Последнее слово за человеком… или нет? Будущее центров управления и мониторинга

В конце прошлого года Accenture, Digital Leader и КРОК провели исследование российского рынка центров управления и мониторинга (ЦУМ). Мы постарались выяснить, какие технологии и решения будут востребованы в них через 5-10 лет. Для этого мы опросили экспертов из разных отраслей, которые успешно эксплуатируют такие центры. И вот что получилось.

Неминуемый рост рынка

Объем российского рынка решений в для центров управления в 2020 году, по нашим оценкам, составил около 7,1 млрд руб. В 2021 году возможен его существенный рост - 15% к уровню 2020 года. Связано это будет с запуском отложенных в связи с пандемией COVID-19 проектов.

В дальнейшем темпы роста российского рынка, по нашим ожиданиям, будут несколько выше, чем в мире, - около 9% в год. Все потому, что Россия стартует с более низкой базы, а уровень проникновения технологий у нас пока ниже, чем в других ведущих технологических державах. Ожидается, что к 2030 году объем рынка ЦУМ в России составит около 17,7 млрд руб.

Тренд на мобильность

Респонденты сошлись во мнении, что ЦУМ - это центр экспертизы с возможностью управления предприятием в режиме реального времени. Предприятия создают их, чтобы эффективно распоряжаться своими ресурсами (в самом широком понимании) и иметь быструю многоуровневую коммуникацию.

При этом такой центр - это не просто помещение с большими эффектными экранами и круглосуточной работой операторов. Современный ЦУМ обязательно подразумевает аналитическую систему для обработки и визуализации данных. Более того, в будущем физическое пространство для ЦУМ станет куда менее актуальным. 82% опрошенных заявили, что у них есть планы по развитию мобильности ЦУМ и созданию механизмов для удаленного контроля и управления им.

Инвестиции в данные

Респонденты подчеркнули: все технологии для контроля и принятия решений уже существуют. Главная проблема сегодня - нехватка качественных данных, которые являются слабым местом российских центров управления и мониторинга.

Чтобы сгладить это, отечественным компаниям в ближайшее время нужно будет инвестировать в развитие цифровых платформ, технологии Интернета вещей и Data Governance (решения и процессы управления данными).

Ну а что касается представления данных, то здесь заметен тренд на минимизацию и упрощение в их представлении. Дашборды меняются, чтобы один человек мог следить за работой нескольких систем или блоков на предприятии.

Мы видим два ключевых направления трансформации. Первое – это организация доступа из любой точки мира - все заинтересованные лица смогут использовать собранные и систематизированные большие данные в своих целях. Второе – это автоматизация, автоматическая реакция на события за счёт применения моделей машинного обучения и AI для принятия корректирующих воздействий без участия персонала станет стандартом. ЦУМ станет механизмом, который сам управляет ситуацией, а не просто даёт информацию

Евгений Филатов, Управляющий директор, руководитель практики облачного и инфраструктурного консалтинга, Accenture в России

Больше автономности

70% экспертов отмечают, что в долгосрочной перспективе произойдет уменьшение роли человека в функционировании ЦУМ. Еще 30% экспертов уверены, что к этому приведет развитие искусственного интеллекта. Центры управления и мониторинга будущего будут куда более автономными, чем те, которые функционируют сейчас. Наступит та самая “правда машин”, и повсеместная автоматизация будет предопределять выбор наилучшего управленческого решения.

Эксперты также прогнозируют, что со временем в центрах управления и мониторинга будет увеличиваться объем обрабатываемых данных, появится сквозной мониторинг, который будет учитывать все подпроцессы.

Полный текст исследования можно найти на сайте DL

1818
Начать дискуссию