Сетевое взаимодействие в ДПО (инженерный подход)

Вместо вступления

Сетевое взаимодействие в ДПО для большинства лиц, причастных к системе образования, знакомо, благо что с принятия 273-ФЗ, где оно было впервые прописано, прошло уже 8 лет. Доказывать его полезность после реализации уже многих проектов — это все равно что ломиться в открытую дверь. Поэтому мы пойдем другим путем, необычным для педагогических работников — со стороны институциональной инженерии. Но если про системную еще кто-то слышал, то, что за институциональный зверь, знают немногие, тем не менее, институционализм в социальных науках является мейнстримом, за него уже получают нобелевские премии, а курсы по технологическому предпринимательству, основанные на его достижениях, в нашей стране периодически проводятся в ВШЭ, МТФТИ, а ныне в МИСИС. Собственно основной вывод этой статьи заключается в том, что проекты сетевого взаимодействия являются подмножеством предпринимательского проекта вообще и в образовании в частности.

Проект

Носителям английского языка повезло — слово education имеет значение одновременно образования, обучения и воспитания, в отличие от крена в сторону образования в российских реалиях. Нельзя сказать, что последние два начисто отсутствуют, но в полноте имеются в таких местах, как, например, легендарный физтех. На нем еще отцами-основателями была заложена система, при которой обучением и воспитанием занимались представители базовой организации, действующие на фронте науки физики-исследователи. Нынешний студент уже с третьего курса знакомится с характером будущей работы, решая в процессе обучения реальные, а не придуманные задачи. Если он поймет, что нужно двигаться в другом направлении, он волен перевестись хоть на другой факультет. Построение системы физтеха не далось даром, генералиссимус Сталин, владыка полмира, четырежды подписывал приказ о создании МФТИ, в академический контур новый элемент упрямо не вписывался.

Собственно схемы современных проектов сетевого взаимодействия разнообразны и помимо самих образовательных организаций, обменивающихся учебными модулями, классами и оборудованием, могут и должны включать маркетологов, веб-программистов, видео-студии, будущих работодателей и даже целые команды стажеров. Но при всей этой пестроте они строятся на одном принципе: в проекте участвуют собственник различных активов, предоставляющих взаимный доступ и осуществляющих взаимозачет (клиринг), в зависимости от участия каждого партнера в проекте. Понятно, что без управляющего проектом не обойтись, так же как и без стандарта проектной деятельности, обеспечивающих согласованное и продуктивное взаимодействие участников.

Проблема

Несмотря на то, что сетевое взаимодействие местами практикуется давно, актуализировалось оно сегодня. Это не случайно — не так давно, в 2008 году, прошло по всему миру цунами финансового кризиса; денег на развитие, которых и так не хватает, стало еще меньше. А тут COVID-19, нагло предъявляющий требования по переводу всего обучения в онлайн, невзирая на неподготовленность и отсутствие эффективных методик для обучения в онлайне. Кроме того, в интернете плотно засели инфобизнесмены, собаку съевшие на дигитал-маркетинге и научившиеся красиво упаковывать видеоконтент. Работодатели на имеющееся предложение реагируют вяло, предъявить внятные требования к учебным программам неспособны, менталитет студента, сформированный с советских времен, за себя платить не позволяет. Выпущенный специалист, не прошедший практику и стажировку, по факту специалистом не является, и работодатель в последнюю очередь смотрит на то, что у него записано в дипломе.

Программа

Но образовательный сектор не в одиночку кукует на бобах, кривая роста мирового ВВП безнадежно выпрямилась и того гляди сорвется в штопор.

Однако не все потеряно, человек хитер и изворотлив. Сразу после грянувшего финансового грома группа интеллектуалов, собранная на вилле в Белладжо Фондом Рокфеллера, начертала путь выхода, назвав его impact investing. На русский это переводится как проектное инвестирование в то, что реально полезно. Но инвестор без предпринимательской команды ничего полезного сообразить не может, следовательно, задача образования — начать готовить такие команды, одновременно самоосваивая предпринимательство в форме сетевого взаимодействия. Не случайно на рынке растущий спрос на продюсеров онлайн-курсов — управляющих проектами. Инвестиционная деятельность кардинально меняется от привычной бизнес-модели «купил-продал» на «скинулся активами с партнерами — разделил». MBA гуру Майкл Портер вовремя перестроился и несет знамена новой идеологемы shared value, разделяемой ценности, которая становится парадигмой нового уклада — техноэкономики.

Осваивать новую форму деятельности надо не откладывая, это не стратегическая технология, на кону суверенитет страны. Кто не верит, может посмотреть на растущий как на дрожжах Китай, уверенно подминающий под себя мировые рынки. Эпоха работы с вещами закончилась, пора приступать к работе со связями. Для тех, кто еще колеблется, можем заверить, что философская мысль проложила хайвэй от завершившегося производственного уклада к гуманизму через снятие отчуждения социальных институтов в потоке предпринимательского творчества, но по инженерным стандартам. Несомненно, система образования должна двигаться во фронте этой трансформации.

Практика

Осталось разобраться с самим инженерным подходом.

Каждый знает, где инженер, там поблизости машина и сопутствующая ей технология. В последнее время на каждом углу заговорили про платформы, это как раз другое название этой машины. Есть только один нюанс. Все привыкли к платформам, где добывают, транспортируют, перерабатывают материальные ресурсы. Не так давно появились платформы, на которых то же самое производят с информацией. И вот, эти ботаники с Белладжо заговорили о платформах, на которых добывают, перерабатывают, транспортируют стоимость. Хотя и без них уже всем было понятно, что цепочки добавленной стоимости и проектное соинвестирование — мейнстрим мировой экономики. По отношению к технологиям эту деятельность принято называть финтехом — финансовыми (проектными) технологиями.

Новомодный EdTech собрал в себе все три типа технологий и платформ, это — education, помноженное на инженерно-технические решения.

EdTech появился сравнительно недавно — лет 20 назад, вместе с появлением веба, а венчурное инвестирование потекло позднее, и рынок edtech показывает средний рост более 20%; соответственно, на него смотрят с интересом все больше инвесторов.

Так вот, для массового запуска проектов в сетевой форме взаимодействия, для решения задачи качественного улучшения образовательных программ, необходимы EdTech-финтех платформы, начавшие уже появляться, в том числе и в России, как, например, Educhain

Напоследок

Несколько заключительных слов.

Педагогика — важнейшая деятельность, которая была и будет актуальна на всем протяжении истории человека. Когда мы говорим о технологиях и платформе (в строгом смысле) в отношении педагогики, то должны четко понимать, что они никогда не заменят учителя, они составляют довольно тонкий слой в обществе. Тем не менее, как и любая другая деятельность, педагогическая подлежит технологизации, и весь мир стоит на пороге эпохи платформ. Их конструирование становится массовым, и этот процесс будет только нарастать.

Когда речь заходит об образовании, то первым делом вспоминают про педагогические методики, психологию ученика, и это совершенно справедливо, ведь речь идет об обучении и воспитании личности. Но мы в этой статье коснулись вещей, более приземленных, местами сквалыжных, но крайне необходимых в существующем мире, и посмотрели на них с позиций предпринимателя от образования, и отчасти позиции работодателя, которые день и ночь в непримиримой конкурентной борьбе бьются за рыночное место под солнцем. Мы будем решать одну практическую задачу — как повысить капитализацию edtech проекта или как получить максимальный возврат от инвестиций в человеческий капитал. Преследуя личные цели, герои нашего времени будут приближать эпоху гуманизма, когда Homo Sapiens всерьез займется смыслами и в первую очередь — образованием, обучением и воспитанием.

1
Начать дискуссию