Wildberries: развод или большие возможности

Видео на эту тему уже есть на YouTube: https://youtu.be/z0qWgUwdHQA?si=EfkJkqOTfHx5t78v

А в этой статье мы собрали все самое главное по работе с маркетплейсами.

Маркетплейсы ворвались в нашу жизнь, пункты выдачи есть во всех городах страны. Это действительно успешная бизнес-модель. А интернет полон историй о головокружительных успехах тех, кто присоединился к франшизе того же WB и сколотил состояние. Но в этом бизнесе есть свои риски и нюансы.

Все золотые горы и успешные успехи, которые подначивают человека начать работать с маркетплейсом - ошибка выжившего. Мы видим только действительно успешные истории и совершенно ничего не знаем о тысячах провалов в этом же бизнесе.

Wildberries: развод или большие возможности

80% новых бизнесов закрываются в первый год работы

Конечно, об этом не принято рассказывать. Давайте разберемся, каких результатов вы сможете добиться в бизнесе с маркетплейсами. Возможно ли вырастить маленький интернет-магазин до гиганта, сравнимого с Озон и WB?

В этой статье мы не будем критиковать Wildberries (но парочкой фактов все же поделимся). Мы рассмотрим эту бизнес-модель с точки зрения ее финансовой устойчивости.

Все мы знаем первый в мире маркетплейс - Amazon. Он стал настоящей революцией на товарном рынке и быстро обрел популярность в США, а потом и во всем мире. Такая же история произошла с Wildberries в России. Истории жизни владельцев двух этих компаний тоже похожи - Джефф Безос и Татьяна Бакальчук прошли путь от низов к вершине успеха. Это не случайность. Красивые истории преодоления трудностей и стремления к цели вдохновляют их последователей. Именно поэтому франшизы этих компаний работают очень хорошо, а число продавцов растет.

История Татьяны Бакальчук и компании Wildberries похожа на сказку: девушка без стартового капитала и опыта в бизнесе построила целую империю, о которой узнал весь мир. В эту сказку хочется верить, тысячи людей правда верят в нее и начинают работать с WB в надежде повторить успех создательницы платформы. Но правдива ли эта душещипательная история успеха Wildberries? Не совсем.

Путь создания Wildberries начался в 2004 году, когда «обычная» учительница английского языка решила сделать интернет-шопинг удобнее. Слово «обычная» не зря стоит в кавычках. Давайте разберёмся, что же не так в этой истории новой Золушки.

Wildberries: развод или большие возможности

Татьяне Бакальчук принадлежит идея создания удобного интернет-магазина, который был бы во всех городах страны. Но разговоры об отсутствии стартового капитала — красивые, но пустые слова. Когда Татьяна только начинала работать над своим проектом, ее муж уже был успешным бизнесменом. Конечно, он помог супруге в реализации ее идеи (в том числе и финансово). В компании мужа Татьяны работала веб-студия, которая и создала первый веб-сайт Wildberries. Не очень сходится с историей про «добилась всего сама с абсолютного 0», правда? Но и это не все.

Wildberries: развод или большие возможности

В скором времени Владислав Бакальчук (муж Татьяны) продал свою компанию за 7,5-10 млн.рублей и получил свою долю с продажи в размере 3-5 млн.рублей. Супруги до сих пор не поднимают эту тему и не отвечают на вопрос о том, использовались ли эти деньги для развития Wildberries.

Мы их, конечно, понимаем: честным ответом на этот вопрос можно разрушить такую хорошую и успешную маркетинговую историю про путь обычной женщины, начавшей с 0, в предпринимателя мирового масштаба, что называется «из грязи в князи».

Wildberries: развод или большие возможности

Всем известный сейчас маркетплейс никогда не был продуктом только усилий и стремлений Татьяны Бакальчук. Wildberries с самого начала был семейным бизнесом, в первое время там работали родственники супругов Бакальчук. Да и история про полное отсутствие у Татьяны опыта ведения бизнеса — всего лишь маркетинговый для лучших продаж франшизы WB.

С начала 2000-х Бакальчук занималась перепродажей немецкой одежды и была значительно сильнее своих конкурентов. Тогда же у супругов был секонд-хенд в одном из московских ТЦ с одеждой из Европы, которую, кстати, можно было заказать на их сайте. Получается, у Татьяны Бакальчук был и стартовый капитал, и необходимый опыт предпринимательства, поэтому чудом в мире бизнеса ее успех назвать нельзя. Скорее это абсолютно закономерный рост грамотного предпринимателя.

Ну и истории из разряда «WB — женский бизнес» и «одна женщина создала крупную империю в одиночку» тоже не вяжутся с реальностью. Мы уже знаем, что Татьяна никогда не занималась этим бизнесом одна, она не из «сильных, самодостаточных» женщин. В развитии маркетплейса всегда принимал участие муж Бакальчук, но, оказывается, не только он.

Во времена, когда Бакальчуки занимались секонд-хендом, они познакомились с Сергеем Ануфриевым. Он помог супругам найти первого крупного поставщика на Wildberries — им стал Adidas. После этого Сергей занимался развитием службы доставки и логистического отдела.

В первые годы работы маркетплейса поступало множество жалоб от клиентов на перепутанные заказы и некачественную продукцию. Что и сейчас встречается нередко.

Wildberries: развод или большие возможности

Мы привыкли думать, Wildberries — платформа, созданная одной обычной женщиной, первый крупный успешный женский бизнес в современной России. Это звучит лучше, чем «семейный бизнес, придуманный женой видного бизнесмена 90х-2000х». Но где правда, а где вымысел, мы все же разобрались.

Современные золушки - они такие

Итак, мы знаем, что невероятная история успеха Wildberries и ее создательницы — хорошо продуманный маркетинговый ход. Теперь разберемся, как можно работать с маркетплейсом и какие есть риски.

На данный момент Wildberries - всемирно известная компания с огромным количеством франчайзи. WB дает людям возможность зарабатывать хорошие деньги, получая процент с продаж партнеры франшизы. Но также вы можете стать продавцом на Wildberries. Об этом способе взаимодействия с платформой мы поговорим в этой статье.

Wildberries: развод или большие возможности

Wildberries заявляет, что у него 840.000 продавцов. Однако в ходе аналитики платформы выяснилось, что эта цифра завышена, всего с WB работают 250.000 продавцов. Из них 20% ничего не продают - у них нулевые балансы; 65% имеют обороты до 1 млн.рублей - от 1 рубля до миллиона. Именно продавцы из этих 65% становятся рекламой Wildberries и вдохновляют новых партнеров франшизы. Но если вникнуть в цифру их заработка (очень оптимистично назовем 1 млн.рублей), мы поймем следующее: половина этой суммы идет на закупку товара, 20% отходит самой платформе и все остальное забирает продавец - это примерно 70-100 тысяч рублей в месяц. За эти деньги продавцы 12 часов в день занимаются сборкой и отправкой заказов, решают проблемы с доставкой.

Продавцы WB зарабатывают в разы меньше, чем тратят

Но на Wildberries есть продавцы, которые зарабатывают 1-10 млн.рублей - таких 10% из 250.000 человек. У них есть доход от 1 млн в месяц чистыми, это уже похоже на бизнес. 2% продавцов имеют оборот от 10 млн.рублей в месяц, то есть действительно зарабатывают миллионы WB. Заработок на этой платформе есть, и статистика это подтверждает. Важно понять, войдете ли вы в эти 2%.

По сути, 65% продавцов на Wildberries зарабатывают среднюю по стране зарплату

Подобных аналитических расследований по Wildberries много. Энтузиасты хотят раскрыть “серые” схемы маркетплейса и показать продавцам и пользователям реальные цифры и картину происходящего. Мы не будем вдаваться в подробности всех интриг WB, это работа для Вика Довнара (выше представлены результаты его исследования). Мы просто констатируем факт: легких денег и обещанных золотых дворцов на маркетплейсах нет. Будьте готовы работать и проходить через трудности. В конце концов - это же бизнес.

Wildberries: развод или большие возможности

Давайте пройдемся по основным вопросам, которые часто возникают у предпринимателей, которые хотят начать работать с маркетплейса.

Так кому стоит работать в Wildberries?

  • Эта платформа подойдет начинающим предпринимателям, которые не хотят заниматься хранением товара, логистикой, продвижением и тд. WB дает отличный старт для бизнеса.
  • Также не стоит забывать, что любой маркетплейс - это точка касания с другой целевой аудиторией.
  • Wildberries может стать основным источником продаж для тех, кто занимается перепродажей товаров.

Какие минусы есть в работе с маркетплейсами?

  • Штрафная система. Штрафы регулирует сама платформа, они назначаются за несоблюдение стандартов, инструкций и правил площадки и выражаются в денежной выплате маркетплейсу. Опытные продавцы сразу закладывают сумму штрафов в цену товара.
  • Конкуренция. Количество продавцов будет расти, а борьба за внимание покупателя ужесточаться. С ростом конкуренции будет наблюдаться демпинг цен, то есть о больших доходах с маркетплейса можно будет забыть. Это вопрос 5-10 лет. Этот способ заработка отлично подойдет на коротких дистанциях, но построить долгосрочный бизнес с маркетплейсами не получится.
  • Равенство. Этот риск начинающие предприниматели не замечают, но опытные понимают: на Wildberries все продавцы равны, у них нет возможности выделиться среди конкурентов. На маркетплейсе ни у кого нет дополнительных точек касания с аудиторией и маркетинговых инструментов. Все, что видят покупатели - цена и отзывы. С одной стороны, это честно, с другой - так продавцы теряют огромные возможностей влияния на клиентов.
Wildberries: развод или большие возможности
  • Бренд. Это то, чем компания запоминается людям, это ваша узнаваемость на рынке, это доверие клиентов. Любой бизнес стремится развивать свой бренд, но на маркетплейсе это сделать невозможно. На Wildberries есть только один бренд и это - Wildberries.
  • Зарегулированность рынка. Маркетплейс может выдвигать требования к продавцам, выполнение которых далеко не всегда играет на руку продавцам. А невыполнение требований платформы = уход с нее.
  • Будущее. Представим, вы работаете на маркетплейсе уже 10 лет, у вас высокие продажи и все вроде бы хорошо, но однажды на платформе появляется точная копия вашего товара, который продает сам маркетплейс - в таком случае ваш бизнес не выдержит конкуренции. У маркетплейсов есть статистика с хитами продаж. С точки зрения бизнеса платформе логично скопировать лучшие товары и начать продавать их своего лица, не начисляя проценты продавцам.

Это возможные риски, но предпринимателю кажется, что любую неопределенность нужно все-таки трактовать в худшую для себя сторону

Резюмируя, скажем, что Wildberries отлично подойдет начинающим предпринимателям и станет хорошим стартом для бизнеса. Но будьте готовы, что после выхода на более-менее серьезный доход, начнется настоящая работа по 12-16 часов, стрессы и прочие “прелести” бизнеса. Найм персонала, ведение бухгалтерии, юридические вопросы - все это ждет вас на пути от малого бизнеса к крупному.

Wildberries - детская одежда для вашего бизнеса

Постепенно вам нужно будет масштабироваться, обзавестись своим сайтом интернет-магазина, искать новые каналы сбыта. Не останавливайтесь только на Wildberries, ищите новых партнеров, развивайте и масштабируйте свой бизнес. Успехов.

Больше материалов по бизнесу и маркетингу можно найти на сайтах: https://rostsayt.ru и https://krivov.net/

206206 показов
5454 открытия
Начать дискуссию