Простое упражнение на декомпозицию требований и USM

В народе также известно под именем User Story Mapping — карта пользовательских историй.

Сначала я расскажу, как это упражнение было проведено просто текстом в чате Тлг, без визуализации. А уже потом покажу схему, как это может выглядеть в виде USM.

Итак,

Задание в чат

Предлагаю обсудить в асинхронном формате здесь в чате задачу по декомпозиции.

  • To-be: хотим предоставить клиенту, небольшому юрлицу ценность — получить кредит удалённо онлайн. Это наш эпик.
  • As-is: сейчас у нас всё на бумаге и вручную с операторами (менеджер, аналитики, андеррайтеры, верификаторы, другие).

Предполагаем, что для этого потребуется предоставить клиенту возможности (это наши фичи):

  1. Зарегистрироваться в системе (разовое действие) и видеть свой ЛК, чтобы производить действия, указывать инфо и отслеживать статус.
  2. Указать информацию о своём ЮЛ. Эта инфо стабильная, изменяется редко.
  3. Создать заявку на кредит. Указать информацию о цели кредита и контрагентах, у которых будем приобретать.
  4. Приложить документы и о своём ЮЛ (2), и по заявке на кредит (3).
  5. Подписать заявку ЭЦП и отправить её.
  6. Отслеживать статус заявку в ЛК: одобрили/нет.
  7. Отслеживать платежи по кредиту и баланс кредитного счёта.

Задача большая, предварительно займёт 3–4 квартала. Задача комплексная, много зависимостей и интеграций: каждая сущность реализуется отдельной командой на своей технологии и хранится в своей БД, и смежные сервисы развиваются прямо сейчас — API может измениться неведомо когда. Но главное — за квартал мы успеем сделать только 1/3 из описанного.

Какой MVP сделаем в 1-м квартале? Ответ может заключаться либо в выборе 2–3 минимально необходимых пунктов из 7 предложенных, либо “взять более 3 из 7 пунктов и делать в них только необходимый минимум”, либо комбинация этих вариантов. Единственного верного ответа ведь нет 😉

Переписка в чате

Матвей: Подготовим артефакты, и согласуем с ИБ. Суровая правда жизни: если этого не сделать, и ИБ забракует, то всё остальное можно будет в корзину выкидывать.

Дима: Corporate thinking 🙂 Митигация главного риска — 👌🏼

Матвей: Я бы ещё уточнил о целях:

  • Чтобы клиент вообще без физического контакта с сотрудниками банка получил кредит? В этом случае потребуется реализация ЭЦП.
  • Чтобы клиент без выхода из дома получил кредит? Тогда после отправки заявки на сайте вместо ЭЦП можно курьеров банка клиенту присылать.

Дима: Крутое уточнение! Respect 👍🏼 Давай в этом примере дальше рассматривать вариант “вообще без контактов”. Другими словами ЭЦП — must have.

Диана: В первую версию взять только пункты 1-3-5: 1) Зарегистрироваться. 3) Создать заявку, но почти пустую. 5) Подписать заявку ЭЦП и отправить. Оператор колл-центра позвонит клиенту и дополнит заявку — на основании этой инфо и будем одобрять.

Матвей: А можно ли без регистрации реализовать подпись ЭЦП? Не уверен, но ни разу не видел систем, где можно было бы подписывать документы без регистрации. Если подписывать в стороннем приложении, то вопрос, можем ли мы от неавторизованного лица отправить заявку на подпись в стороннее приложение. И в этом случае это тоже некая интеграция, на которую надо закладывать трудозатраты, так что может проще сделать регистрацию.

Дима: Вариант от меня: 1) Личный кабинет чисто ради регистрации, без лишних полей, требующих сложных интеграций. 3) Заявка тоже чисто ради ID, чтобы было, к чему приложить документы. 4) Прикладывание документов , чтобы приложить все данные по заявке в виде Word и PDF. 5) ЭЦП и отправка.

Упражнение с визуализацией USM

Такое упражнение хорошо тем, что оно асинхронное — не нужно собирать людей на встречу. А теперь я покажу, как оно может выглядеть в виде карты пользовательских историй.

Шаг 1. Дайте описание клиента и желаемой пользы

Простое упражнение на декомпозицию требований и USM

Шаг 2. Дайте группе карточки с крупными шагами процесса

В каком формате записан текст — сейчас не важно. Структура записи истории пользователя очень полезна, особенно часть “для того, чтобы…”, однако не является обязательной. Намного важнее — поскорее декомпозировать. При этом не обязательно знать детали реализации всех этапов. Сначала вы можете выбрать этапы с т.зр. клиента и бизнеса, а уже потом углубляться в реализацию.

Простое упражнение на декомпозицию требований и USM

Шаг 3. Попросите выбрать главные и разделить на несколько

Задавайте себе вопрос:

Что можно не автоматизировать, чтобы услугу по-прежнему, хоть и с натяжкой, можно было бы назвать “Получение кредита удалённо онлайн”?

Выбор и деление можно выполнять последовательно и параллельно. Обычно это происходит одновременно: обсуждая какое-то действие, группа добавляет деталей. В этот момент важно все детали записывать: уточнения по процессу, регламентам, ограничениям.

На этом этапе не важно, сколько уровней иерархии и постепенных улучшений сервиса получится. Важнее само обсуждение и генерация идей (мозговой штурм). В дальнейшем вы сможете их причесать, и сформулировать так, чтобы они приносили ценность (Valuable по критериям INVEST).

Простое упражнение на декомпозицию требований и USM

Конечно, эту карту можно и нужно уточнять. Однако цель этого практического прикладного упражнения — декомпозировать большую задачу за 20–30 минут и выбрать минимальный функционал для предоставления услуги.

22
Начать дискуссию