Дизайн без дизайнера

Я работаю в Райффайзенбанке с командами, у которых нет своего дизайнера, и помогаю им сделать качественный UX и UI. В большинстве случаев алгоритм его создания в разных продуктах один и тот же. Если у вас нет своего дизайнера, вы вполне можете пройти его самостоятельно. Как это сделать — рассказываю 😊

Именно с таким запросом чаще всего обращаются к дизайнеру.
Именно с таким запросом чаще всего обращаются к дизайнеру.

У команды есть продукт, который она создает и развивает. Часто этот продукт представлен digital-сервисом с его собственным интерфейсом. Пользователям должно быть легко и удобно решать в нем свои задачи, а у команды должна быть возможность гордиться высокими метриками. Но как этого добиться — не всегда понятно.

Популярное решение — нанять в команду дизайнера, чтобы тот нарисовал хороший (удобный и красивый) интерфейс. Предполагается, что дизайнер знает некие недоступные большинству правила, применяя которые он выполнит эту задачу.

Дизайн без дизайнера

Такие правила действительно есть, но они достаточно просты и применить их может каждый. Для этого не нужны специальные знания, опыт или образование. Вы можете применить их в своем продукте уже сейчас, и получите отличный результат, который вам понравится: )

1. Определите, кто ваш пользователь

Кто именно будет пользоваться вашим продуктом? Важно отметить те признаки, которые отличают ваших пользователей от остальных людей и сделать само описание максимально живым, чтобы при его прочтении у вас складывался определенный образ.

Дизайн без дизайнера

Бывают продукты, которые нацелены на широкие массы. В таких случаях невозможно выделить конкретные персоны с яркими отличительными чертами, поскольку продукт делается буквально «для всех».

Для таких кейсов можно использовать фреймворк Jobs-To-Be-Done. В нем пользователи сегментируются по «работам», на которые они нанимают ваш продукт.

Дизайн без дизайнера

2. Определите цель пользователя

Для чего пользователю нужен ваш продукт? Цель обязательно должна быть сформулирована в мире пользователя, нести ценность именно для него. Ошибкой будет подгонять цель под то, что задумано или уже разработано вами.

Цель не должна быть слишком обобщена, необходимо вытащить из неё суть. Возможно, в этом вам поможет метод пяти почему.

Определение цели пользователя — это самая важная часть работы над digital-продуктом. Если определить её неправильно, может получиться технозависимый продукт, который не решает или очень неэффективно решает задачи пользователя, недружественен к нему.

Цель можно сформулировать в свободной форме, но ещё удобно использовать User Story или Job Story.

Дизайн без дизайнера

User Story

История пользователя — это требования к разрабатываемой системе, которые сформулированы на повседневном или деловом языке пользователя. Она дает Agile-команде возможность контролировать степень полезности продукта для клиента или конечного пользователя и применяется как основа для оценки работы.

User Story — быстрый способ документировать требования клиента без необходимости разрабатывать объемные формализованные документы и впоследствии тратить ресурсы на их поддержание. Такой способ позволяет оперативно и без дополнительных затрат реагировать на быстро меняющиеся требования реального мира.

Дизайн без дизайнера

Job Story

Job Story — это история работы, которую пользователю необходимо выполнить. При ее описании главное — не персональные характеристики пользователя, а особенности и контекст выполняемой задачи.

В основе концепции Job Story лежит мысль о том, что пользователь «нанимает» наш продукт, чтобы решить свою задачу. Помимо самой задачи, существует еще и контекст — ситуация, в которой задача возникла. Контекст, в свою очередь, может стать источником гипотез и идей для развития продукта.

Дизайн без дизайнера

Когда лучше применять User Story, а когда – Job Story?

User story подойдет вам, если:

ваши пользователи — не широкие массы людей, а небольшие группы с общими отличительными признаками (например, клиентские менеджеры среднего и крупного бизнеса, специализирующиеся на работе с финансовыми институтами).

Job Story подойдет вам, если:

ваш продукт предназначен буквально «для всех», а различия обнаруживаются только в контексте его использования. Например, кто-то покупает технику Yamaha из-за надежности, а кто-то — чтобы похвастаться перед друзьями.

3. Изучите путь пользователя

Проследите, как пользователь достигает своей цели, применяя ваш продукт?

Дизайн без дизайнера

Есть удобный фреймворк, позволяющий достаточно подробно описать путь пользователя, ничего при этом не упустить и выявить барьеры, препятствующие достижению цели. Его название знакомо многим — Customer Journey Map (CJM).

CJM состоит из стадий жизненного цикла клиента/пользователя, конкретных шагов и слоев информации.

Проще всего понять принцип построения CJM на примере:

Пример из Google Картинок :)
Пример из Google Картинок :)

Чтобы построить CJM, вам нужно:

  • взять 5-8 респондентов (из пункта 1)
  • озвучить им цель (из пункта 2) и попросить выполнить её
  • наблюдать, как они достигнут озвученной цели
  • зафиксировать всё увиденное и услышанное в CJM

Почему пять-восемь человек достаточно? Ответ здесь.

Дизайн без дизайнера

4. Продумайте функциональность продукта

После того, как вы построили CJM, нарисуйте вайрфреймы (черновики экранов) для каждого шага пользователя. Необязательно делать красивые макеты. Можно нарисовать от руки на бумаге или на доске — дизайнеры тоже так делают: )

Дизайн без дизайнера

Это нетрудно: смотрите на шаг пользователя в CJM и рисуйте те компоненты, которые он должен увидеть и применить на этом шаге, чтобы перейти на следующий.

5. Используйте дизайн-систему или UI Kit

Наконец-то вы можете превратить ваши вайрфреймы в красивый UI: )

Если вы работаете в крупной организации — у вас скорее всего есть дизайн-система.

Дизайн без дизайнера

В Райффайзенбанке — это дизайн-система Vienna. Она содержит библиотеку готовых компонентов в коде, из которых можно быстро собрать готовый front-end для любого digital-продукта.

Применение дизайн-системы облегчает работу разработчиков и обеспечивает соответствие гайдлайнам.

Если дизайн-системы в вашей организации нет — это повод задуматься о её создании: )

Также вы всегда можете найти готовый UI Kit на просторах интернета — сейчас их очень много на любой вкус. Например, здесь или здесь. Можно выбрать любой UI Kit, который вам больше нравится, и собрать из него красивые макеты или даже готовый front-end.

Дизайн без дизайнера

Необязательно быть дизайнером?

Несмотря на длинное описание, все вышеописанные действия доступны каждому. Согласны?

3333
27 комментариев

Пост с шагами прямо-таки по всем канонам каждой второй инстаграм-карусели у дизайноцыган. Это еще ладно, все эти шаги могут быть вполне валидны, но последний пункт — это что-то за пределами здравого смысла. Вы создаете новый интерфейс, для которого НЕОБХОДИМЫ юзер персоны, кастомер джорни и прочие ритуалы, и всерьез расчитываете, что дизайн-система может покрыть эту задачу максимально эффективно?

Такими инструментами нельзя решить проблему дизайнерской неграмотности, отсутствия вкуса, насмотренности и образного мышления. Без этого, даже с самой совершенной дизайн-системой и самыми комплексными подходами к анализу задачи, человек не сможет предложить лучшее решение. Это как наваять кучу готовых сниппетов кода и сделать вывод, что программисты больше не нужны.

Кроме анализа в начале процесса, дизайн это перебор вариантов. Все публичные дизайн-системы представляют собой либо перекрашенный бутстрап, либо имиджевые наборы. Системы на 100% могут покрыть только задачи в виде очередных экранов, состоящих только из инпутов и кнопок, или очередных админок. Это никакой не мощный инструмент для создания всего на свете, а про построение из этого сложных блоков и страниц без мыслей о визуальном весе, контрасте, эвристиках, композиции, речи нет вообще.

Если ваши задачи, даже требущие комплексного аналитического подхода, что аж нужно узнавать юзер джорни, всегда решались только силами дизайн-системы, к сожалению, у вас недостаточно компетенции, чтобы провозглашать дизайн без дизайна как рабочую методику. Потому что на практике даже с самым продуманным инструментом слабый дизайнер сделает слабо — страшно представить, что у вас там в банке творят такие недизайнеры.

12
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Да? А у меня из проекта в проект одно и то же)) 

3
Ответить

Чтобы построить дом, тоже не обязательно заканчивать профильный факультет. Берешь и строишь. Вон на ютубе роликов полно, готовый «фреймворк» можно заказать под нужные задачи. Все решения типовые, конструкции, материалы, узлы примыкания - бери и делай. Поэтому большинство частных домов в РФ - адские сараи в которых возможно жить, только успевая достраивать их быстрее, чем они разваливаются.

Аналогия на 100% применима к теме статьи. Забавно, что легкая и непринуждённая сборка продукта для банка из говна и палок проиллюстрирована именно на примере Райфайзена, у которого, судя по всему, палок не было. Зачем это все написано - не понятно. UXер пытается всем объяснить, что UXеры не нужны?

4
Ответить

Не обижайтесь :) Хороший юиксер стоит очень дорого, как и строитель. Лучше строить дом самому, чем нанимать бригаду Джамшутов :) 

2
Ответить