Как выглядит практикоориентированное образование, peer-to-peer механики и наставничество

Всё началось с того, что мы готовили студентов к кейс-интервью — это были кейс-школы и мероприятия c фокусом на практику и неформальное общение. Мы делали небольшие ламповые мероприятия, после которых ребята брали медали на больших кейс-чемпионатах Changellenge Cup Moscow, McKinsey Business Diving, знакомились друг с другом и с теми, кто уже работал в крупных компаниях, куда они хотели попасть — в McKinsey, Microsoft, Yandex, Сбербанк, L'Oreal.

кейс-школа от команды Phoenix Education, ламповые наборы, с которых начиналось сообщество Феникс
кейс-школа от команды Phoenix Education, ламповые наборы, с которых начиналось сообщество Феникс

Мы изначально хотели строить сообщество молодых специалистов, которые помогают друг другу, делятся знанием, где, какие стажировки проходят, советуют книжки, повышают осознанность в выборе карьеры, рассказывают, за кем следить в соцсетях, чтобы быть в теме.

Вроде бы чат в телеграм — это не так много, но, когда у тебя появляется первичное понимание, кому написать, чтобы узнать, скажем, про бизнес-моделирование или структурирование информации, и вообще идея, что так можно, это всё меняет.

Но в процессе мы увидели, что проблема, которую мы можем помочь решить — гораздо шире, чем наработка практических навыков или умение решать кейсы.

Мы поняли, что нам хочется помогать ребятами учиться тому делу, которое им в кайф. Учить делать ставку на свои сильные стороны. Пробовать новое и разбираться всерьёз. Честно задумываться, от чего глаза горят, а что нравится только как идея.

И мы стали экспериментировать с форматами. Мы увидели, что образование тогда работает, когда теория связана петлёй обратной связи через практические задачи. Так появился формат рабочих симуляторов, о котором расскажем на примере одного из действующих проектов — Школы будущих СТО.

Чем практикоориентированное образование отличается от книжки

Разница между теоретическим и практическим знанием — огромна. В первом случае мы узнаем о возможностях, а во втором — примерно понимаем, как всё будет происходить на самом деле, и как с этим работать.

Формат Школы выглядит так: есть компании-заказчики, которые дают бизнес-задачу. Иногда всё совсем серьёзно, и это настоящая задача из беклога. Есть участники, которые распределяются в автономные команды, которые полностью отвечают за реализацию — от проверки гипотез до презентации рабочего решения стейкхолдерам. Есть менторы, которые направляют работу, указывают на слабые места, делятся технической экспертизой. За пять недель задача — руками попробовать весь процесс, определить, что тебе хочется развивать, какая деятельность больше всего по душе, наработать нетворк, пообщаться с опытными людьми из сферы. И это всё то, что нельзя сделать в формате индивидуальной работы.

Сколько не читаешь про факапы, когда это происходит с тобой, это всегда воспринимается иначе и может стать сильным толчком к переосмыслению своей работы.

«Статьи и книжки дают малоприменимые академические навыки, там рассматривается концепция идеального мира» — делится в разговоре один из экспертов Avito Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz. «У молодых специалистов я чаще встречаю даже не пробелы в теоретических знаниях, а непонимание того, как работают процессы, коммуникации, продуктовый подход. Кажется, что это то, что приходит с практикой».

Симулятор формирует ощущение, как всё работает: есть заказчик, которому нужно задать правильные вопросы, чтобы не сделать не то, есть команда, с которой надо синхронизироваться, есть общая цель.

Курсов и материалов для того, чтобы освоить стек технологий достаточно. Мы же создаём обстоятельства, в которых участники обращают внимание на то, что разработка — это намного больше, чем писать код: это умение сфокусироваться на результате и не делать лишних движений, налаживать взаимодействие в команде, доносить идеи до стейкхолдеров.

Как это организовано на практическом уровне

Мы отбираем участников в команды по принципу соответствия уровня и скиллсета, чтобы решать конкретную задачу компании, а ещё — чтобы их экспертиза дополняла друг друга. То же касается подбора ментора команде. Это идеальная картина, и так пока получается не всегда, поэтому иногда в процессе участники не только качают продуктовое мышление, но и пробуют осваивать новые технологии.

У нас есть регулярные zoom-созвоны, командные чаты, база знаний, вебинары под запрос и методологии, чтобы работать в отдельными этапами разработки решения. Ребята работают над большой задачей в командах по 4-5 человек — учатся распределять роли, брать инициативу, выбирать решение, которое реально реализовать с их опытом и выделенным временем, задают вопросы менторам. В процессе участники узнают самостоятельно и через обратную связь, что помогает, а что нет. Мы очень поощряем обмен знаниями — например, на установочных встречах каждый рассказывает, а с чем он может помогать, за чем можно прицельно обращаться именно к нему.

Сейчас всё происходит в онлайне, но мы не хотим ограничивать себя форматами: мы переосмысляем подходы к работе с сообществом дальше, и хотим встречаться в офлайне — делать мастермайнды, строить вместе другие проекты и искать точки пересечения 
Сейчас всё происходит в онлайне, но мы не хотим ограничивать себя форматами: мы переосмысляем подходы к работе с сообществом дальше, и хотим встречаться в офлайне — делать мастермайнды, строить вместе другие проекты и искать точки пересечения 

Команды работают итерациями: сначала собирают бумажный прототип, архитектуру сервиса, согласовывают их с заказчиком, потом демонстрируют кликабельный прототип и в конце защищают проект.

Наставник структурирует деятельность команды, даёт обратную связь и отвечает на вопросы.

«Наставничество помогает не набить тех шишек, которые сам набил, а ещё — не дать закопаться в задаче», — поясняет Евгений Толмачёв.

Мы подсказываем, где с командой могут возникнуть проблемы и как к ним подойти, а ещё делаем сессии для совместной рефлексии менторов.

Главное — работа в таком формате не позиционируется как работа с учителем. Скорее, это человек с опытом, который на равных задаёт направляющие вопросы, но и сам растёт через ваше взаимодействие, развивается как лидер, переносит рабочие инструменты от команды к команде.

Что можно заметить в программе, чтобы взять это с собой в жизнь

Большая часть проекта — коммуникации и обратная связь: участники много общаются друг с другом, c наставниками, заказчиками. Кураторы собирают отзывы и корректируют процессы. Менторы и эксперты делятся впечатлениями.

Мы пришли к модели гибкого образования по той причине, что люди и команды — очень разные: одни хорошо и быстро самоорганизуются, другим для этого нужно провести дополнительный вебинар, кто-то больше силён в ориентации на бизнес-задачу, кому-то нужно на программе столкнуться с тем, что стейкхолдеры не принимают решение и научиться идти от задачи и говорить с людьми.

Программа подстраивается под участников и больше всего получают те, кто инициативен, готов задавать вопросы, не бояться пробовать, менять подход.

В Школе проявляются те же моменты, что и в реальных проектах с молодыми командами:

  • высокая вовлечённость, мотивация, активность, желание разбираться компенсируют нерелевантный опыт
  • готовность брать инициативу и самоорганизовываться определяют скорость команды настолько же, насколько технические навыки
  • начинающей команде нужно время, чтобы понять: сначала – большая картинка, потом – её части. Классическая ошибка – метания от задачи к задаче
  • на первых порах все недооценивают технические задачи, и сколько времени занимает реализация
  • команда погружается в детали реализации, не сформулировав до конца задачу.

Дмитрий Погодин, ментор программы и CTO платформы WhoIsBlogger, рассказывает о своих наблюдениях и том, на чём он расставляет акценты:

«Сначала стоит сложить в голове полную картину того, как работает продукт, а потом обсуждать конкретные пользовательские истории.

С командой мы обсуждали, что перед планированием задач на очередную итерацию полезно описать, что мы покажем заказчику — это поможет правильно расставить приоритеты.

Ещё я пробую привить подход, когда сначала обозначаются все процессы, затем детально прорабатывается каждый в отдельности. В процессе проработки важно задать вопросы: что окажет наибольшее влияние на создание продукта? Что может заблокировать работу над ним? Например, перед внедрением любой технологии нужно понять, насколько хорошо она способна решать поставленную задачу».

Кирилл Потехин, основатель и CTO в Adapty, отмечает, что в его группах все относятся к работе ответственно, а ещё добавляет, что уже на входе видно, как проявляются коммуникационные навыки: «Был участник, который взял на себя роль проджекта – он всегда на связи и не пропадал. Видно, что может адекватно распределять задачи и общаться с людьми. Ещё в команде был парень, по которому чувствовалось, что он очень down to business, в команде такие всегда полезны. Да вообще все ребята молодцы!»

Почему такой формат — сложнее?

Программа интенсивная, поэтому многие говорили, что было сложно — ты всегда на связи с командой, не можешь отложить проект на следующий месяц, который будет посвободнее. Тебе нужно заниматься проектом здесь и сейчас, быстро учиться, анализовать и идти за целью, даже если условия неидеальные.

Даже несмотря на это, до конца дошли 79% процентов участников, а это по меркам онлайн проектов — довольно много.

«Самое сложное — настроить связь с командой. Когда четыре незнакомых человека со своими привычками, переживаниями и тараканами в голове собираются вместе - может произойти что угодно. Вот почти вся первая неделя ушла на налаживание коммуникаций. Плюс, кто-то должен взять лидерство для координации, а это тоже та ещё история», – комментирует Игорь Иноземцев, участник программы, выпускник Института международной торговли и права.

В команде Георгия Колокольникова, студента МГТУ им. Н.Э. Баумана, иначе, а потому и впечатление отличаются: коммуникации им дались проще, чем техническая сторона.

«Для того, чтобы разработать сервис, нужно уметь работать с большим количеством технологий. К сожалению, в нашей команде не оказалось специалистов по Frontend'у, поэтому пришлось распределить эту должность между оставшимися членами команды. Проблем с коммуникацией внутри команды не возникло, хотя у каждого, помимо участия в программе, есть своя работа и фоновые задачи. Конечно, из-за этого приходится немного двигать сроки выполнения назначенных задач, но, в целом, это не критично.

Лично мне пригодилось всё, что было в Школе: от того, как работать с Яндекс.Облаком до тонкостей общения с заказчиками и составления карты и архитектуры проекта».

Слайд из презентации, которую мы готовили после первого запуска Школы
Слайд из презентации, которую мы готовили после первого запуска Школы

Принцип радикальной ответственности: в практикоориентированном образовании всё как в жизни

Редко бывает так, что теория полностью зарывает практические потребности: ты выходишь в мир, пробуешь и получается не так, как было описано. Успех определяет то, насколько быстро удаётся собраться, признать, что не сработало и попробовать иначе.

В этом смысле европейско-американский университетский подход к образованию приближен к реалиям: никто не придёт и не заставит учиться, сидеть на лекциях и задавать вопросы – придёт время экзаменов. Кто-то их сдаст, а кто-то нет. Для того, чтобы освоить материал, в распоряжение студентов попадает инструментарий. А они используют его по своему усмотрению.

Программа Школа будущих CTO — площадка, где каждый участник находит пользу для себя в сложившихся обстоятельствах: кто-то тестирует новые инструменты и технологии, кто-то — учиться искать внешнюю экспертизу и закидывает менторов вопросами, кто-то – впервые пробует себя в организации процесса и воодушевлении команды.

Всё происходит, как в работе и жизни в целом — вокруг есть всё, что тебе может понадобиться, чтобы раскрыть потенциал. Но ответственность за объём и глубину знаний, количество отвеченных для себя вопросов и сформулированные выводы несёшь только ты сам.

P.S. Если вам отзываются идеи Школы, хочется попробовать себя в роли участника, партнёра Школы, наставника или просто говорить про образование – можно смело писать мне в телеграм на @Egret05.

22
Начать дискуссию