О CRM - мысли 16-18 года

В 16-18 году кому-то писал про автоматизацию процессов продаж.

Очень часто аббревиатура CRM используется как синоним «информационной системы» и применяется в тех случаях, где речь идёт об автоматизации поддерживающих бизнес-процессов, тех процессов, которые сопровождают и обеспечивают формирование добавленной стоимости. Признаком, по которому можно отнести информационную систему к классу CRM, является организация системы таким образом, при котором клиент становится главным объектом учёта системы, и работа строится на взаимодействии с клиентом. В российском сегменте существует общее понимание того, что CRM-система решает задачи исключительно продаж. Однако данное понимание достаточно поверхностно, ибо даже расшифровка аббревиатуры CRM рождает более глубокое и широкое понимание — (Customer Relationship Management) Управление отношениями с клиентами. Отношения – что-то про взаимность. Отсюда становится понятным, что CRM должна не только хранить, накапливать, обрабатывать информацию о клиентах, но и хранить действия, направленные на сближение с клиентом.

Ниже будут приведены условные подклассы CRM-систем фронт-офиса.

Процессы фронт-офиса — процессы компании, включающие непосредственный контакт с клиентом.

Процессы бэк-офиса — процессы, направленные на поддержание процессов фронт-офиса.

Sales Force Automation (SFA)

SFA — это как раз тот подкласс CRM-систем, который в русскоязычном сегменте называют просто CRM-системами. SFA предназначен для управления этапами продаж, автоматизации на уровне регистрации клиентов и ведения клиента по воронке продаж.

Customer Service

Customer Service увеличивают удовлетворённость уже существующих клиентов. Данный подкласс систем позволяет выстроить бизнес-коммуникацию, собирать информацию о проблемах продукта или оказываемых услуг. В российском сегменте одна из самых применяемых облачных Customer Service является zendesk - https://www.zendesk.com.ru/

Account-Based Marketing (ABM)

ABM отвечает на вопросы: кто ваша целевая аудитория? Чего она хочет? ABM создаёт персонализированный маркетинг — система выявляет потенциального клиента, затем его потребности и после этого направляет потенциального клиента на покупку. Все эти действия происходят в автоматическом режиме. Задачей Account-Based Marketing является взрастить клиента и передать его взращённые запросы на продажу.

Content Marketing

Content Marketing используется компаниями, которым нужно на регулярной основе создавать большой объём контента для продвижения своих услуг и создания предложений для своих клиентов. Задачами систем контент-маркетинга являются создание контента, распространение, управление. Управление контентом позволяет определить наиболее популярный контент, избавиться от непопулярного, это помогает вовлечь потенциальных клиентов, поддерживать контент с существующими клиентами, возвращать «спящих» клиентов.

Email Marketing

Системы, позволяющие коммуницировать с клиентом по e-mail каналу. Данный подкласс системы широко используется в связки c Sales force automation, Account-based marketing. В свою очередь, системы подкласса Email marketing достаточно самостоятельные и способны полностью автоматизировать работу в каннеле Email, благодаря базовым функциям:

  • построитель процессов;
  • конструктор писем;
  • A/B тестирование;
  • аналитика (показатели открываемой, сравнение писем, конверсия, статистика автоответчика, статистика обмена информацией в соцсетях, статистика по почтовым клиентам...).

E-Signature (у нас ЭДО)

Вы удивитесь, но юридические отношения с клиентами тоже относятся к отношениям с клиентами, хотя и лежат в юридической плоскости. Системы подкласса Е-Signature обеспечивают документооборот между контрагентами, юридически значимыми документами с использованием электронной подписи. В российской практике E-signature часто интегрируется с Sales force automation для отстройки сквозного бизнес-процесса, где принимают участие юристы, бухгалтерия, продажи… Самой распространённой системой в России является Такском-Файлер, Диадок, на Западе — DocuSign (Microsoft использует DocuSign для подписания юридически значимых документов со своими контрагентами) и Adobe Sign.

Event Management

Event Management помогает автоматизировать процесс проведения мероприятий. Как правило, Event Management включает набор функций, связанных с учётом и автоматизацией: планирование мероприятия (программа, затраты, место…), приглашение гостей, продажа билетов, контроль оплаты, создание лэндингов под мероприятие, email-marketing, аналитика результатов.

Social Analytics, Social Media Management, Social Media Monitoring

Подобные системы помогают взаимодействовать с вашим сегментом через социальные медиа. Системы отслеживают активность, популярность постов, активных пользователей, хештеги, мнения о вашей компании, товарах, услугах. Системы предназначены для SMM (Social media marketing). В России подобный подкласс CRM не очень распространён, а работу по SMM чаще отдают на аутсорсинг, что приводит к непонятным результатам. Например, если SMM маркетологи нагнали в вашу группу в социальной сети большое количество человек и не могут предоставить аналитики, кто эти люди (к какому сегменту они относятся), статистику по лидерам активностей (лайки, комментарии, перепосты), — скорее всего, вы получили только цифру подписчиков, но эта цифра вам не принесёт результатов от социальных медиа. Подобные проблемы призваны решать Social Analytics, Social Media Management, Social Media Monitoring.

Естественно, это не полный перечень технических решений, способных автоматизировать учёт, контроль, анализ взаимоотношений с клиентом и целевой аудиторией: Demand Generation, Digital Analytics, Marketing Automation, Sales Intelligence, Sales Operations, Organic Search Marketing, fan relationship management… Когда возникает желание что-то автоматизировать, важно понимать, что конкретно нужно автоматизировать, т. е. определить значимое и существенное и, в этой связи, какие технические средства нам помогут автоматизировать наши главные бизнес-процессы.

По своей природе автоматизация — не техническое явление. Подобно любой технологии, автоматизация представляет собой прежде всего определённую систему концепций, а её технические стороны — скорее, результаты, а не причины. Первая концепция метафизическая. В изменчивости наблюдаемых явлений можно заметить некую стабильность и предсказуемость. Вторая концепция касается природы работы. Новые технологии, в отличие от индивидуального производства, не фокусируются на квалификации и мастерстве работника как объединяющем принципе работы, а также, в отличие от теории массового производства, выдвинутой Генри Фордом, и на продукте как организующем принципе. Главное в этой концепции — процесс как единое и гармоничное целое. Соответственно, целью становится оптимизация процесса как производства значительно большего разнообразия продуктов с максимальной стабильностью, наименьшими затратами и наименьшими усилиями. В самом деле, чем меньше в этом процессе изменчивости и колебаний, тем большим может быть разнообразие производимых продуктов. Наконец, новая технология включает концепцию контроля, направленного на поддержание равновесия между целями и средствами, результатами и затраченными усилиями. Автоматизация требует, чтобы значимое и существенное были установлены заранее и использовались как стандартный и самозапускающийся регулятор процесса.

Питер Друкер. 1954
11
Начать дискуссию