{"id":13660,"url":"\/distributions\/13660\/click?bit=1&hash=829c3f4bd5611858ea9456b55832e0254413f056f0bd8b6fa3b9fccae541092c","title":"\u041b\u0438\u0434\u0435\u0440\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0442\u044c \u043b\u0438\u0434\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0433\u0434\u0435","imageUuid":"b21a2e96-c2cd-51bd-a6d9-39deeed48e3c","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ekaterina Tikhonova

Антикризисное управление для начинающих

Система антикризисного управления является важнейшей деталью механизма любого активного бизнеса. Развитие компании теоретически и практически подразумевает готовность к взлетам и падениям как внешним (экономическим, потребительским, конкурентным), так и к внутренним (командным, финансовым, психологическим и другим).

Соответственно, собственники, инвесторы, топ-менеджеры, впрочем, как и хорошие управленцы любых уровней, должны быть подготовлены к управлению компанией не столько в ситуации стабильного роста и наращивания оборотов деятельности (на чем сосредоточено большинство теорий менеджмента), а скорее к деятельности в условиях нестабильности и шаткости бизнес-процессов. Исключительно потому, что современный мир полон вызовов и меняется порой с катастрофической для коммерческих и некоммерческих организаций скоростью, что мы сполна прочувствовали во время первой волны пандемии. И объективно готовимся к повтору.

По факту такие тренды, как диджитализация экономики, внедрение искусственного интеллекта, проблемы сохранения окружающей среды, предполагают быструю реакцию компаний, изменение бизнес-процессов, а также умение публично лавировать в ситуациях кризиса. При этом кризис может быть как финансовым, так и коммуникационным или имиджевым.

Почему же здесь прозвучало слово «публично»? Все довольно просто: еще одним интересным трендом последних лет стало раскрытие информации, когда многие компании решили «стать ближе к клиентам» и уже не так боятся афишировать внутреннюю кухню бизнес-процессов, активно внедряя тот же комплаенс. Конечно, многое по-прежнему решается и реализуется за закрытыми дверями, однако потребители намного лояльнее относятся (фактически позволяют на себе зарабатывать) к тем, кто старательно выстраивает имидж максимально открытой и готовой к диалогу компании, делящейся большим количеством полезной информации.

Основываясь на своем 13-летнем опыте работы в коммуникациях, я всегда стараюсь выстроить совместно с коллегами такую систему антикризисного управления, которая будет четко функционировать не только внутри компании, но и выдавать корректную и нужную здесь и сейчас информацию вовне клиентам, журналистам, госструктурам, инвесторам и другим заинтересованным лицам.

Антикризисное управление включает в себя диагностику, общую стратегию, психологию антикризиса в разрезе конфликтологии, а также аналитику, финансовое управление, внешние и внутренние коммуникации, командную работу и безопасность. Немалый фронт работ, учитывая, что в современном мире легкость — это продающая ценность. Легко не будет, однако практика последних лет показала, что отстроенная система АУ позволяет компании экономить немало ресурсов, нервов и денег.

Немного истории

Кризис (от древнегреческого κρίσις — решение, поворотный пункт) — переходное состояние, переворот, слом или перелом, пора непредсказуемых ситуаций, выявляющих диспропорции и скрытые конфликты.

Не существует как таковой истории возникновения АУ, ведь любой процесс и есть по сути своей кризис. Процесс — это изменение, а изменение — тот же кризис. С процесса создания мира начинается Библия, разве это не кризисное изменение?

Тот же Николло Макиавелли в своем произведении «Государь», написанном около 1500 года, учит в том числе приемам избежания кризисов. А этот великий трактат основан на многовековом глобальном опыте философов и управленцев высочайшего уровня.

Если же говорить о более приближенной по времени к нам истории, существует британский стандарт BS 11200: 2014. Crisis management. Guidance and good practice, в свое время систематизировавший терминологию и структуру кризиса как такового. Но надо понимать, что основное внимание в этом документе уделяется все же корпоративным рискам, приводящим к значительным стратегическим угрозам для компаний. Международный же стандарт антикризисного управления на данный момент находится в разработке.

Теория кризиса

Какими же бывают кризисы? Самыми распространенными в современном мире на данный момент являются:

● Экономические или финансовые кризисы

● Экологические катастрофы

● Технологические кризисы

● Политические конфронтации

● Социальная недоброжелательность

● Организационные проступки

● Насилие

● Слухи

● Террористические атаки/техногенные катастрофы.

Абстрагируясь от философских мыслей о том, что каждый кризис несет в себе не только разрушение, но и рождение чего-то нового, можно выделить вполне утилитарные функции:

1) устранение устаревших и исчерпавших свой потенциал частей/элементов текущей системы/организации/процесса;

2) создание условий для появления/выявления/внедрения/ утверждения новых элементов обновленной системы/организации/процесса;

3) проверка на прочность частей/элементов старой системы/ организации/процесса перед переходом к новой системе.

Выше были упомянуты типы кризиса, причем первым был кризис экономический. Если говорить об антикризисном управлении, то зачастую им является именно управление финансовое, направленное на предупреждение, преодоление плачевных для организаций финансовых ям, а также на минимизацию негативных финансовых последствий. Система выравнивания и восстановления денежного равновесия компаний, — пожалуй, самый частый запрос к антикризисному управлению в текущий момент, что скорее всего связано с бурным и часто взрывным ростом бизнеса во всем мире и соответствующим ускорением всех бизнес-процессов за счет технологий. И, конечно, с не менее резкими падениями активности.

Глобально антикризисное финансовое управление любой организацией направлено на решение следующих важных задач:

1. своевременное предсказание и диагностирование предкризисного финансового состояния;

2. разработка и принятие превентивных мер по предупреждению финансового кризиса или снижению его последствий;

3. устранение неплатежеспособности компании;

4. возвращение финансовой устойчивости;

5. предотвращение банкротства и ликвидации компании;

6. минимизация всех последствий финансового кризиса.

Подробнее структура анализа финансового состояния будет описана в следующей статье, но уже сейчас следует отметить, что именно такой анализ является важной частью или даже основой системы АУ и помогает в принятии таких важных решений, как сжатие предприятия (company contraction — сокращение объема операционной и инвестиционной деятельности для снижения потребления собственных финансовых ресурсов) или запуск процедуры банкротства.

Антикризисное управление в РФ

В России своя, можно сказать, особенная история антикризисного управления, постоянная историческая и экономическая нестабильность всегда явно тому способствовала. Особенностями антикризисного управления у нас является, прежде всего, невероятная его востребованность и непреходящая актуальность, но вместе с тем до определенного момента общая не синхронизированность теории и практики. Например, возьмем уровень государственного управления в регионах России. Тема кризиса там довольно актуальна, она остро стоит перед властями. С момента введения санкций развитие бизнеса замедлилось, связанный с этим кризис явно и не первый год вредит экономике страны, то есть здесь и сейчас где-то происходит формирование, а где-то уже и совершенствование системы антикризисного управления в социально-экономических системах страны.

О.Капицкая в своей статье «Антикризисное управление в регионах РФ» приводит хороший пример организации деятельности по антикризисному управлению на региональном уровне:

Организация деятельности по антикризисному управлению О.Капицкая

Если же говорить о ведении бизнеса, то в РФ сложилась определенная совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих процесс анализа финансово-экономического состояния организаций при банкротстве. Во-первых, это Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» , а во-вторых, с десяток подзаконных нормативно-правовых актов, принятых в дополнение к закону. Часть из них утратили силу, но содержат полезную методологию для практикующих АУ. В общем-то все это полезно прочитать каждому владельцу бизнеса.

Что еще читать об антикризисе?

Подводя итог, можно сказать, что антикризисное управление — понятие очень широкое и совершенно не унифицированное. Можно ли его стандартизировать? Теоретически — да, практически — частично, но в общем и целом вряд ли. Можно ли выучиться на антикризисного управляющего в университете или на программе профессиональной переподготовки? Ответ будет таким же.

Как же тогда разработать и внедрить действительно работающую систему антикризисного управления? Исключительно при помощи полного и глубокого погружения в тематику компании и проблематику потенциальных кризисов.

И что эта система должна в себя включать? Это уже будет зависеть от специфики компании и потенциальных кризисов, но, как показывает текущая ситуация с эпидемией COVID-19, буквально заморозившей бизнес-процессы на глобальном уровне, включать нужно максимальное количество вариантов развития событий вне зависимости от того, готовится стратегия для госструктуры, крупного, среднего, малого бизнеса, НКО или другой структуры.

Екатерина Тихонова
руководитель проектов, специалист по антикризисным коммуникациям
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null