ПНООЛР: что нужно знать при разработке проекта нормативов образования и размещения отходов

ПНООЛР: что нужно знать при разработке проекта нормативов образования и размещения отходов

ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) — один из основных документов в пакете экологической отчетности. В соответствии с действующим законодательством, он разрабатывается для предприятий, осуществляющих хозяйственную и производственную деятельность в рамках I и II категории НВОС (негативное воздействие на окружающую среду). Цель проекта — контроль объёма отходов, условий их временного хранения и дальнейшего размещения.

Проект содержит сведения о классификации отходов организации по уровню опасности и определяет соответствующие им методы утилизации и обезвреживания. Разработка ПНООЛР способствует повышению безопасности обращения с отходами и снижению экологического ущерба.

Содержание статьи

Кому нужен проект отходов ПНООЛР

Проект ПНООЛР обязателен для предприятий I и II категории НВОС, будь то производственные, промышленные объекты, торговые компании или предприятия сферы услуг.

ПНООЛР может разработать как юридическое лица (например, ООО), так и индивидуальный предприниматель. Часто требование разработки ПНООЛР актуально для строительных компаний, организации сферы торговли и общественного питания, а также предприятий, которые занимаются производством и переработкой сырья.

Какие преимущества даёт разработка ПНООЛР предприятию

Разработка ПНООЛР выступает не только требованием законодательства, но и предоставляет предприятиям ряд важных преимуществ.

1. Позволяет организации вести бесперебойную работу без риска остановки производства, убытков и значительных штрафов, которые могут быть наложены во время проверок надзорными органами за отсутствие необходимых документов экологической отчетности.

2. Получив лимиты на размещение отходов, утвержденные Росприроднадзором, предприятие точно знает, сколько отходов оно может производить и как с ними обращаться.

3. ПНООЛР позволяет получить разрешения на размещение отходов на бытовых и специализированных полигонах. Это особенно важно для предприятий, занимающихся деятельностью, связанной с образованием опасных отходов. Разработка ПНООЛР помогает оптимизировать внутренние процессы их накопления и хранения, что снижает риск непредвиденных ситуаций и облегчает соблюдение экологических нормативов.

Простыми словами — ПНООЛР помогает самому предпринимателю разобраться, как правильно поступать с отходами производства. Следование конкретным правилам не только защищает от штрафов, но и снижает опасность труда на производстве.

ПНООЛР: что нужно знать при разработке проекта нормативов образования и размещения отходов

Особенности разработки ПНООЛР для разных категорий объектов НВОС

Процесс разработки ПНООЛР или замещающей его экологической документации зависит от категории объекта, к которому относится предприятие по системе НВОС (негативного воздействия на окружающую среду).

  • I категория. Для объектов I категории разработка ПНООЛР обязательна. Проект должен быть подготовлен с соблюдением установленных методических указаний и утвержден в Росприроднадзоре.
  • II категория. Для объектов II категории ПНООЛР должен быть включен в состав природоохранной документации предприятия, однако его согласование с государственными органами не требуется. Важно, чтобы документ содержал все необходимые сведения об отходах, их размещении и утилизации, чтобы избежать возможных проблем при проверках.
  • III категория. Для объектов III категории не требуется обязательная разработка ПНООЛР, однако предприятие обязано подавать отчетность об образовании, размещении и утилизации отходов в рамках производственного экологического контроля. Рекомендуется также провести инвентаризацию отходов для повышения точности данных. Отсутствие инвентаризации может привести к штрафам до 100 тысяч рублей в соответствии с КоАП РФ.
  • IV категория. Для объектов IV категории разработка ПНООЛР и отчетность не обязательны.

Техническая сложность и стоимость разработки ПНООЛР для каждого объекта определяется его категорией, масштабом деятельности, а также количеством и опасностью отходов.

ПНООЛР для предприятий с несколькими филиалами

Проект может быть разработан как для юридического лица в целом, так и для каждого филиала отдельно, если они находятся в пределах одного субъекта РФ. Если же филиалы предприятия расположены в разных регионах, необходимо разработать ПНООЛР для каждого отдельно. Каждый такой проект подлежит согласованию с территориальными отделениями Росприроднадзора или иными уполномоченными органами.

Такой подход позволяет обеспечить корректное управление отходами на каждом объекте, что минимизирует риски негативного воздействия на окружающую среду в конкретном регионе РФ.

Инвентаризация источников образования отходов в рамках ПНООЛР

При создании проекта ПНООЛР обязательным шагом является проведение инвентаризации источников образования отходов. Процедура включает в себя комплекс мероприятий для оценки реальной экологической ситуации на предприятии. Сначала проводится первичный учет: фиксируются места образования отходов, поступления отходов от сторонних лиц, а также пути дальнейшей передачи.

На этапе инвентаризации используются данные первичного учета, а также статистическая отчетность (например, форма 2-ТП отходы). Эти данные помогают составить полный перечень отходов и их источников, определить места накопления и хранения, а также уточнить способы транспортировки отходов, как внутри компании, так и за её пределами.

На основании результатов инвентаризации рассчитываются годовые нормативы образования отходов для каждого класса опасности (от I до V). Для отходов, которые планируется передавать на специализированные объекты размещения, в проекте устанавливаются соответствующие лимиты. Это могут быть как внутренние объекты предприятия, так и сторонние организации.

ПНООЛР и паспорта отходов

На отходы I-IV классов опасности требуется обязательное создание паспортов. Согласно федеральному закону № 89-ФЗ, паспорта отходов необходимы для подтверждения уровня их воздействия на окружающую среду и обеспечения безопасного обращения.

В ПНООЛР необходимо указать номера заявлений об отправке разработанных паспортов в Росприроднадзор. Без этой информации проект может не пройти согласование, что создаст дополнительные проблемы для предприятия и может повлечь штрафные санкции.

ПНООЛР: что нужно знать при разработке проекта нормативов образования и размещения отходов

Объекты размещения отходов (ОРО)

Договоры с объектами размещения отходов играют ключевую роль в ПНООЛР, так как именно на эти объекты передаются отходы для дальнейшей утилизации и обезвреживания. Все такие объекты обязаны иметь лицензию и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Это гарантирует, что отходы будут размещены в соответствии с установленными нормативами и не нанесут вреда экологии. Несоблюдение этих требований может повлечь штрафы и административное наказание.

ПНООЛР и лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности

Для предприятий, самостоятельно занимающихся обращением с отходами I-IV классов опасности, обязательным условием является наличие действующей лицензии. Она позволяет осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и размещение отходов, что закреплено в Федеральном законе № 89-ФЗ.

Например, для химического обезвреживания отходов на территории предприятия, требуется получение лицензии. Оформление разрешительной документации может оказаться длительным и дорогостоящим, поэтому многие компании предпочитают передавать отходы на утилизацию и обезвреживание лицензированным предприятиям.

ПНООЛР и КЭР

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — это документ, необходимый для объектов I категории НВОС. Казалось бы, он должен включать весь пакет разрешительной экологической документации, в том числе ПНООЛР. Однако, расчеты нормативов образования и размещения отходов не являются приложением к заявке на получение КЭР. Поэтому ПНООЛР разрабатывается перед получением КЭР, а затем лимиты по отходам продлевается в установленный срок.

Нормативно-правовая база разработки ПНООЛР

Основой для разработки ПНООЛР является Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который регулирует обращение с отходами и устанавливает требования к нормативам их образования и лимитам на их размещение. В соответствии с этим законом, проект ПНООЛР обязателен для предприятий и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность на объектах I и II категорий по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, разработка ПНООЛР регулируется методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021. В этих указаниях детализированы требования к созданию проектов и расчетов нормативов образования и размещения отходов.

Для объектов II категории требуется Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая включает информацию об отходах и опирается на данные из ПНООЛР в соответствии с п. 25 Приложения 2 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

ПНООЛР: что нужно знать при разработке проекта нормативов образования и размещения отходов

Где и как долго согласуется ПНООЛР

Согласование ПНООЛР проводится в Росприроднадзоре, который является основным контролирующим органом в области экологической деятельности. Процедура согласования начинается с подачи документации, которая проходит проверку на соответствие законодательным нормам. В зависимости от категории объекта, процесс может занять от 30 рабочих дней.

Корректно составленный проект ПНООЛР минимизирует риски задержек и ошибок на этапе согласования, что позволяет предприятию быстрее получить разрешения на размещение отходов.

Получение лимитов на размещение отходов

После согласования проекта ПНООЛР в Росприроднадзоре, предприятие получает утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Этот процесс включает проверку всех данных, предоставленных компанией, и выдачу документа, который подтверждает разрешение на размещение отходов в пределах утвержденных объёмов.

Таким образом, предприятие получает официальное согласие на допустимые объёмы отходов, образуемых в процессе производственной деятельности.

В утвержденные лимиты не включаются полезные ископаемые или горные породы. Эти природные ресурсы могут извлекаться при разработке месторождений или рекультивации земель.

Срок действия лимитов на размещение отходов

Лимиты на размещение отходов для предприятий I категории НВОС действуют в течение 5 лет, но их срок не должен превышать установленную законом дату получения КЭР.

Для объектов II категории НВОС утверждение ПНООЛР выполняется руководителем предприятия. В этом случае проект остается актуальным на неопределенный срок при условии, что технологический процесс, границы территории и объемы производства не изменяются. Однако проект может быть затребован надзорными органами в рамках проведения государственного контроля.

Ранее продление лимитов на размещение отходов и нормативов их образования напрямую зависело от сдачи технического отчета, подтверждающего неизменность производственных процессов и используемого сырья. Государственные органы утверждали эти документы при условии ежегодного подтверждения стабильности производства через технический отчет.

С 1 января 2021 года утратил силу Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, который регулировал подачу технического отчета. На основании новых законодательных норм подготовка и подача технического отчета больше не являются обязательными.

Однако перед разработкой проекта НООЛР лучше учесть, планируется ли в обозримом будущем использование нового оборудования или материалов. Эти изменения в значительной степени могут повлиять на объемы образования отходов. Если провести модернизацию производства до истечение срока действия лимитов, следующая проверка органами надзора выявит необходимость переоформлять ранее согласованный ПНООЛР.

Ответственность за отсутствие ПНООЛР

С 2019 году в КоАП РФ наказание за несоблюдение требований в области обращения с отходами стало строже. Согласно п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствие разработанного и утвержденного проекта ПНООЛР для объектов I категории НВОС может повлечь за собой штрафы до 350 000 рублей. Кроме того, предусмотрена крайняя мера — приостановка деятельности предприятия с запретом эксплуатации оборудования на срок до 90 дней, что может нанести серьезный ущерб бизнесу.

Также отсутствие ПНООЛР ведет к увеличению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Экологические требования для предприятий становятся строже с каждым годом, и соблюдение норм законодательства в области обращения с отходами необходимо для каждой компании, независимо от ее размера. Компания “Экопрофи” предлагает профессиональные услуги по разработке ПНООЛР в Москве, предоставляя гарантию точного соблюдения всех требований законодательства Российской Федерации. Специалисты оказывают поддержку на всех этапах — от подготовки проекта до его согласования в Росприроднадзоре.

вопросы о ПНООЛР | нормативы размещения видов отходов | разработка проекта нормативов образования отходов | экологическая отчетность | паспорта отходов | обращение с отходами | проект НООЛР | инвентаризация источников выбросов | разработка ПНООЛР | контроль за обращением с отходами | утверждение лимитов на размещение отходов | лимиты на размещение отходов | лимит отходов | лимит образования отходов | нормативы и лимиты на размещение отходов | ПНООЛР в рамках разработки проекта СЗЗ | паспорта опасных отходов | форма 2-ТП отходы | лицензия на обращение с отходами I – IV класса опасности | ПНООЛР для I и II категории НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) | охрана природы | ПНООЛР в рамках санитарно защитной зоны | как получить положительное решение по ПНООЛР | как разрабатывать ПНООЛР | экологическое сопровождение | разработка экологической проектной документации | вывоз отходов производства | ПДВ | предельно допустимые выбросы | НДС | ПЭК | лицензирование деятельности по обращению с отходами | нормативы размещения образующихся отходов | экологическое проектирование | НДВ

Начать дискуссию