{"id":9208,"title":"\u0412 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u0445 \u043d\u0430 vc.ru \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u0442\u0438\u043a\u0435\u0440\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=9208&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/326527-lyubite-rugat-servisy-vk-etot-tekst-dlya-vas&placeBit=1&hash=032d65c70fe5fc63c371cf935d9281ebe7529d9359ff65d7499233043c93d674","isPaidAndBannersEnabled":false}
INVESTORO

Проблемы и риски венчурного рынка: взгляд из первого ряда

Цикл статей по основным темам курса по венчурным инвестициям на ранних стадиях SEED ANGELS и Академии Первых. Венчурные инвестиции: риск vs доходность. Спикер и лектор – Сергей Топоров, партнер венчурного фонда Leta Capital.

Сергей Топоров, партнер LETA Capital INVESTORO

Венчур – это не наука: для корректного анализа и прогнозирования рынка никогда не хватает данных. Отличие опытного венчурного инвестора от начинающего состоит в том, что первый уже терял деньги. И теперь чуть лучше понимает куда можно, а во что не нужно инвестировать.

Зачем люди идут в столь высокорисковый сектор?

Венчурные фонды получают со своих портфелей 20-30% годовых в долларах в долгосрочном периоде, что уже неплохо. Плюс есть вероятность сорвать джекпот и получить десятикратные возвраты на инвестиции. Также вы входите в клуб венчурных инвесторов, что позволяет получить массу полезных связей и сильно укрепить свою репутацию. Постоянно работаете с компаниями и людьми, которые могут или уже меняют современный мир. Обратная сторона – вы всегда находитесь в зоне риска и вынуждены мириться с тем, что любая молодая компания ведет себя как ребенок и обожает генерировать проблемы.

В новостях стартапы постоянно превращаются в единорогов за 3 года. А теперь подумаем, почему это попало в новости? Возможно, потому что это необычный случай, достойный упоминания. На практике, чтобы построить хорошую компанию надо не меньше 5 лет, для появления крупного игрока – уже 8-10.

INVESTORO

Никто не сможет дать ответа на вопрос "как не потерять деньги", занимаясь венчурными инвестициями. Вероятность полной потери достигается диверсификацией портфеля. Когда есть всего одна или две любимые компании, в которые инвестор готов вкладываться несмотря на все тревожные звоночки, риски возрастают в разы.

Displair, одна из ранних инвестиций Leta Capital, разрабатывала голографический экран с мультитачем на базе водной взвеси. Несмотря на все усилия нас и команды, в результате проект закрылся и мы потеряли достаточно серьезные инвестиции. Но это именно тот опыт инвестирования в сносящие крышу технологии, который я ни на что бы не променял.

Сильная команда – 50-70% успеха стартапа. Из моего опыта могу сказать без каких трех компетенций просто невозможно обойтись. Во-первых, в компании должен быть очень сильный продавец, который умеет презентовать и продать продукт, даже если его еще нет. Во-вторых, должен быть человек, который сумеет выпустить, хотя бы с временем то, что обещал продавец. В-третьих, все это должно подкрепляться неослабевающими амбициями и постоянной мотивацией от лидера проекта.

Одна из ключевых проблем работы со стартапами – неполная и искаженная информация. Основатели искренне заблуждаются в своих оценках, проектах и планах. Включают “фильтр восприятия” – видят мир в ключе, в который сами верят. Это неплохо, это как раз тот момент, который позволяет строить что-то действительно большое, несмотря на массу рисков, поджидающих на пути. Поэтому когда вы будете смотреть стартап из 5 человек, будьте готовы к тому что, все цифры которые они вам показывают – взяты просто у них из головы.

Еще у них нет времени на создание внятной бизнес модели, оформление отчетности, патентов, налогов и прочего. Стартапу надо делать и продавать продукт. Расширение штата, появление недостающих специалистов – все это появляется и упорядочивается со временем. Но на первом этапе инвестирования именно ваши знания, опыт, связи должны замещать недостающие компетенции и работать на активное развитие компании.

Сергей Топоров, LETA Capital INVESTORO

Известный риск инвестиций на ранних стадиях – размытые юридические соглашения. Вместо того чтобы вкладывать ресурсы в тщательное оформление всех правовых документов, стартапы и инвесторы предпочитают направить их на разработку и продвижение. Как показывает практика, это вполне допустимо. У предпринимателя как правило остается контрольный пакет и полное право управлять. Но важно прописать формат и выстраивание долгосрочных отношений, чтоб защитить свою позицию.

Ваша доля в стартапе будет уменьшаться с каждым раундом. Когда вы проинвестировали в компанию по оценке $1 млн, а спустя пару лет всю компанию выкупили за $100 млн, то это вовсе не значит, что вы умножились в 100 раз. С размытием доли, привилегиями крупных акционеров и прочих нюансах может оказаться, что прибыль будет скромной или вообще выйдете в ноль.

Особенность венчура – долгие периоды отсутствия ликвидности у ваших активов. То есть, допустим, что стартап стабильно растет, генерирует прибыль и имеет прочное финансовое положение. Но парадокс в том, что возможно это плохая инвестиция, которую сложно быстро продать с большими мультипликаторами. А в идеале венчур ранних стадий нацелен на доходность в десятки раз, а не на 50-60% в год. В российских условиях с ликвидностью все еще печальнее – в отличие от США у нас не принято активно продавать-выкупать доли инвесторов на ранних стадиях, то есть выходить в кэш пораньше.

К примеру, у вас лидер локального рынка среднего размера с выручкой в $5-10 млн. в год, очень хорошо зарабатывает и платит хорошие дивиденды, но у основателя нет мотивации еще 5 лет инвестировать всю прибыль в рост, чтобы довести капитализацию хотя бы до $100 млн. Так что формально это, наверное, даже не стартап.

Нельзя осуждать такой подход – спустя несколько лет напряженнейшей работы над стартапом не может не возникнуть мысль о том, сколько уже можно? Пора чуть снизить темпы или вообще выйти и получить наконец свои деньги, пусть и не такие большие, как планировалось. На практике лучшие результаты показывают нетипичные люди с запредельной целеустремленностью, которые не хотят и не могут останавливаться. Именно на таких основателях венчур получает свои х10 и х100.

Сергей Топоров, LETA Capital INVESTORO

Есть класс серийных предпринимателей, у которых аппетит приходит во время еды. Первую компанию продали за миллион, вторую – за десять, третью намерены продать за сто и так далее. Но на ранней стадии у амбиций должно быть разумное подкрепление – если планка непомерно завышена, есть риск, что люди не совсем понимают рынок и результата может не получиться вообще.

У нас в портфеле есть IntelliBoard, основанная нашим соотечественником, переехавшим в США. Когда мы инвестировали, у человека были амбиции построить компанию на $30-50 млн и продать ее. Когда компания начала расти, пошли вверх и амбиции, и теперь речь о менее чем 100 миллионах даже не идет.

Важно помнить, что ваши инвестиции и ваши отношения со стартапами влияют на репутацию. Как у инвестора у вас есть сильное влияние на стартап, но если злоупотреблять ею, например увольнять, идти на жесткие меры, давить на акционеров, то вскоре вполне можете прослыть инвестором, с которым большинство стартапов предпочтут на связываться. Иногда проще списать деньги, чем пытаться их спасти в ущерб испорченной навсегда репутации.

Только собрав портфель успехов и неудач, начинаешь понимать механизм работы со стартапами. Потеряв инвестиции на реальных историях, начинаешь чувствовать нюансы и видеть скрытые риски. Для бизнес-ангелов, которые все еще занимаются чем то, кроме инвестиций, этот опыт часто оказывается невероятно полезным – является самым свежим на рынке и его можно и нужно монетизировать.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
«Циан» запретил сдавать квартиры «только славянам»: теперь на сайте нельзя указывать расовые предпочтения Статьи редакции

Отредактировать объявления необходимо до 1 февраля 2022 года.

«Бизнесом чуть-чуть занимаюсь, чтобы не закиснуть мозгами»: Олег Тиньков рассказал о продолжении борьбы с лейкемией Статьи редакции

Бизнесмен считает, что победить болезнь окончательно невозможно.

Олег Тиньков
9 декабря банк «Открытие» и Яндекс.Бизнес проводят очередное бизнес-шоу «Цифровая эволюция бизнеса»

Тема шоу — как компаниям малого и среднего бизнеса продвигать продажи и завоевывать новую аудиторию покупателей через онлайн-каналы

Получить 5% от доходов будущего Илона Маска: зачем компании инвестируют в конкретных людей Статьи редакции

Венчурная компания Slow Ventures в ноябре 2021 года вложила $1,7 млн в YouTube-блогера из России Марину Могилко. Всего инвесткомпания выделила $20 млн для поддержки создателей контента — её генеральный партнёр Сэм Лессин рассказал The Information об условиях таких сделок и своих ожиданиях от них.

Марина Могилко с наградами за миллион подписчиков на Youtube marinamogilko.co
Глава СберМаркета Асан Курмангужин запустил подкаст Asan Talks в YouTube

В выпусках Асан берет интервью у топ-менеджеров крупных компаний и обсуждает вопросы саморазвития и лидерства

«У одного человека — половина спутников в мире»: Европейское космическое агенство обвинило SpaceX в монополии в космосе Статьи редакции

Илон Маск устанавливает собственные правила — это может мешать конкуренции, считает глава исследовательской организации.

vc.ru превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что vc.ru превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

«Перекрёсток» начал тестировать мини-магазины «Джем» с самыми популярными товарами, кафе и Wi-Fi Статьи редакции

X5 Group уже тестировала мини-магазины «Перекрёсток Экспресс», но в 2018 году начала закрывать их из-за низких продаж.

Точка добавила вебхуки в API

Клиенты смогут получать моментальные уведомления о своём бизнесе.

OPS-инструкция для стартапа по доставке: как выжить и наладить операционку

В преддверии первой годовщины запуска сервиса гиперлокальной доставки Прямиком, который развивает наша компания, вспомнили с ребятами из операционного отдела, как всё начиналось. Андрей Резник, региональный менеджер Master Delivery, и Анатолий Голованец, старший менеджер по франчайзингу, собрали ТОП-5 советов для тех, кто сейчас в самом начале.

Как столярная мастерская из Рязани начала продавать товары по всему миру

И прошла путь от мебели ручной работы к деревянным игрушкам.

null