка продаж», если так понятнее! Продукт стартапа – это не то что вы «недорого пилите напильником в своем гараже», а что вы уже продаете своим первым покупателям.
4. Продукт, который «будет себя продавать сам» – приведет любой стартап прямиком на «кладбище» стартапов. Продажи должны быть четким повторяемым и управляемым процессом, а не «личным подвигом» основателей или случайным.
5. Часто говорят, что стартап должен найти боль клиентов и создать продукт, который эту боль снимает. Да ну ладно, неужели пользователи кнопочных смартфонов чувствовали какую-то боль? Нет. Это Джобс показал им айфон, и они почувствовали боль от того, что у них половину корпуса занимает не экран, а кнопки. Или какую боль снимает айфон 15 для владельца айфона 13? Только ту, что он как лох ходит с тринадцатым айфоном, а настоящие пацаны — с пятнадцатым максом. И так со всем, что становится по-настоящему массовым. В два раза больше пикселей, 16-дюймовый экран вместо 15-дюймового, процессор на 2 гигагерца вместо 1 и т.д. Для людей, снимающих фотографии типа «я и Федя на даче в Подмосковье», или использующих компьютер в качестве печатной машинки — и старое подходило. А тут вдруг оп-па, и мысль — а как я без этого мог обходиться? В общем, перестаньте искать фантомные боли потребителя. Вы рискуете напороться на фантазии, за лекарства от которых никто из них не будет готов платить. Лучше задумайтесь о том, как вы можете создать боль на пустом месте. Стартапы должны создавать «условия для боли», а не лечить боль. Все боли, которые можно было вылечить — уже давно вылечили.
Навеяно рассказом О.Генри «Корабли», в котором мистер Гемстеттер решил продавать башмаки туземцам, потому что они все ходили босыми. Но ему это почему-то (!) не удавалось. Дальше идет его диалог с консулом:
— Но что вы намерены делать? Создать спрос?
— Много вы понимаете в политической экономии, — ответил консул довольно невежливо. — Спроса создать нельзя [Во-во, это даже О.Генри это знал!]. Но можно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят.
А занят он был заказом репейника из Америки, который он потом раскидал по улицам. И туземцы не смогли ходить босиком. И им пришлось купить сандалии.
———————-—
ПС. Попытайтесь не просто переводить :)))
Круто, что вы написали свою статью под этой, но лучше публикуйтесь сами, у вас талант!!!
Я не понимаю ваш опыт, чтобы прислушиваться к вашим советам, хотя некоторые выглядят здраво, а некоторые я не разделяю. Статья давно написано и тогда я был неопытен в сториителленге, как оцените эту? https://vc.ru/marketing/952527-kak-biznesu-sozdavat-proryvnye-produkty
"Это метод, который позволяет найти кратчайший путь разработки продукта за счет сокращения времени и средств, вложенных в цикл разработки."
когда законспектировал Википедию, но не удосужился даже нормально на русский перевести
Я из Энциклопедии брал, Википедия заблокирована, а впн нет
Сейчас ВПН уже есть, поэтому беру инфо с Википедии и пользуюсь ИИ для хорошего перевода)) почитайте может понравится https://vc.ru/design/1015698-dizayn-sprint-5-dney-kotorye-reshat-8-problem-tvoego-biznesa