Лишение родительских прав в России от законов к логике: исправляя несправедливость

Введение

ISSN 2524-0986

Статья опубликована в научном журнале: АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ВЫПУСК 3 (71)

Часть 3

Март 2021 г.

Любое общество начинается с людей, а люди, формируя собой общество, формируют государства. Существование любой нации, определение ее традиций, сохранение ее идентичности и истории напрямую зависит от создания людьми семей, формирования ими родственных и кровных связей.

Как следствие, практически в каждой стране мира формируется политика государства, связанная с поддержкой семей и детей.

В Российской Федерации данная политика государства закреплена на уровне федерального законодательства, а именно в Семейном Кодексе РФ а так же отдельных, региональных Нормативно правовых актах.

Помимо Семейного Кодекса предусмотрены многочисленные программы поддержки семей и отдельных категорий граждан с детьми и иные механизмы.

Например, выплаты молодым семьям при рождении детей, передача в собственность земельных участков и налоговые послабления. Способы их реализации в части назначения льгот - указаны в Письме ФНС, где уточняется, что даже при отсутствии заявлений со стороны лица, имеющего право на льготу, льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом [1]. Мы видим, что государство применяет беззаявительный механизм, что положительно влияет на поддержку семей. В качестве примера следует также привести Указ Президента 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", закрепляющий денежные выплаты в сложных условиях в связи с пандемией коронавируса [2].

Однако даже данные меры поддержки с прописанной методикой их реализации при рассмотрении практической стороны, все равно требуют личного присутствия и передаче оригиналов документов указанных в перечне необходимых – на обозрение органу принимающему решение.

Но главная цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть законодательство в области защиты прав детей на уровне семьи. Согласно статье 4 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержке семьи, ответственности юридических и должностных лиц, поддержке общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [3].

Дети, являясь будущим любой страны и любой семьи, не должны сталкиваться с отсутствием защиты их законных интересов и прав со стороны исполнительной и законодательной ветвей государства.

По итогам опубликованных Росстатом данных в 2019 году, процент разводов относительно зарегистрированных браков составил 65 %. И во многих таких семьях имеются дети.

Но более острый оттенок приобретает данный вопрос, если рассмотреть его в контексте лишения одного из супругов родительских прав.

И именно об этом пойдет речь в настоящей работе.

Правовое обоснование и судебная практика

20 Ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 44/25, определяющая само понятие слова «Ребенок» и закрепляющая его права на международном уровне.

Пункт 1 статьи 9 Европейской Конвенции «О правах ребенка» гласит: «Ребенок имеет право не разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка».

А в целях выполнения принятой международной нормы в Семейный Кодекс Российской Федерации была включена формулировка в п.2 ст.54.

Для исполнения и формирования общей судебной практики Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 года № 44 закреплены основные принципы и способы реализации и защиты прав ребенка при ограничении или лишении родительских прав.

Однако текущее несовершенное законодательство предусматривает не так много вариантов, позволяющих действительно защитить интересы ребенка и учитывать то множество нюансов, с которыми сталкиваются семьи в реальной жизни.

Конкретные, но при этом довольно ограниченные и плохо сформулированные основания лишения родительских прав, на которых основываются подобные процессы в судах, содержатся в одноименной статье 69 Семейного Кодекса.

Они предусматривают возможность лишения родительских прав одного из родителей только в шести случаях. И именно возможность, так как для ее практической реализации, для защиты прав ребенка, одному из супругов необходимо инициировать судебное разбирательство, которое в свою очередь, исходя из судебной практики, продлится не менее 6 месяцев, что может поставить под угрозу ребенка, который является в таком разбирательстве объектом спора.

Рассмотрим данную статью более подробно.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

3) злоупотребляют своими родительскими правами;

4) жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

5) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

6) совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Как вы видите, первым основанием в данном законе является уклонение от выполнения обязанностей родителей с приставкой «в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов».

То есть в первую очередь государством ставится вопрос финансового содержания ребенка, что, безусловно, важно для существования любого человека в 21 веке, но явно не является основным. А с учетом практического применения и логического осмысления данного основания можно прийти к выводу, что данный пункт статьи (основания в этой статье по какой-то причине расписаны без нумерации или наименования пунктов) позволяет лишить родительских прав очень большое количество вполне добросовестных людей в нашей стране, которые после расторжения брака (развода) не выплачивают алименты.

Часть таких людей не выплачивают их не из корыстных или халатных побуждений, а по причине отсутствия регулярного дохода или дохода ниже предела МРОТ, установленного в регионе. Но при этом отменить данную формулировку тоже невозможно, так как ее цель – обеспечение ребенка и второго родителя средствами к существованию. В связи с такой слишком однозначной формулировкой реальные цели закона соблюдаются весьма посредственно. Факт неуплаты алиментов должен быть обязательно доказан.

Зачастую это не так просто: например, можно предоставить в суд доказательства невозможности регулярно выплачивать денежные средства. В силу жизненных обстоятельств могут возникнуть такие ситуации, как сокращение на работе, серьезное заболевание, инвалидность, постановка на учет в службу занятости в связи с потерей работы и т. д. [4].

За исполнением законов, обеспечивающих соблюдение прав детей, призвана следить в первую очередь прокуратура согласно Приказу № 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" [5]. И роль прокуроров и органов опеки в делах по лишению родительских прав весьма существенна.

Но на законодательном уровне сейчас существуют недоработки, которые часто способствуют необоснованному изъятию детей из семей с временными трудностями. Если злоупотребление родительскими правами действительно имеет место и содержит состав административных или уголовных проступков, санкции по УК РФ и КоАП РФ будут назначены одновременно с лишением прав [6]. При этом на практике – Социальные службы и Прокуратура не работают вместе в целях улучшения законодательства, более того, в судебном процессе они за частую могут выступать по разные стороны выражая не консолидированное мнение и указывая на разную внутреннюю политику ведомств и сложившуюся практику.

Улучшение законодательства

В целях улучшения законодательства в сфере защиты реальных интересов и прав родителей и детей, а также профилактики совершения преступлений против жизни и здоровья детей и близких родственников, необходимо дополнить законодательство расширенным перечнем формулировок, дающих возможность социальным службам и судам при вынесении решений руководствоваться более экспертными мнениями и заключениями.

В то время как сейчас достаточно простых заключений социальных служб об условиях содержания в квартирах. Как справедливо отмечает Лебединец Н. В., лишение родительских прав рассматривается исследователями в качестве исключительной меры ответственности, является тем решением, которое порождает крайне серьезные правовые последствия и для ребенка, и для родителя: последствия правового и психологического характера. Поэтому необходим крайне ответственный и скрупулезный подход к оценке каждой семейной ситуации, поскольку основной задачей, в конечном итоге, является защита права ребенка жить и воспитываться в семье [7].

Разбирая конкретный пример из практики, можно прийти к выводу, что лишить родительских прав осужденного за совершение преступления против половой неприкосновенности, если преступление было совершено не в отношении своего ребенка, относительно трудно. Да, логика закона подразумевает, что даже самый больной и плохой человек в мире может быть хорошим родителем для своего собственного ребенка, но в рамках международных норм и этических правил каждый понимает для себя, что человек, который способен на такие преступления в отношении чужих детей, потенциально опасен и для собственных.

В связи с этим необходимо совершенствовать:

-систему оценки психологического состояния подобных личностей и ввести обязательные службы проверки и учета всех причастных к преступлениям такого характера с обязательным федеральным реестром осужденных по данной категории, как это сделано в США и Европе, с их обязательной пожизненной регистрацией в публичных базах данных;

-систему и методики оценки экспертными отделами социальных служб общего состояния ребенка и родителей, их взаимоотношений в семье, не меняя при этом баланс интересов, чтобы специалист или эксперт социальной службы не смог воспользоваться своим служебным положением и одним заключением без перепроверки доводов независимой комиссией - поставить семью в невыносимые условия существования, или вовсе одним росчерком в заключении изъять ребенка из семьи или лишить родителя прав с помощью предложенных недавно «экспресс-судов».

Данная позиция законотворцев категорически недопустима, так как для решения таких вопросов требуются экспертные мнения, научные обоснования и перепроверка полученных данных независимыми коллегиями;Более того, необходимо добавить или изменить конкретный пункт, расширив или заменив в статье 69 СК РФ формулировку: «совершили умышленное преступление против жизни или здоровья детей и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, либо против жизни или здоровья несовершеннолетнего.

Этим будет достигнуто следующее: лицо, способное причинить вред несовершеннолетнему, не будет обладать иммунитетом в отношении собственных детей, против которых преступление направлено не было. Профилактическая мера в таком случае будет более конкретизирована, а санкция, наказание, прописано ясно.

Библиографический список:

1. Письмо ФНС России от 24.06.2019 N БС-4-21/12220 "О предоставлении налоговых льгот по местным налогам физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей". Консультант Плюс // [Электронный ресурс] режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328177/ (дата обращения: 02.03.2021).

2. Указ Президента 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" // [Электронный ресурс] режим доступа: URL http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004070063?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 02.03.2021).

3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) Консультант Плюс // [Электронный ресурс] режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 02.03.2021).

4. Фатхиев Д.М. Проблемы лишения родительских прав в России и способы их решения // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2019. № 2. С. 309-312.

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" ГАРАНТ // [Электронный ресурс] режим доступа: URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256734/ (дата обращения: 02.03.2021).

6. Мартиросян С.А. Проблемы, возникающие при лишении родительских прав // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 7-6 (63). С. 93-99.

7. Лебединец Н.В. Лишение родительских прав и защита прав родителей и детей // В сборнике: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 247-251.

Лишение родительских прав в России от законов к логике: исправляя несправедливость
Начать дискуссию