{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Быстро, дешево, актуально. Как использовать аудиоформаты в корпоративном обучении

Тексты, рилсы, комиксы, интерактивы — корпоративное обучение становится всё более вовлекающим и мультиформатным. А что насчет «старого доброго» аудио — какое место оно занимает среди разных форматов? Рассказываем об этом с опорой на исследования и примеры из мировой практики и делимся, как мы в Тру используем аудио при создании корпоративного обучения.

Аудио — перспективный формат

По данным Mediascope, уже в 2021 году подкасты слушали 26% населения, и эта цифра вряд ли будет уменьшаться. Мы привыкли потреблять контент каждую свободную минуту, будь то поездка на работу или прогулка с собакой, и здесь подкасты очень помогают.

Люди хотят слушать аудио, так почему бы не использовать этот формат в онлайн-обучении? В этой мысли мы не одиноки. Еще в 2007 году курсантам Полицейской академии Нью-Йорка загружали материалы по уголовному праву в айподы (вы же помните, что слово «подкаст» произошло от названия устройства iPod?). По словам комиссара полиции Рэймонда Келли, так сотрудники могли послушать урок про ордер на обыск, возвращаясь домой на метро.

Вот более современный пример: в Северной Ирландии подкасты используют, чтобы повысить эмпатию студентов-медиков по отношению к людям с болезнью Паркинсона. Подкасты рассказывают о личном опыте и историях тех, кто живет с этим недугом, о том, как их семьи справляются с диагнозом. И тем самым помогают слушателям научиться сопереживать и снизить коммуникационные барьеры:

«После прослушивания совершенно очевидно, что общественность недостаточно знает об этой болезни. Например, ошибочно принимают таких людей за пьяных или не дают им достаточно времени, чтобы расплатиться на кассе в магазине».

Участник исследования BMC Nursing

В аудиоформат можно «зашить» самый разноплановый контент. Это может быть лекция на узкую тему или сторителлинг, как в примерах выше, разбор кейса, интервью с экспертом, мини-тренинг. Все варианты встраиваются в учебный контент, поддерживают уровень вовлеченности и дают более глубокое понимание материала.

Исследования показывают, что подкасты поддерживают творческие аспекты обучения и рефлексию. Это связано с тем, что они заставляют включать воображение, дорисовывая недостающую визуальную часть информации. Кроме того, слушание вовлекает эмоционально, потому что живой человеческий голос создает ощущение реального диалога.

Но мы в Тру любим аудиоконтент не только за это, но и за его функциональность.

Как аудиоформат работает в обучающих продуктах

С аудио обучение продолжается в любой ситуации.

Для текстового лонгрида или видеоконтента участнику обучения нужно сосредоточиться, выделить определенное время, иногда — добраться до ноутбука или рабочего места. С аудио в этом отношении всё проще: запустить подкаст или аудиоверсию материала можно во время самых обычных дел, хотя бы в пробке или во время пробежки.

Мы в Тру делаем аудиоверсии обучающих лонгридов в некоторых курсах. Тексты адаптируем так, чтобы они легко воспринимались на слух.

Аудио снижает «порог входа» в обучение.

Мы каждый день потребляем огромное количество контента, и мозгу приходится всё это постоянно обрабатывать. Неудивительно, что иногда ему хочется «полениться», а не вникать в обучение. С аудиоконтентом легче «точка входа»: достаточно вставить наушник в ухо. Это можно делать даже тогда, когда уже нет желания находиться в «подключке» — ни сидеть за компом, ни смотреть в экран телефона.

Аудио глубже погружает в контекст.

«Лучше один раз услышать» — это про случаи, когда именно аудиоформат передает смысл нагляднее всего. Например, в курсе, на котором мы рассказывали о четырех типах слушания, логичным решением стали аудиопримеры диалогов. Мы записали беседу руководителя с сотрудником по ролям. Получилось доходчиво: конкретные диалоги донесли разницу в типах слушания живее и убедительнее, чем это сделал бы текст.

Карточка из курса Тру

Аудио облегчает привлечение внутренних экспертов.

Хорошая идея — привлекать к разработке контента своих же сотрудников, которые накопили много опыта по теме обучения. Но тут есть одна сложность: внутренним экспертам бывает сложно выделить время, чтобы дать комментарии или информацию по теме. Самый трудоемкий формат в этом плане — видео, для него требуются подготовка, помещение, съемочное оборудование. А вот аудио практически беспроблемный вариант, нужны только телефон, комната без эха и немного свободного времени. Запись можно смонтировать в подкаст, а при необходимости — расшифровать и перевести в текстовый контент.

Аудио помогает ролевому погружению.

Сотрудника, которому предстоит много общаться с клиентами, вживую или по телефону, лучше всего подготовить с помощью симуляции диалогов. Аудио может быть максимально приближенным к реальным рабочим условиям, в которых клиенты часто выражают негативные эмоции, тогда для сотрудника они не станут неожиданностью.

Тру-практика

В одном из курсов по обучению продажам мы включили в контент записи диалогов, которые имитировали реальный звонок клиента. Женские и мужские персонажи изображали сердитых, волнующихся, раздраженных клиентов. Так мы доносили идею о том, что с любым клиентом возможно найти общий язык, а дополнение в виде короткого аудио помогло погрузить слушателя в контекст звонка.

Скриншот из курса Тру

Что слышит участник: «Здравствуйте! Есть такая проблема, у меня дом большой, кхе. Так вот, на веранде совсем плохо с интернетом. А иногда так хочется вечером, глядя на закат, послушать не только стрекотание сверчков. А там Марусю попросить песню любимую включить или с ноутбуком посидеть. А Wi-Fi совсем не ловит».

На курсе по эмпатии для компании Ростелеком мы записали диалог, в котором показали, «как не надо». В обычном звонке клиента в техподдержку легко считывается досада и нетерпение со стороны сотрудника. Такой «антипример» наглядно демонстрирует важность эмпатии в коммуникации с клиентом. Послушайте аудио (длительность 2 минуты):

Мы записывали аудио для курса с актерами озвучки, но есть способ сделать это быстрее и проще — привлечь искусственный интеллект.

Как нейросети помогают в создании аудиоконтента

Нейросети уже сейчас способны на многое. Тот самый ИИ, который совсем недавно рисовал людей с растянутой, как у Джокера, улыбкой и лишними пальцами, превратился в фантастически полезного помощника, в том числе в обучении.

Например, он дает поддерживающую обратную связь, учитывая эмоциональное состояние слушателя; подбирает участников в оптимальные команды по уровню знаний, навыков, личных качеств каждого; анализирует аудиозаписи дискуссий в группе и сообщает куратору о возникших разногласиях или проблемах в решении задачи.

Чем полезны нейросети в создании обучающего аудиоконтента.

Переводят текст (статью, сценарий, инструкцию) в аудио, способны озвучить аудио голосом знаменитости или, например, с определенным акцентом.

Генерируют речь, звучащую естественно, близко к человеческой.

Удаляют нежелательные шумы в уже записанных аудио, делают звук чистым и разборчивым.

Создают музыкальные треки, которые можно использовать как джинглы, музыкальный фон или заставки для подкастов.

Понимают речь и поддерживают диалог, например, в чат-ботах.

Собирают аудиосаммари. Ими можно дополнить объемный текст курса или собрать несколько блоков обучающего контента в один аудиодайджест.

Этими возможностями уже активно пользуются компании и создатели курсов.

Duolingo, которая ранее привлекала для озвучки актеров, сейчас создает аудиопримеры разного произношения с помощью нейросети. А в одной из последних версий подписки появилась функция голосового диалога с виртуальным преподавателем.

Тру-практика

Мы в Тру на одном из курсов научили голосового помощника задавать вопросы и записали подкасты с ней в роли ведущей. Знакомый многим голос как будто общался с гостями подкаста, что создавало эффект вовлечения. Похожая история есть в детском аудиоконтенте: подкаст «Подушки-шоу» ведет голосовой помощник Алиса.

Как производить обучающий аудиоконтент дешево и регулярно

Несмотря на простоту, производство аудиоконтента требует подготовки. Вот несколько советов.

Составьте план публикаций аудио. Определите темы, которые планируете охватить, и распределите их по урокам (или эпизодам, если это подкаст).

Держите фокус на образовательной цели. Используйте аудиоформат там, где он соответствует задаче обучения. Например, в курсе по пожарной безопасности изучать устройство огнетушителя удобнее визуально, а для эмоциональной истории сотрудника о том, как он справился с возгоранием, подойдет как раз аудиоформат.

Вернемся к примеру в начале статьи: аудиоподкасты от первого лица — человека с болезнью Паркинсона или членов его семьи, которые рассказывают о трудностях, — включают сопереживание сильнее, чем если бы это был просто текст.

Подготовьте сценарий или тезисы. Аудиоконтент должен быть структурированным и последовательным, чтобы слушатель мог легко следовать за речью. В текстовом контенте нам нужна пара секунд, чтобы вернуться к более раннему моменту. Например, в этой статье вам достаточно одного скролла, чтобы подняться на пару абзацев выше. При прослушивании возврат к предыдущему моменту требует больше времени, поэтому здесь важны логичность и ясность изложения.

Соблюдайте принцип микрообучения. Оптимальная длительность аудио — до 15 минут.

Привлекайте спикеров по ситуативным инфоповодам. Вообще почаще привлекайте внутренних спикеров: им не сложно записать голосовое на диктофон телефона, в любой программе или даже в мессенджере. Видео — сложно, текст — сложно, а наговорить — легко.

Бонус привлечения спикеров: растет уровень доверия к обучению, особенно если это топ-менеджер. Это говорит о важности программы и повышает вовлеченность, помогает напрямую передать ценности, философию и образ мышления от человека к человеку.

Бонус номер два: спикерский аудиоконтент можно переупаковывать в другие форматы, например в статьи или посты, а в расшифровке помогут всё те же нейросети.

Обучите спикеров азам аудиозаписи. Им не нужны домашняя студия и ламповый микрофон. Достаточно обеспечить тишину в комнате, освободить место в памяти устройства, положить телефон на что-то мягкое, чтобы глушить вибрации и шумы, повернуть его микрофоном к себе, выставить максимальное качество записи.

Используйте нейросети. Для очистки от шумов и ясного, чистого звучания — Auphonic, Audo Studio, Audio Noise Reducer. Для преобразования текста в аудио и его озвучки — Steosvoice, Zvucogram, Wideo. Для создания музыкальных вставок или фона — Soundful, Amper Music, Mubert.

12 крутых подкастов про обучение и EdTech на русском языке

Напоследок примеры аудиоконтента по теме обучения. Вдохновляйтесь!

Другими инструментами и фишками в создании корпоративного обучения делимся на канале «Доучились!».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда