{"id":4879,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0443\u0441\u043f\u0435\u0442\u044c, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u0432\u044b \u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0435 \u044d\u0442\u0443 \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044e","url":"\/redirect?component=advertising&id=4879&url=https:\/\/vc.ru\/otpbank\/266952&hash=82572a4a372a00657a2afc359f19a24c0bd24be8cecbd743f0681209c07c9a3a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дмитрий Блинов

Мозговые штурмы: используйте силу группы и безоценочности

Мозговая атака, BrainStorming. Вроде бы многие о нем знают, однако не все проводят его правильно, и в результате считают метод бесполезным, а чаще просто упускают эффективность.

Вы бывали на встречах, куда приглашены 10+ человек, но дискуссию ведут лишь трое? При этом другим участникам есть что сказать, но они думают: "А зачем? Не буду устраивать балаган. Разберутся и без меня." В результате либо какие-то идеи не учтены, либо люди слабо поддерживают выбранное решение, либо просто недовольны, что "меня позвали просто послушать и помолчать?"

На каждой рабочей (не информационной) встрече можно использовать упрощенный формат МШ даже для одного небольшого 10-15-минутного блока, задав правила: "Никакой критики, и высказываются все."

Ниже я будут стараться излагать информацию в формате how-to, сухо, без лишних размышлений и отступлений. Например, о том, что

Алекс Осборн
один из основателей креативного агентства BBDO

начал разрабатывать такие методы в 1939, впервые использовал термин brainstorming в 1942 и детально описал в книге в 1948, вы можете прочитать и в wikipedia.

Плюсы мозгового штурма

  • Взгляд с разных сторон, использование знаний, опыта и интеллекта всех участников.
  • Фантастические, абсурдные, нестандартные идеи приводят ко многим другим более реалистичным идеям — синергия идей.
  • Позитивная обстановка провоцирует ещё больше оригинальных идей.
  • Последующая вовлеченность и замотивированность при реализации.
  • Эффект воодушевления и сплочения команды.

Зачем и когда проводить

Чтобы:

  1. собрать максимальное количество идей, ответов, причин, вариантов;
  2. прокопать варианты причин проблемы;
  3. придумать небанальное решение задачи на основании идей друг друга;
  4. вовлечь участников в решение задачи, дать понять, что их мнения учтены, и тем самым заранее заручиться их поддержкой.

Как провести мозговой штурм

Классический МШ состоит из подготовки и 4 этапов.

  1. Задайте тему — сформулируйте вопрос/задачу/проблему.
  2. Сгенерируйте идеи/ответы/решения/причины.
  3. Выберите топ-треть группировкой, сортировкой, фильтрацией, категоризацией, голосованием.
  4. Уточните формулировки решений.

Этап 0. Подготовка

К встречам нужно готовиться!

  1. Выберите организатора — он отвечает за эффективность/результативность встречи, включая тайминг.
  2. Выберите фасилитатора/ведущего — от него зависит успех МШ. Можно выбрать и чартрайтера, который будет помогать фиксировать идеи.
  3. Определите состав участников. Если участников >10, то выберите механику работы в подгруппах.
  4. Выберите инструмент. Оффлайн это флипчарт, доска, стикеры, маркеры. Онлайн чаще Miro, Mural, Google.Docs или что-то для mind mapping.
  5. Назначьте в календаре, добавьте место/ссылку в видео-чат, повестку с таймингом, необходимую подготовку/ДЗ участников, проверку доступов и прочее (чек-лист подготовки к встрече).

Этап 1. Задайте тему

Заранее сформулируйте, а на встрече визуально зафиксируйте тему: вопрос, решаемую задачу или текущее понимание проблемы. Если нужно, уточните формулировку, чтобы все понимали её одинаково. Важно, чтобы текущая тема всегда была видна на экране/доске — это позволяет фокусироваться и не терять контекст.

Этап 2. Сгенерируйте идеи

Цель — придумать как можно больше самых разных идей.

Самое главное правило:

0
критики, оценок, споров, дебатов
  1. Ведущий рассказывает о вреде критики = пользе её отсутствия. И просит воздержаться от критики; а для нетерпеливых добавляет, что "через 15 минут начнется этап именно для критики". Один из критериев хорошего, не зажатого МШ — наличие безумных идей.
  2. Ведущий запускает таймер и просит участников начать придумывать идеи — как можно больше. Классический BrainStorming — участник озвучивает идею, затем записывает её же. Вариант BrainWriting — в течение ~5 минут участники записывают идеи индивидуально, затем озвучивают по очереди.
  3. Участники предлагают новые идеи, используют идеи друг друга, комбинируют, изменяют.
  4. Ведущий следит за соблюдением правил МШ и стимулирует вопросами вида: "А как ещё? А что ещё?" Важно пройти начальный этап банальных идей и начать генерировать что-то новенькое.
  5. Процесс прекращается либо если закончилось время, либо если паузы между идеями стали длиннее.
Такой критики не должно быть

Правила этапа генерации идей

  1. Предлагать как можно больше идей.
  2. Безоценочность = никакой критики. Абсурдные идеи нужны, чтобы с их помощью придумать больше реалистичных.
  3. Можно опираться на идеи друг друга.
  4. Озвучивать сырые идеи сразу же, как только они приходят в голову, не обдумывая формулировку.

Любая идея — классная!

Этап 3. Выберите наиболее подходящие идеи

Цель — выбрать самые ценные, важные или первоочередные идеи.

Вот на этом этапе можно вдоволь покритиковать. Однако важно соблюдать

правила этапа выбора идей

  1. Оцениваем идею, а не автора.
  2. Все идеи оцениваем по тем же критериям, а не так, что первую поругаем за скорость, вторую за качество, а третью за дизайн.
  3. Если этапе выбора появилась новая идея — добавьте её.

Выбирать идеи можно одним или сразу несколькими способами:

  • Группировка
  • Фильтрация
  • Голосования
  • Сортировка
  • Зоны влияния/контроля
  • Матрицы 2х2: срочно/важно, ценность/затраты, ценность/риск
  • Критерии и веса (scoring, scorecard, ranking)

Материалов по этим темам в сети много. Я с радостью оформлю статью здесь, если есть потребность — опрос ниже.

Этап 4. Уточните формулировки решений

Уточните формулировки выбранных идей, чтобы они были понятны всем участникам встречи и другим задействованным лицам. Если это задачи, сделайте из SMART, укажите владельца/ответственного и срок.

Зафиксируйте результаты в общедоступном видном месте.

Приложения

Минусы критики при генерации идей

  • Быстрая критика основывается на ошибочных предположениях.
  • Подавляет участие и сейчас, и в будущих встречах.
  • Появляется внутренняя цензура участников, и сырые идеи остаются не озвученными.
  • Меньше идей высказывается, а значит и меньше идей, которые могли быть основаны на них.
  • Иногда критика озвучивается неуважительно.

Вариации мозгового штурма

  • BrainWriting — упомянут ранее. Больше подходит для онлайна и групп, где звонкие заглушают молчунов.
  • Разделите группу на генераторов идей и критиков.
  • Применяйте подходящие техники фасилитации вроде аквариума, когда одна часть группы общается, другая наблюдает, а затем они меняются.
  • Для большей креативности соберите разнородную группу или
  • используйте метафоры: парусник, воздушный шар, стулья, шляпы, путешествие в будущее, волшебная палочка и пр.

Пример очного МШ в ходе тренинга вы можете посмотреть в 5-минутном ролике.

Пригодится ли вам краткая подборка способов выбора элементов из большого списка?
Если штук 10 кратко минут на 10, то было было супер!
Нет, спасибо — в сети инфо достаточно.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
{ "author_name": "Дмитрий Блинов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 205899, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 08 Feb 2021 21:40:17 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Toyota препятствует переходу на электромобили в Конгрессе США и других странах — NYT Статьи редакции

Компания первой запустила производство «гибридов», но с тех пор отстала от конкурентов.

Как моё сообщество заработало 1,7 млн рублей на VK Donut

Больше шести лет назад Феликс Зинатуллин основал сервис таргетированной рекламы Церебро Таргет и запустил его сообщество ВКонтакте. Теперь там больше 200 тысяч маркетологов и предпринимателей. За год на донатах через VK Donut паблик заработал 1,7 млн рублей. Вот как это вышло.

Феликс Зинатуллин
Как (и зачем) мы полностью переделали интернет-банк. Опыт Альфа-Банка
Исследование рынка PR 2021: больше новых инструментов, усиление и расширение влияния и значимости функции

Агентство Buman Media совместно с hh.ru провели исследование российского рынка коммуникаций. В нем приняли участие более 100 директоров и руководителей направлений по корпоративным коммуникациям, работающих в различных отраслях. Сегодня, в День PR-специалиста, мы подводим итоги года в коммуникационной отрасли.

Очередной баг Тинькова

В пятницу 23.07 начали падать китайские акции, а у меня на тот момент были МОМО и утро началось с -340$. Я решил избавиться от них, дабы не увеличивался минус. Пятница только началась и надо бы исправить это недоразумение. И я полез в TAL Education Group. Сначала заработал 200$, потом 120$, потом ещё 130$. Итого отбил минус, да ещё и заработал…

Duolingo привлекла $521 млн после выхода на биржу с капитализацией $3,7 млрд Статьи редакции

В 2020 году компанию оценили в $2,4 млрд.

«Бросил вызов Nike Air Jordan за мировое господство в кроссовках»: как Канье Уэст шёл к своему миллиарду Статьи редакции

Канье Уэст много лет настаивал на том, что он миллиардер, но Forbes признал за ним этот статус только в апреле 2020 года. В 2021-м журнал оценил состояние 44-летнего рэпера в $1,8 млрд

Канье Уэст Architecturaldigest
Google перестанет пускать в офисы по всему миру сотрудников без прививок от Covid-19 Статьи редакции

Компания перенесла дату выхода сотрудников с удалёнки с 1 сентября на 18 октября из-за вспышки коронавируса.

Клиенты «Открытие Брокер» могут получить статус квалифицированного инвестора в личном кабинете и мобильном приложении

«Открытие Брокер» значительно упростил процедуру присвоения статуса квалифицированного инвестора для своих клиентов. Теперь его можно получить в личном кабинете на сайте и мобильном приложении «Открытие Брокер» в несколько кликов. Новый функционал позволит инвесторам не тратить время на поездку в офис для подачи документов и пользоваться всеми…

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Вебинар по внедрению цифровых интеллектуальных технологий в рамках Kazan Digital Week – 2021
null