{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Mike Bystroff

Разбор нового крипторегулирования в РФ. Часть 1: Криптовалюты

Итак, дорогие читатели VC и подписчики канала «Цифровая Некрономика» . Заполучив в свои юридические лапы пакет законопроектов о регулировании оборота цифровых валют и цифровых финансовых активов в РФ, Дядя Миша до сих пор находится в лёгком шоке и ауте. Напомню – с 2016 (!) года регулярно заявлялись победные реляции о том, что в России будет введено самое продвинутое регулирование оборота цифровых активов и криптовалют в мире (sic). Вместо этого, спустя 4 года, криптоиндустрия получила от ворот поворот и массу проблем. Ниже мы разберём и обсудим важные новеллы предлагаемого пакета законопроектов, и начнём с криптовалют.

NB: Важнейшей новеллой, помимо признания криптовалют и токенов имуществом, является введение во всех законопроектах пакета определения «объектов российской информационной инфраструктуры» (далее для удобства сократим это определение до "ОРИИ"). Под ними понимаются доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексы программно-аппаратных средств, размещенные на территории Российской Федерации. Почему это действительно важно, поясню на пальцах – использование ОРИИ является одним из квалифицирующих признаков в новых статьях КоАП и УК РФ. Если у вас есть предназначенный для операций с токенами / криптовалютой сайт на отечественном домене, или в РФ стоит сервер либо майнинговое оборудование, или даже вы просто хоститесь у локального российского провайдера, и при этом вы не внесены в пресловутый «реестр операторов информационных систем» от Центробанка (назовём этот реестр "РОИС" и запомним, что он относится только к токенам, которые мы будем обсуждать в Части 2), вы будете нести ответственность по новым статьям КоАП и УК. Если ваш сервис находится за пределами РФ и он недоступен гражданам РФ либо вообще никак и никоим образом не задействует никаких элементов ОРИИ, к вашему сервису эти запреты не применимы – но только теоретически.

Часть 1. Криптовалюты (aka "Цифровые Валюты")

Абсолютно новый проект Федерального закона «О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раз и навсегда ставит жирную точку в споре о том, легальна ли криптовалюта в РФ. П. 1 Ст. 2 законопроекта прямо устанавливает, что организация и (или) осуществление выпуска, а также организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации запрещены. Та же статья устанавливает, что, цитирую, "Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием ОРИИ и (или) с использованием пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием ОРИИ". Статья 2 того же закона устанавливает прямой запрет для физических лиц, ИП и ЮЛ на любые операции с криптовалютами, в том числе, продажу товаров и услуг за криптовалюты. Это означает, что криптовалюты на территории РФ, если их выпуск и организация оборота производятся с использованием ОРИИ, объявлены вне закона.

Исчерпывающий перечень исключений из запрета приведён там же, и ограничивается только:

(1) получением цифровой валюты в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица);

(2) получением цифровой валюты в качестве удовлетворения своих требований в рамках процедур несостоятельности (банкротства) обладателя цифровой валюты;

(3) получением цифровой валюты при обращении взыскания на имущество обладателя цифровой валюты в рамках исполнительного производства.

Исключения 2 и 3 в принципе позитивны, и вот почему - можно будет изымать криптовалюты у псевдобанкротов и мошенников-скамеров, насобиравших средства далеко не законными способами, в том числе, через скам-ICO, и конвертировавших их в крипту. Хоть за это спасибо.

Тем не менее, согласно п. 3 той же статьи 2 «обладание цифровой валютой, а также её получение и передача в соответствии с этой статьёй допускается при условии декларирования цифровой валюты в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона». Это косвенно означает, что получение и передача криптовалюты в нарушение этих исключений будут являться незаконными. При этом до сих пор непонятно, насколько будет применим в данной ситуации принцип территориальности, косвенно установленный определением ОРИИ, к потенциальной покупке криптовалют и токенов на зарубежных ресурсах. По всей видимости, придётся ждать дополнительные разъяснения Минфина и ЦБ РФ.

Отдельно рассмотрим упомянутое декларирование. Законодатели хитро вводят добровольно-принудительный порядок декларирования криптовалют. Это следует как из упомянутого в абзаце выше п. 3, так и п. 4 той же статьи, устанавливающего, что «требования лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, связанные с обладанием и обращением цифровой валюты, подлежат судебной защите только при условии осуществления ими декларирования цифровой валюты в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона», а также п. 1 ст. 3 (Порядок декларирования цифровой валюты), в которой вводится добровольный порядок декларирования. Это означает, что если у вас есть криптовалюта, вы её не задекларировали, и у вас её «увели» - украв «холодный кошелёк» или взломав аккаунт на бирже – это ваши проблемы. При этом, в процессе декларирования вы обязаны раскрыть информацию об источнике криптовалюты, а сведения из декларации могут раскрываться, в том числе, «по требованию органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве» и «должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений», что означает, что к данным, указанным в декларации будут автоматически иметь доступ представители всех силовых структур РФ. Пояснять, чем это может грозить обладателям существенных накоплений в криптовалюте, необходимости нет, но я вижу как минимум два серьёзных риска - "слив" информации из деклараций заинтересованным лицам либо использование её против обладателя крипты.

Наконец, вишенкой на торте идёт совершенно фантастический пункт 5 ст. 2, цитирую его целиком: «В Российской Федерации запрещается распространение информации об организации и (или) осуществлении выпуска, а также организации обращения цифровой валюты». Этот же запрет теперь будет дублироваться и пп. «и» ч. 5 ст. 15.1 149-ФЗ "Об информации...". Подобная, невероятно размытая, формулировка означает, что любой автор любого посвящённого криптовалютам и их регулированию канала (привет каналу «Криптопрактика»!) может получить по шапке только за репост новости о том, что где-то там за семью морями выпущена новая криптовалюта, или что какую-то там биржу взломали. Это мы даже не говорим о том, что теперь биржи вообще не смогут законно анонсировать свои продукты. То есть, вместо того, чтобы помогать гражданам образовываться, законотворцы вообще закрывают от них любую информацию о крипте. Потрясающая забота.

Ответственность за нарушение устанавливаемых законопроектом запретов предлагается установить крайне жёсткой. Порог максимальной уголовной ответственности за нарушение запретов на выпуск и организацию оборота криптовалют составляет 7 лет лишения свободы (!), что автоматически относит соответствующие преступления к категории тяжких (п. 4. ст. 15 УК РФ). Такая ответственность устанавливается ч. 2 новой статьи УК РФ 187.2 за «осуществление деятельности по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием ОРИИ, а также осуществление деятельности по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения сделок купли-продажи цифровой валюты за валюту Российской Федерации или иностранную валюту, обмена цифровой валюты на цифровые права (то есть, на токены – прим. автора) или цифровую валюту, с использованием ОРИИ, если эти деяния … причинили особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере». Теперь самое интересное. Для преступлений в сфере экономической деятельности (Глава 22 УК РФ) крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей (см. примечание к ст. 170.2 УК РФ). С учётом ежедневных объёмов оборотов обменников и бирж, на особо крупный размер и те самые 7 лет они могут «заработать» всего за 1-2 дня работы.

Что это означает для всех заинтересованных лиц:

- для физиков, ИП и ЮЛ - тотальный и абсолютный запрет на любые операции с криптовалютами на территории РФ под угрозой административного или уголовного преследования;

- для локальных криптобирж и иностранных криптобирж, использующих хотя бы некоторые элементы ОРИИ (например, локальный хостинг) – запрет на организацию купли-продажи криптовалют гражданами, ИП и ЮЛ из РФ под угрозой административного или уголовного преследования;

- для "обменников" фиат-крипта / крипта-фиат - запрет на организацию обмена криптовалют на фиат и обратно гражданами, ИП и ЮЛ из РФ под угрозой административного или уголовного преследования, причём это относится как к случаям перечисления при обмене крипты фиатных средств на счета в российских банках, так и к выдаче наличных средств (п. 3 ст. 187.2 УК РФ);

- для локальных майнеров – фактически полный запрет деятельности, поскольку майнинг криптовалют легко можно приравнять к «действиям с использованием ОРИИ и пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами» под угрозой административного или уголовного преследования;

- для локальных финтех-проектов, предлагающих расчёты в криптовалютах - фактически полный запрет деятельности на территории РФ (организация оборота) под угрозой административного или уголовного преследования.

Обратите внимание – это очень краткий обзор того, что касается только криптовалют. Токены (aka «Цифровые Права») мы рассмотрим и обсудим уже во второй части, которую я допишу и опубликую на днях. Следите за новостями!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Поповъ

ОРИИ - не ори, всё равно получишь три... или около того (согласно статьям УК РФ соответственно). 

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff
Автор

Увы, это правда.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

Но на самом деле - всё не так плохо: при прошлых попытках запрета (2014 год от ЦБ и потом от Минфина до разъяснения Минэкономразвития в 2015-2016) многие из РФ ушли и уже при заявлениях 2018 г. крупных бизнесов тут не было. 

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff
Автор

Владимир, дождитесь 2й части :) я там всё распишу подробнее о ЦФА.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

да, хотя, если честно) я и так в курсе: давно в сём вопросе. мне, скорее, важно, что вы двигаете историю в массы

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff
Автор

Я стараюсь разобрать так, чтобы было понятно что к чему, а не орать как интервьюируемые РБК))))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

ну и правильно)

Ответить
Развернуть ветку
Andrea Petroff

169 ук рф устанавливает "Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей." особо крупный где попадалось - 6 млн.  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/148d9b6a72b5dd615dd9de377276493bf477ed54/

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff
Автор

Вот именно, что в одной отдельно взятой статье. А размер, установленный в 170.2 применяется за некоторыми исключениями ко всей главе.

Ответить
Развернуть ветку
Andrea Petroff

а почему вы решили что к крипте будут относиться положения статьи 170.2? я то исхожу из минимально возможного порога... а вы может быть кого-то обнадеждите и подставите таким подходом. с какого перепуга вы вдруг решили, что стаатья за крипту не будет этим самым исключением из главы?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff
Автор

Вы различаете «для целей настоящей статьи» и «для целей настоящей главы»? И ещё: приведите мне ссылку на практику, где указанный Вами «минимальный порог» применялся бы к остальным статьям этой главы.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Kwaskoff

обсуждение законопроектов интересно только тем, кто на них влияет?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Bystroff
Автор

Если бы на них можно было повлиять, увы

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

Хочешь повлиять? Пиши - я тебе дам ссылку на "экспертов", кто принял: мне просто надоело с ними возиться год от года. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null