Франшиза: смотри в оба!

Андрей Саунин
Андрей Саунин

Я замечаю, что очень много рекламируют разные франшизы. Чуть ли не как стопроцентный вариант экономической свободы.

Франшиза состоит из договора коммерческой концессии, бизнес-планов, программного обеспечения и повседневной операционной деятельности.

Франшиза — это история про партнерство.

Что всегда связано с предпринимательскими рисками и перспективой несения убытков.

Убытки могут быть непредвиденными, могут быть из-за недобросовестности партнера, и могут быть неочевидными (форс-мажорными).

Один из примеров реальной жизни. Предприниматель Женя купил франшизу и открыл по ней ресторан, а через некоторое время решил, что продавец Доминик его обманул, так как он терпит убытки.

Предприниматель перестал платить роялти.

Женя обратился в суд, заявив, что по факту Доминик его обманул, предоставил ложную информацию о предстоящем бизнесе, а также, что уже после заключения договора Доминик принуждал его совершать необоснованно крупные расходы, а также снижать цены на продукцию.

Суд рассмотрел дело и пришел к выводу, что доводы Жени несостоятельны. Нет доказательств, что Женя получил убытки и что финансовая модель Доминика нерабочая. Да и предсказать точный размер трат невозможно.

А теперь посчитаем, во что вылилась Жене франшиза.

1. Паушальный взнос – 17500 долларов США.

2. единовременные расходы на рекламу 5000 $.

3. Роялти и рекламные расходы — примерно 18 тыс. рублей ежемесячно.

4. Закуп продукции примерно на 600 тыс. рублей ежемесячно.

5. 375 тыс. рублей за лицензию на ПО и 600 долларов за его годовое обслуживание.

6. Неустойка и проценты за пользование денежными средствами в размере около 1 млн (!) рублей.

А выручка при этом 400 тыс. рублей.

Кстати, бизнес Женя начинал на кредитные деньги.

Вывод простой: либо он не читал договор, либо неправильно понял смысл франшизы и не было того, кто бы ему разъяснил все нюансы. Увы, но франшиза — это не волшебная палочка.

Начиная свой бизнес по франшизе или без нее, нужно понимать, что предпринимательский риск есть в любом деле. И не нужно вестись на красивые картинки и яркие слова. Помните: тот, кто продает франшизу, думает прежде всего о себе. Вот и вы о себе подумайте: все тщательно проверьте, проанализируйте.

Или вы думаете, что кто-то за вас выполнит работу, а вы придете и будете снимать сливки? Так не бывает. Бизнес — дело жесткое, привлекать консультантов и продумывать различные решения, потом их взвешивать, правильно оформлять и закреплять, а доверять тут нужно только себе.

Было ли у вас в жизни что-то похожее? Если у вас произошел случай, аналогичный описанному выше, прошу поделиться своим мнением.

44 показа
5858 открытий
Начать дискуссию