Слияние Магнита и Дикси, Ленты и Биллы: что это значит для розничного рынка

Недавние слияния Магнита и Дикси, Ленты и Биллы красноречиво говорят о том, что на рынке ритейла наметился тренд не на органический рост, а рост путем поглощений. А вот почему так происходит и что это значит для отрасли – самое интересное. Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ритейле поделился своим мнением по этому поводу.

Что это значит для рынка

В ритейле происходит постепенное возвращение привычного покупательского поведения и образа жизни, при котором важным является физическое общение и контакт при выборе товаров. Кроме того, за последние годы резко возросли затраты на привлечение покупателя через интернет, что фактически сравняло эти затраты с аналогичными показателями для «каменных» магазинов. Все это с учетом постоянной потребности ритейла в расширении покупательской аудитории, приводит последнего к наиболее привычным и проверенным способам – к росту числа торговых точек.

Тем не менее, за последние годы наблюдалось сокращение возможностей для органического роста, в том числе из-за отсутствия свободных подходящих площадей. Поэтому вполне логичным представляется другой проверенный способ роста, позволяющий быстро перераспределить доли рынка – сделки слияний и поглощений. Примерами сделок M&A как раз являются недавние слияния Магнита и Дикси, Ленты и Биллы. При этом происходящая консолидация рынка также направлена и на поддержание растущей доли продаж через канал электронной торговли: расширение количества базовых физических точек продаж позволяет не только поддержать затухающий рост электронной коммерции со спадом пандемии, но и увеличить физический объем продаж через этот канал сбыта. Поглощаемые компании также представляют отработанную логистическую модель, включая РЦ. А также увеличивают «закупочную силу» розницы при обсуждении условий с поставщиками.

Слияние Ленты и Биллы сигнализирует о дальнейшем уходе с отечественного рынка крупных западных игроков. В начале 2000 годов часто можно было слышать, что иностранные компании задавят локальных игроков, однако все получилось наоборот. Вспомним историю Carrefour, WalMart или недавний уход Castorama. Отсутствие западных игроков со своими процессами, культурой и менталитетом означает, что отрасль постепенно лишается мирового опыта, технологий и инвестиций. А ведь именно разнообразие технологий и культур ведения бизнеса является одной из основ развития отрасли, которая демонстрирует таким образом еще один сигнал о грядущей стагнации.

Покупка Дикси Магнитом привела не только к смене лидера отрасли (Х5 переместился на второе место), но и к усилению роли государства в отрасли. Теперь кроме регулирования отрасли «сверху» государство получает дополнительную возможность влиять на нее изнутри.

Что это значит для покупателя

Для покупателей и поставщиков торговых сетей в долгосрочной перспективе их объединение, в виде сделок слияний и поглощений, или создание консорциумов по типу «Восточного союза», не является положительным процессом. Консолидация рынка ведет к его постепенной монополизации, что приводит к ухудшению условий конкуренции и закономерной стагнации бизнеса. Конкуренция в виде игроков электронной коммерции является кажущейся: консолидация и сокращение конкуренции происходит и в этом канале продаж. В итоге процессы консолидации и монополизации затрагивают отрасль в целом. На текущий момент, по данным Минпроторга, ТОП-10 крупнейших российских продуктовых ретейлеров консолидируют 25% розничного рынка (в Германии 71%, в США 46%).

Что это значит для рынка труда

Недавние слияния приведут к сокращению рабочих мест ввиду грядущей оптимизации и реорганизации. При этом, на мой взгляд, вряд ли этот факт подстегнет рост безработицы: пандемия привела к росту вакансий на рынке труда в целом за счет оттока иностранной рабочей силы, а спад пандемии и возвращении экономики в нормальное русло в моменте увеличил спрос на персонал. Однозначно востребованными в ритейле окажутся квалифицированные специалисты, технологи и носители знаний.

Что это значит для ИТ-отрасли

Объединение торговых сетей конечно же сопряжен и с консолидацией ИТ-мощностей обоих предприятий. Собственно, сам процесс поглощения и грядущего ребрендинга потребует больших ресурсов на модернизацию ИТ-инфраструктуры. При этом, годами складывавшиеся ИТ-ландшафты ритейлеров сейчас диктуют им зачастую неэффективные управленческие цепочки. И именно объединение может стать отличным поводом построить ИТ-ландшафт по-новому – так, чтобы он был гибким, адаптивным и готовым к дальнейшим изменениям, масштабирования и другим вызовам.

Для обеспечения перехода на новую парадигму управления цифровым предприятием мы используем специализированную технологическую платформу цифровой трансформации. Она была опробована и успешно функционирует в ряде отечественных компаний в логистике, ритейле и машиностроении. Архитектурно она может быть реализована различными способами, в том числе с использованием микросервисных платформ, как проприетарных, так и на базе, в том числе, свободного ПО. А это – плюс с точки зрения импортозамещения и сокращения цены владения. Почувствовать положительный эффект от внедрения можно даже опробовав систему на одной или нескольких бизнес-функциях. Например, для задач логистики или управления онлайн-дистрибуцией.

А что дальше

Покажет время. Ритейл – одна из наиболее динамично меняющихся отраслей. Строить планы даже на 5 лет вперед – затруднительно. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому уверенно могу сказать, что ритейлерам нужно сохранять подвижность. А с все более сильным проникновением цифровизации, появлением на рынке новых ИТ-решений – крайне важно строить грамотный плацдарм для ИТ-инфраструктуры.

2020
33 комментария

важным является физическое общение и контакт при выборе товаров

Влажные мечты

12
Ответить

Ага. Они всегда "экспертно" объясняют, что покупателю важно живое общение с продавцом, у которого план продаж на каждый день.

1
Ответить

Ага. Очень я соскучился по продавцам из Дикси.

Ответить

"Недавние слияния Магнита и Дикси, Ленты и Биллы красноречиво говорят о том, что на рынке ритейла наметился тренд не на органический рост, а рост путем поглощений."

-Похоже автор только недавно в теме поглощений. Напомню что на рынке РФ бесспорным лидером по количеству сделок М&А является и всегда являлся Х5. По этому, я честно усомнился в вашей компетенции и выводах которые вы указали в статье.Хоть бы подготовились.
Вы только сейчас увидели тренд, который идет ещё с кучерявых годов, по этому огребайте критики

3
Ответить

Недавно рядом с домом закрылся магазин Макси, который очень нравился местным жителям. Вместо него теперь Перекресток, причем прямо через дорогу уже есть один Перекресток! вот откуда ноги растут - слияния и поглощения, ну и просто выдавливание с рынка....

1
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить