(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94089881, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94089881, 'hit', window.location.href);

Адаптация важнее равновесия: другой взгляд на причины нарушений ментального здоровья

Что, если депрессия — это, в первую очередь, не болезнь, но закономерная реакция мозга на жизненные события?

Привет! Это Дмитрий Райз, автор проекта R153, в рамках которого я рассказываю об эффективном использовании мозга и способах повысить его производительность с помощью ноотропов и ментальных практик.

Часто именно специальные вещества и терапия помогают справиться с тревогой, усталостью или депрессией. Обычно мы воспринимаем эти состояния, как проблемы, с которыми нужно бороться. Но есть и другая точка зрения, согласно которой всё это — лишь реакция организма и попытка мозга адаптироваться под возможное будущее.

Лучшие медики Древней Греции верили, что функции тела и мозга зависят от баланса четырёх «жидкостей-гуморов». Слишком большое или маленькое количество хотя бы одной из них, по учению того времени, вызывало боль, дисфункцию или поведенческое и эмоциональное непостоянство.

Эта теория доминировала до XIX-го века, когда медики поняли, что «гуморизм» — по большей части чушь. Но они всё ещё верили в то, что здоровье зависит от какого-то телесного баланса.

Следующей большой теорией — «превалирующим объяснением принципа работы физиологической регуляции» с конца XIX-века до наших дней — стал «гомеостаз».

Вкратце, согласно теории гомеостаза у человеческого тела есть базовое состояние, которые оно стремится поддерживать. Его цель в постоянстве, а болезни и нарушения — следствия отклонений от «точек гомеостаза» или неудачных попыток тела вернуться к ним. Так гомеостаз показывает, что здоровое тело и здоровый разум созависимы.

Диабет первого типа часто приводится в качестве примера принципов работы гомеостаза. Недостаток инсулина вызывает опасные скачки уровня глюкозы в крови, а инсулиновые инъекции помогают восстановить баланс.

Но некоторые эксперты ставят под сомнению идею о том, что тело стремится сохранить какое-то предопределённое положение.

Гомеостаз завязан на сохранении одного и того же состояния, тогда как большая часть физиологических систем постоянно меняется и адаптируется к изменениям»

Джей Шалкин, Нейробиолог из Вашингтонского университета

Работа Шалкина посвящена новой концепции человеческого здоровья и функционирования организма — «аллостазу», или «стабильности в переменах». Согласно теории аллостаза, тело и мозг заточены под постоянное ожидание изменений и основанную на опыте адаптацию к ним, а не под поддержание баланса.

Например, уровни пищеварительных энзимов и энерготранспортных гормонов повышаются перед приёмом пищи. При этом масштаб повышения зависит от того, чем человек питается и когда. Если он обычно есть вредное и сладкое, рост количества энзимов и гормонов — в том числе тех, что способствуют плохому метаболизму и развитию диабета второго типа — произойдёт, даже если в процессе человек перейдёт на более полезные блюда.

Аллостаз рассматривает «болезни и нарушения» гомеостаза, как логичную реакцию на внешние события и стимулы — даже если у неё есть какие-то негативные эффекты. «Аллостаз учитывает окружающую среду, социальный контекст и нашу адаптацию к ним», — говорит Шалкин.

По его словам, гомеостаз слишком долго доминировал в медицине и её подходах к исследованиям и лечению. Изменив представление научного сообщества о работе мозга и тела, аллостаз может сделать медицинское образование полезнее, особенно когда речь идёт о ментальных состояниях вроде тревоги и депрессии. «Нам необходима теория вроде аллостаза, которая будет принимать во внимание, как мы адаптируемся к изменениям в нашей жизни или проваливаемся в попытках это сделать», — говорит Шалкин.

Аллостаз и ментальное здоровье

Тревожные расстройства, депрессия и другие ментальные проблемы часто описываются, как результат химического дисбаланса в мозгу. Этот «гомеостазный» подход процветает десятилетиями и служит основой современной фармакологии. Корректировка дисбаланса — например, повышение уровня серотонина — улучшает настроение и внимание.

Но у сторонников аллостаза другое мнение на этот счёт. Хотя ментальные проблемы ассоциируются с повышенными или пониженными уровнями нейромедиаторов, нет убедительных доказательств, что именно эта нестабильность их вызывает. «Лекарства слепо модифицируют системы, которые попросту нам непонятны», — говорит Питер Стерлинг, профессор нейробиологии из Пенсильванского университета и автор What is Health? Allostasis and the Evolution of Human Design.

По его словам, хотя такая модификация часто помогает облегчить симптомы, она ничего не делает с изначальными причинами проблем. Изменение уровней нейрохимикатов может навредить другим аспектам настроения и сознания, а в некоторых случаях — даже паранойю, злость и другие негативные эффекты.

Стерлинг и его покойный коллега Джозеф Эйер придумали термин «аллостаз» и развивали и оттачивали эту модель на протяжении 30 лет. По словам Стерлинга, главное отличие аллостаза от гомеостаза — понимание того, что мозг и тело постоянно пытаются предугадывать и адаптироваться, изменяя человеческое сознание и поведение. «Для мозга самый эффективный способ управлять телом — знать заранее, что ему пригодится», — говорит Старлинг.

Концепция аллостаза объясняет, почему человек, чья жизнь наполнена стрессом, может сильно волноваться и испытывать явления вроде повышенного давления, учащённого сердцебиения и расстройства желудка даже тогда, когда ему ничего не угрожает. Вместо возвращения в исходное состояние, которое предлагает гомеостаз, мозг адаптируется на основе опыта.

В своей работе Старлинг объясняет, как «аллостазное» понимание мозга и тела может помочь в поддержании ментального здоровья. Правильная медитация осознанности, когнитивно-поведенческая терапия и другие немедикаментозные программы, призванные привести к конструктивным мыслям, желаниям и осознанному поведению используют механизмы адаптации мозга в лечебных целях.

По словам Стерлинга, меняя жизненный опыт, люди могут перемоделировать собственные «микросхемы», чтобы облегчить ментальные трудности.

Концептуальная встряска

Не всем нравится идея аллостаза. Некоторые эксперты говорят, что это просто реорганизация и «ребрендинг» концепций гомеостаза. Другие считают эти споры лишь семантическим развлечением, которое мало относится к здоровью и медицине. Но многие согласны с тем, что необходимы новые модели восприятия здоровья. Особенно ментального.

Питер Киндерман, профессор клинической психологии Ливерпульского университета считает, что современный язык обсуждения ментальных проблем демонизирует логичные и предсказуемые реакции на жихненные ситуации. Возможно, лучше относиться к некоторым трудностям, как к опыту, а не нарушению.

Например, во время пандемии появилось больше людей с признаками депрессии и тревоги. Реакция на угрозу близким и социуму — это не «дисфункция в биологии мозга». Так что описание подобных проблем более подходящим языком помогло бы людям двигаться дальше, а не просто бороться с проблемами.

Эти концептуальные дебаты вряд ли прекратятся в ближайшее время, и это лишь часть споров о том, как современная жизнь бьёт все рекорды по количеству ментальных заболеваний и экзистенциальных проблем.

«Гомеостаз не объясняет, почему половина населения планеты страдает диабетом или ожирением, или большое количество «смертей от отчаяния, — говорит Старлинг, — Г думаю, что мы слишком многое взваливаем на тело и очень требовательны к механизмам, которые не сломаны, а просто непонятны нам до конца». По его словам, развитие «аллостазной» модели функционирования организма может помочь нам с перечисленными проблемами, случаев которых становится всё больше.

Спасибо, что дочитали до конца! Расскажите в комментариях, что вы думаете о теории аллостаза. Может быть у вас есть своё мнение на счет того, какие причины у ментальных болезней?

А если вы хотите узнать больше о том, как работает мозг и как улучшить его работу с помощью ноотропных веществ и не только, подписывайтесь на мой Telegram-канал и группу ВКонтакте.

Там выходят короткие посты о разнообразных комплексах, веществах и практиках, а также анонсы таких больших статей.

0
2 комментария
Киприан Лейн

Какие-то агностики от мира медицины.
Вот есть болезни, а есть механизмы адаптации, а где между ними можно провести черту аллостазеры, похоже, объяснить не могут.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бацман

Развитие это всегда вперёд. Так что однозначно надо менять подход. В медицине он особенно часто меняется, чаще в лучшую сторону. Но идеального конечно не будет, ибо перфекционистов не хватает в нашей жизни.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда