Блок-Схема бизнес-процесса обработки сделок по продаже, установке и монтажу подвесных потолков

Разбираем блок-схему бизнес-процесса по обработке сделок.

Стадии сделки:

  1. Заключить договор.
  2. Договор подписан, счет отправлен.
  3. Оплата за материалы поступила.
  4. Материалы закуплены.
  5. Дата начала работ согласована.
  6. Монтаж назначен.
  7. Работы завершены.
  8. Оплата получена, работы приняты.
  9. Сделка не успешная.

Участники процесса (ресурсы)

  1. Роботы.
  2. Менеджер.
  3. Сборщик.
  4. Руководитель ОП (отдела продаж).

Описание схемы:

Старт БП (ручной), так как менеджер закрывает положительный лид переходом в соответствующий статус вручную и только потом автоматически создается новая сделка.

  1. Менеджер заполняет обязательные поля:
  2. Контакт или компания
  3. Сумма и валюта.

Если включен блок обучения, то робот создает соответствующий комментарий с пояснениями, инструкцией, ссылками и видеороликом при переходе сделки в каждую последующую стадию или при затруднениях, возникающих у сотрудников.

Параллельно:

  1. Менеджеру ставится авто задача «Подписать договор»-(чек-лист: оформить, согласовать, подписать, выставить, вручить или отправить счет). Бизнес-процесс ожидает завершения задачи.
  2. Включается пауза 24 часа и если менеджер в течении этого срока не завершит поставленную задачу, то по истечении паузы будет поставлена контрольная автозадача начальнику отдела продаж разобраться в причинах превышения крайнего допустимого регламентом компании срока оформления документа.
  3. Подобные контрольные задачи ставятся системой после каждого ключевого статуса сделки. Они полностью аналогичны, отличаются только величиной паузы и содержанием чек-листа, привязанного к конкретному разделу сделки. По этой причине подобные задачи далее в схеме рассматриваться не будут.

Если менеджер отработал чек-лист и закрыл задачу –«подписать договор», то Менеджер закрывает задачу.

  1. Сохраняет электронную копию подписанного договора в карточке сделки.
  2. Вручную (согласно сценария) переводит сделку в статус «Договор подписан, счет отправлен».
  • Система ставит менеджеру следующую атозадачу «Связаться с клиентом и уточнить дату предоплаты».
  • Ожидание поступление денег – предоплата за материалы. В нашем примере отсутствует интеграция с 1С и автоматическое оповещение поступления денег. В установленном в компании порядке менеджер сам или от сотрудника бухгалтерии узнает о поступлении денег на счет. Вручную закрывает свою задачу и переводит сделку с статус «оплата за материалы получена». В автоматическом режиме переход в эту стадию осуществляется системой после подтверждения от интегрированной системы без участия сотрудников компании. Все действия в этой стадии сделки совершаются с комментариями, которые фиксируются в информационной части карточки сделки.
  • Менеджеру ставить очередная задача – осуществить закупку необходимых материалов, обеспечить их доставку, постановку на учет и выдачу сотрудникам монтажной бригады по установленным правилам компании. Задача на время прерывает действующий бизнес-процесс и закрывается только после выполнения всех пунктов чек-листа задачи. Крайний срок планируемый срок завершения этой операции +3 рабочих дня с момента постановки задачи. После закрытия задачи менеджер вручную переводит сделку в стадию «Материалы закуплены».
  • В новой стадии менеджеру ставится задача «Согласовать дату и время проведения работ» с клиентом, в соответствии с датой зарезервировать ресурсы и плановый выезд монтажной бригады с учетом рабочего графика компании. Менеджер записывает согласованную дату в соответствующее поле карточки сделки, закрывает задачу и переводит сделку с стадию «Дата начала работ согласована».
  • При переходе в стадию «Дата начала работ согласована», робот запускает программу проверки запланированной даты выезда по следующим параметрам:
  1. Не просрочена ли дата (может быть она уже прошла)?
  2. Забронирован ли мастер на эту дату для обслуживания данного заказа?
  3. Если робот обнаружит ошибку, то он вернет сделку на предыдущую стадию и поставит задачу менеджеру устранить досадное недоразумение и повторно провести процедуру согласования и бронирования монтажников.
  4. Если на этой стадии робот ошибок не обнаружит, то за день до начала работ он поставит задачу менеджеру связаться и подтвердить готовность клиента в соответствии с договоренностью принять монтажников.
  5. В случае если что-то пошло не так и клиент просит перенести срок, то оговаривается новая дата, а сделка возвращается на стадию «Дата монтажа согласована».
  6. Если клиент подтвердил свое согласие, то менеджер закрывает задачу, переводит сделку в стадию «Монтаж назначен», а робот отправит клиенту SMS в котором его уведомят о достигнутой договоренности.
  • После перехода в стадию «Монтаж назначен» сотрудник компании – мастер обеспечивающих эту часть работы получит автозадачу с подробным чек-листом, полными сведениями о заказе, времени, месте, условиях монтажа, материалах, пакет бухгалтерских документов и контактные данные клиента для координации дальнейших действий.
  • После выполнения всех договорных работ монтажник-сборщик закрывает задачу. Менеджер получает от системы уведомление о завершении работ и необходимости связаться с клиентом, выяснить мнение клиента о результатах и качестве работ.
  • Если все обязательства компании перед клиентом выполнены и клиента нет претензий, то завершается стандартная процедура оформления и подписания актов, а менеджер принимает работу сборщика и «задача снимается с контроля.
  • Дальше по сценарию система ставит менеджеру задачу убедится в том, что оплата за выполненные работы от клиента получена. Процедура выполняется согласно действующих правил компании в зависимости от конкретной ситуации.
  • После поступления денег задача закрывается, и сделка переводится в конечную стадию «Оплата получена, работы приняты».
  • Сделка благополучно завершена.

Почему в нашей схеме переходы на стадии сделки осуществляются вручную, а не автоматически после завершения задач?

  • На этапе внедрения и обучения сотрудников наша главное цель добиться осознанной работы и действий от сотрудников, выработать в них устойчивые навыки и культуру работы в CRM.
  • На некоторых стадиях сделки возможны отклонения от графика и регламента. Например, клиент тянет и не согласовывает дату монтажа, роботам трудно объяснить ситуацию когда клиент говорит перенесем «да, нет, наверное на завтра» и это вторая важная причина такого решения.

С уважением, Лаборатория автоматизации «‎LOG [IN] OFF»

372372 открытия
Начать дискуссию