Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам

Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам

У любого уважающего себя повара 🧑‍🍳 есть книга рецептов, которую он собирает! Она содержит, и фирменные блюда с секретными ингредиентами, и проверенные рецепты всех времен. Зачем повару книга рецептов, он же и так уже повар? Чтобы не париться и сразу найти рецепт под задачу, чтобы не ошибиться и собрать нужные ингредиенты в нужном объеме и конечно, чтобы масштабировать свои таланты передавая рецепты другим.

В бизнесе тоже самое, у каждого профессионального предпринимателя/компании есть или должна быть книга рецептов - сookbook. Нужна она собственно за тем же, что и повару. Например, если вы попросите представить книгу рецептов моего агенства в одном рисунке, я нарисую вот так (см внизу).

Подходя к задаче, которая стоит перед моим клиентом или мной, я использую три методологии: Design Thinking, Lean StartUp и Agile. И если про дизайн мышление я пишу активно и в целом являюсь ярым амбассадором этого подхода. То остальные две выглядят обделёнными. Исправляюсь и начинаю говорить о LEAN STARTUP.

Любая книжка или статья про lean startup всегда начинается с фразы: БОЛЕЕ 50% СТАРТАПОВ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ В ТЕЧЕНИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ, тоже самое касается инициатив и проектов внутри крупных компаний. А что бы этого не произошло умные люди придумали БЕРЕЖЛИВЫЙ СТАРТАП (lean startup). Это метод, который позволяет найти кратчайший путь разработки продукта за счет сокращения времени и средств, вложенных в цикл разработки.

Время, когда компании тратили кучу ресурсов, писали толстые документы, а потом долго разрабатывали новый продукт прошло (к сожалению не у всех😩). Сейчас большинство компаний поняли, что за время разработки мир может перевернуться «с ног на голову» и продукт, который казалось был востребован, уже не является таковым. Эксперименты, MVP и быстрые тесты - основа lean, которая позволяет быстро запускать продукты.

Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам

Lean StartUp или бережливый стартап это методология, которая помогает быстро выпустить продукт на рынок, понять, как клиент на него реагирует и что нужно или не нужно менять для того, чтобы продукт продавался.

У некоторых предпринимателей и руководителей есть мифы о lean startup, например, что lean:

⁃ означает, что мы не мыслим масштабно

⁃ фокусируется на неудачах

⁃ не подходит для крупных компаний (это только для стартапов)

⁃ можно заменить его отзывами клиентов

Это не так! Любая компания, не важно какого размера может извлечь выгоду из методологии lean startup.

Lean Startup основан на методологии CustDev и говорит нам об исследовании своих клиентов, их проблем, как можно раньше, во время старта процесса разработки продукта.

Lean startup в свою очередь базируется ещё на трех вещах:

1. Экспериментирование, основанное на гипотезах. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на планирование и исследованиях, предприниматель думает о новых идеях. Которые он может проверять путем экспериментов. Это гарантирует, что команда выполнит задачу, отбросив малоэффективные идеи.

2. Итерационные выпуски продуктов. Если компания делает релизы продукта итерациями (короткими и быстрыми обновлениями), они не только удовлетворяют потребность клиента, но и снижают рыночные риски. Это часто позволяет избежать удорожания разработки и неудач, связанных с запуском продукта.

3. Подтверждение и обучение. Тестирование каждого обновления продукта и изучение данных, полученных на основе тестирования.

Если изобразить lean startup в качестве схемы, то получится, как на картинке, этот процесс будет состоять из трех шагов: создать - измерить - учиться (на основе обратной связи).

Важно только помнить: Lean - это не одноразовый процесс, это цикл, которому необходимо следовать на каждом этапе бизнеса.

Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам

Первое - создать.

Lean говорит о том, что в процессе разработки надо быстро запустить MPV (минимально жизнеспособный продукт). Бизнес-идея может включать множество продуктов и услуг, обычно все любят придумывать и придумывать💡. Но в какой-то момент, кто-то должен сказать СТОП ✋🏻. Запуск решения после завершения всего продукта или услуги сопряжен с большим финансовым и стратегическим риском. Чтобы не рисковать, разрабатывая полный продукт и надеяться, что его примет рынок, нужно разделить его на этапы и выпускать релизами. Выпуск MVP позволяет быстро протестировать и измерить результативность решения, а также уже на момент теста завоевать сердца пользователей.

Второе - непрерывно измерять.

Как только MVP вышел на рынок, его необходимо постоянно измерять, например с помощью:

⁃ сплит-тестов

⁃ непрерывного развёртывания

⁃ мониторинга и оповещений в режиме реального времени

⁃ анализа воронки продаж

⁃ рекомендации пользователей (NPS)

Таким образом, если эффективность MVP соответствует ожидаемой, то разработку можно перенести на следующую фазу, а если есть определенные неудачи, их необходимо исправить и сделать так, чтобы они не повторялись в следующих релизах.

Третье - учиться.

Одним из наиболее важных аспектов бережливого стартапа является обучение: как только предприниматель запускает продукт на рынок, он начинает собирать и генерить данные. И очень важно, чтобы все эти данные были проанализированы, а на основе этого были сделаны выводы. Которые будут использованы для улучшения и повышения прибыльности продукта.

Итого: создать - измерять - учиться, звучит идеально, да? Я забыл, что на этом этапе часто продукт «не заходит», что-то не нравится пользователям, бизнес получает не те результаты, которые ожидает, да даже инвестор может помахать рукой и свалить из страны. И что делать тогда? РАЗВОРОТ🌀!

Иногда случается так, что наш продукт или услугу не выбирают, концепция не откликается, а бизнес не получает тех результатов на которые рассчитывал. И конечно, в этом случае, нужно сделать РАЗВОРОТ, а на английском используют слово Pivot.

Pivot - это изменение стратегии бизнеса или вашего продукта, после получения и анализа данных. Принятие решения о развороте - одно из самых сложных решений, поскольку уже вложено много времени, денег и есть высокие ожидания от продукта. Поэтому на этапе измерения результатов важно выключить эмоции и руководствоваться данными.

Итак, мы получили не приятные данные, какие у нас есть варианты «разворота»:

1. Zoom-in - увеличение: если одна функция в продукте набирает большую популярность, чем другие, можно например сделать новый продукт только с одной популярной функцией.

2. Zoom-out - уменьшение: обратная сторона пункта один. Если функционала продукта недостаточно для пользователей, нужно расширить свой продукт, чтобы он поддерживал больше функций. В этом случае текущей продукт становится отдельной деталью гораздо более крупного решения.

3. Сегмент клиентов: продукт может получить хорошую обратную связь на рынке, но не от пользователей, на которых вы были нацелены. Тогда необходимо пересмотреть позиционирование продукта, ценностное предложение, цены и каналы.

4. Потребности клиентов: из фидбека можно понять, что проблема, решаемая продуктом на самом деле не очень важна для клиентов. В этом случае необходимо глубже понять боли клиентов. И, возможно, изменить позиционирование или создать новый продукт, чтобы решить их проблему.

5. Платформа: изменение платформы приложения. Вы удивитесь, но такие бренды, как Uber, Airbnb, eBay и тд. на этапе запуска меняли платформу для своих apps.

6. Бизнес-архитектура: есть два типа бизнеса, высокомаржинальный бизнес с небольшими объемами и низкомаржинальный бизнес с большими объемами. Бизнес не может быть и тем, и другим одновременно, но иногда он может переключаться между подходами.

7. Оценка стоимости: это относится к изменению модели дохода или монетизации. Изменение стратегии зарабатывания денег, что повлияет на продукт, бизнес, продажи, маркетинг и бизнес-модель.

8. Двигатель роста: как правило, стартапы используют три основные модели двигателя роста направленных на: привлечение новых клиентов, удержания текущих клиентов, а также модель сокращения затрат на привлечение клиентов и увеличения LTV.

9. Канал: изменение канала продаж (в магазине, онлайн, в приложении и тд.).

10. Технологические решения: использование новых технологий для достижения того же результата. Полезно, когда технология обеспечивает экономически более эффективное решение.

Я использую канвас (пример ниже), который можно использовать, чтобы понять какой из PIVOT даст наилучший результат. Для этого по каждому из разворотов надо задать два вопроса: Какие данные по этой теме у нас есть? Как Pivot повлияет на продукт или услугу? Основываясь на этих данных можно принять решение о том, какие изменения должны быть сделаны в продукте и бизнесе в целом.

Не надо бояться отказаться или изменить идею. Не всегда мы попадаем в цель с первого раза, но побеждает тот, кто меняет стратегию и не отступает.

Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам

Принципы lean startup:

1. Любой, кто запускает стартап или даже проект внутри компании - предприниматель. Важно мыслить масштабно, но начинать с малого (MVP).

2. Учёт инноваций и идей. Всегда продумывайте нелинейный маршрут развития событий, собирайте творческие способы решения вашей задачи. Если сегодня вам кажется этот способ не реальным, то возможно завтра это будет идеальная решением.

3. Предпринимательство - это управление. Увлёкшись продуктом, можно легко забыть, что бизнес состоит из множества частей, которые должны работать.

4. Подтверждение гипотез. Не увлекайтесь мечтами, всегда подтверждайте свои мысли реальными фактами с помощью тестов.

Строим - изменяем - учимся. lean startup - это превращение идеи в MVP, его тестирование и постоянное улучшение продукта.

Использование lean позволяет:

- снизить экономические риски (потеря денег)

- ускорить разработку и вывод продукта на рынок

- понимать, что не работает, вносить изменения и менять концепт

У Lean startup, безусловно, есть ограничения:

- его сложно использовать, когда дизайн и продукт запутанные, нет понимания пользователей

- для большинства продуктов сложно создать MVP (например в случае с курсом я должен сразу выпустить качественный и заявленный курс)

Отличие традиционного подхода и lean starup.

Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам

Чем завершить текст про lean startup? Конечно же тем, как эта методология «дружит» с design thinking, а она дружит и еще как.

Неважно вы продакт в гигантской корпорации или специалист в маленьком стартапе, если вы ищите секретный рецепт разработки продуктов, вы не одиноки. Более 50% терпят неудачу, создавая продукты, которые не кому не нужны.

У меня для вас две новости. Плохая - не существует секретного рецепта, а хорошая - формула design thinking + lean startup + agile, даёт ощутимое преимущество и качественные результаты. Я не буду описывать сейчас все методологии (можете почитать на моем канале в телеге или в гугле), а скорее напишу про процесс который изображён на картинке.

Картинка отражает непрерывный циклический поток между абстрактным (идей) и конкретным (продуктом), а также проблемой и решением. Приведённые на картинке шаги не являются хронологическими — они одновременны, цикличны и постоянно передают друг другу данные. И они позволяет создать устойчивый продукт, услугу, или набор решений для роста бизнеса.

1. Определить проблему клиента с помощью дизайн мышления — проявляйте эмпатию, определяйте и генерируйте идеи: первый шаг — признать, что каждый продукт — это решение одной или нескольких проблем и потребностей. Если нет проблемы/потребности, нет продукта — все просто.

2. Сформируйте бережливый (lean) стартап — экспериментируйте, учитесь, создавайте, измеряйте и меняйте: теперь, когда вы четко определили проблему, что вы будете делать? Разрабатывая продукт, который может заполнить недостающие пробелы и решить проблему пользователя.

3. Применяйте Agile— используйте продуктовый бэклог, планирование спринта, ревью и ретроспективу спринта, инкремент (прирост) продукта.

У меня есть курс про дизайн мышление dthink.online

И канал в телеграмме https://t.me/wtfwithservice

Спасибо!

Lean StartUp или как сделать нужный продукт, который будет себя продавать сам
33
6 комментариев

Базовое изложение книги Эрика Риса для стартаперов?
1.У каждого профессионального предпринимателя/компании есть или должна быть книга рецептов?! (бр-р-р-р)
2.Первое – создать?! (бр-р-р-р)
3.Оказывается, что MVP - это продукт?! (бр-р-р-р, получается, что MVP мерседеса – это велосипед?)
4.Продукт, который будет себя продавать сам?! (бр-р-р-р)
5. Необходимо глубже понять боли клиентов. И, возможно, изменить позиционирование или создать новый продукт, чтобы решить их проблему?! (бр-р-р-р)
—————————
1.Стартап – это дешевый способ проверки гипотез. Если проверка пройдет, то стартап превратится в бизнес, иначе – умрет. Что сработало один раз – больше не сработает никогда! «Книга рецептов» нужна, чтобы так больше не делать. Главный вопрос, который должен будоражить мозг стартапера – это не «что» хотят его потенциальные клиенты, а «почему». Еще можно узнать: Чем люди перестанут пользоваться или что перестанут делать, если начнут пользоваться вашим продуктом? Кого вы вытесняете? Конкретного конкурента? Привычный способ что-то делать?

2.Первое – это продать, а не создать. Найти «голодающую» толпу. Заметить на что люди уже тратят деньги. Найти, что изменилось на рынке, в привычках людей и технологиях, что сделало возможным появление вашего продукта именно сейчас? Прежде, чем начать «создавать» найдите, кто будет покупать. Не знаете, как найти покупателей? А зачем тогда «создавать»?

3.MVP – это не «велосипед вместо мерседеса», а рекламное предложение или «воронка продаж», если так понятнее! Продукт стартапа – это не то что вы «недорого пилите напильником в своем гараже», а что вы уже продаете своим первым покупателям.

4. Продукт, который «будет себя продавать сам» – приведет любой стартап прямиком на «кладбище» стартапов. Продажи должны быть четким повторяемым и управляемым процессом, а не «личным подвигом» основателей или случайным.

5. Часто говорят, что стартап должен найти боль клиентов и создать продукт, который эту боль снимает. Да ну ладно, неужели пользователи кнопочных смартфонов чувствовали какую-то боль? Нет. Это Джобс показал им айфон, и они почувствовали боль от того, что у них половину корпуса занимает не экран, а кнопки. Или какую боль снимает айфон 15 для владельца айфона 13? Только ту, что он как лох ходит с тринадцатым айфоном, а настоящие пацаны — с пятнадцатым максом. И так со всем, что становится по-настоящему массовым. В два раза больше пикселей, 16-дюймовый экран вместо 15-дюймового, процессор на 2 гигагерца вместо 1 и т.д. Для людей, снимающих фотографии типа «я и Федя на даче в Подмосковье», или использующих компьютер в качестве печатной машинки — и старое подходило. А тут вдруг оп-па, и мысль — а как я без этого мог обходиться? В общем, перестаньте искать фантомные боли потребителя. Вы рискуете напороться на фантазии, за лекарства от которых никто из них не будет готов платить. Лучше задумайтесь о том, как вы можете создать боль на пустом месте. Стартапы должны создавать «условия для боли», а не лечить боль. Все боли, которые можно было вылечить — уже давно вылечили.

Навеяно рассказом О.Генри «Корабли», в котором мистер Гемстеттер решил продавать башмаки туземцам, потому что они все ходили босыми. Но ему это почему-то (!) не удавалось. Дальше идет его диалог с консулом:
— Но что вы намерены делать? Создать спрос?
— Много вы понимаете в политической экономии, — ответил консул довольно невежливо. — Спроса создать нельзя [Во-во, это даже О.Генри это знал!]. Но можно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят.
А занят он был заказом репейника из Америки, который он потом раскидал по улицам. И туземцы не смогли ходить босиком. И им пришлось купить сандалии.
———————-—
ПС. Попытайтесь не просто переводить :)))

2
Ответить

Круто, что вы написали свою статью под этой, но лучше публикуйтесь сами, у вас талант!!!

2
Ответить

Я не понимаю ваш опыт, чтобы прислушиваться к вашим советам, хотя некоторые выглядят здраво, а некоторые я не разделяю. Статья давно написано и тогда я был неопытен в сториителленге, как оцените эту? https://vc.ru/marketing/952527-kak-biznesu-sozdavat-proryvnye-produkty

Ответить

"Это метод, который позволяет найти кратчайший путь разработки продукта за счет сокращения времени и средств, вложенных в цикл разработки."

когда законспектировал Википедию, но не удосужился даже нормально на русский перевести

1
Ответить

Я из Энциклопедии брал, Википедия заблокирована, а впн нет

Ответить

Сейчас ВПН уже есть, поэтому беру инфо с Википедии и пользуюсь ИИ для хорошего перевода)) почитайте может понравится https://vc.ru/design/1015698-dizayn-sprint-5-dney-kotorye-reshat-8-problem-tvoego-biznesa

Ответить