Как использовать популярную музыку в рекламе, не покупая прав. Кейс: Азино 777 и Экспонат (На лабутенах, ах!)
Предыстория
Я спорил о публикации этой статьи с 2016 года. С самим собой. Два года материал лежал без дела. Сейчас я тоже не решаюсь публиковать. Многие сочтут его радикальным. А вдруг? Авторское право в России, как справедливость, вроде бы есть, но в него не верят и не соблюдают, а потом…
Поэтому для примеров я взял композиции, которые наделали шуму, но уже заняли почётные места в истории:
— «Экспонат» (На Лабутенах) Группировки Ленинград, взявший все ТОПы всех чартов и собравший знаковые премии в 2015 году,
— музыку из рекламы «Азино 777», благодаря которой всей стране стал вновь известен Витя АК.
Итак.
Представьте.
Вы запускаете рекламную кампанию на радио, ВК, Яндекс.Музыке, Ютубе...
Вам нужен рекламный аудиоролик. Чтобы с первой секунды обращал на себя внимание тысяч слушателей, вырывался из общего рекламного шума, как кит выныривает из воды: неожиданно, громко, масштабно, пуская большие волны вокруг и вызывая восторг.
Не будем вдаваться в маркетинговые приёмы. Один из самых эффективных способов добиться этой цели — сделать рекламный ролик похожим на известную песню, чтобы срабатывали нужные триггеры и ассоциации. Ту, которая сейчас в ТОПе и звучит из всех наушников, машин, кафе и других мест.
Но у музыки, особенно у песни, есть не только автор музыки и автор слов, но и исполнитель (или не один), и у них всех есть права на произведение, которые охраняются законом. И без разрешения авторов и исполнителей в коммерческих целях их произведения нельзя использовать.
Клиент №1. Берём Лабутены. Не получаем прав на музыку.
Как раз с такой задачей к нам обратился клиент. Записать вокальный вау-ролик. В том году «На лабутенах, нах!» не подпевали разве что школьники младших классов.
Мы знали, что если сделать рекламный ролик на основе минусовки из сети, то его не пропустит в эфир ни одна, даже самая провинциальная, радиостанция. Потому что это штрафы и возможные суды. Слишком популярная песня.
Сейчас паспорт ролика (подтверждение легальности использованной музыки в рекламе) требуют почти все, а еще 3-4 года назад о нём иногда заботились только в мегаполисах. Этим пользовались. Но нам вариант незаконного использования не подходил.
Решили обратиться напрямую в Группировку Ленинград за информацией о том, как получить права на использование их композиции в наших целях. Они гордо игнорируют такие запросы. Потом мы узнали, что Ленинград не продаёт права, слишком мелко, и на концертах всегда играет в живую.
Лайфхак. Отмываем права.
Без разрешения автора мы не можем использовать музыку в рекламе. Но музыка в рекламе нам нужна. Есть способ решить задачу...
Используем авторскую аранжировку.
Это когда музыка похожа на оригинал, но мелодия по нотам другая, изменена гармония и инструменты. На такую аранжировку композитор предоставляет все права. То, что нужно.
Из плюсов: аранжировка создаётся за 1-3 дня, и стоит от 4 000 до 6 000 рублей. Это гигантская экономия времени и денег. Не нужны миллионные рекламные бюджеты и месяцы согласований договоров о передаче прав.
Как это всё работает в реальности.
Послушаем оригинал песни «Экспонат» и запомним музыку:
Теперь послушаем авторскую аранжировку - мелодия похожа, но не оригинал, инструменты заменены:
И итоговый рекламный ролик:
Похож на оригинал?
Клиент №2. Берём Азино Три Топора.
«Братан, а как поднять бабла?» — этот ролик Вити АК не слышал только тот, кто не смотрел фильмы на пиратских сайтах. Не так много. А подпевала ему вся страна. Витя после участия в этом проекте стал новой звездой. Авторы и владельцы онлайн-казино сделали гениальный ход.
Но нам важно не это. А то, что клиенту нужно записать серию роликов именно с этой композицией, пока она на пике.
Что делаем? Авторскую аранжировку. Потому что сложно найти правообладателей музыкальной композиции, которая рекламирует запрещенное онлайн-казино.
Напомним, о какой композиции идёт речь:
Теперь послушаем аранжировку:
И готовый ролик (их было записано около 10 для разных салонов связи):
Оригинал и авторская аранжировка с изменением гармонии и инструментов — разные произведения.
Да, это уже совсем другая мелодия и песня.
А эффект от итогового рекламного ролика, созданного таким способом, такой же. И соответствует начальной задаче, экономя деньги и время клиента (ох, какой избитый штамп).
Ещё примеры вокальных роликов — https://vk.com/music/album/-20805371_59637935