Мозговые штурмы: используйте силу группы и безоценочности

Мозговая атака, BrainStorming. Вроде бы многие о нем знают, однако не все проводят его правильно, и в результате считают метод бесполезным, а чаще просто упускают эффективность.

Вы бывали на встречах, куда приглашены 10+ человек, но дискуссию ведут лишь трое? При этом другим участникам есть что сказать, но они думают: "А зачем? Не буду устраивать балаган. Разберутся и без меня." В результате либо какие-то идеи не учтены, либо люди слабо поддерживают выбранное решение, либо просто недовольны, что "меня позвали просто послушать и помолчать?"

На каждой рабочей (не информационной) встрече можно использовать упрощенный формат МШ даже для одного небольшого 10-15-минутного блока, задав правила: "Никакой критики, и высказываются все."

Ниже я будут стараться излагать информацию в формате how-to, сухо, без лишних размышлений и отступлений. Например, о том, что

Алекс Осборн
один из основателей креативного агентства BBDO

начал разрабатывать такие методы в 1939, впервые использовал термин brainstorming в 1942 и детально описал в книге в 1948, вы можете прочитать и в wikipedia.

Плюсы мозгового штурма

  • Взгляд с разных сторон, использование знаний, опыта и интеллекта всех участников.
  • Фантастические, абсурдные, нестандартные идеи приводят ко многим другим более реалистичным идеям — синергия идей.
  • Позитивная обстановка провоцирует ещё больше оригинальных идей.
  • Последующая вовлеченность и замотивированность при реализации.
  • Эффект воодушевления и сплочения команды.

Зачем и когда проводить

Чтобы:

  1. собрать максимальное количество идей, ответов, причин, вариантов;
  2. прокопать варианты причин проблемы;
  3. придумать небанальное решение задачи на основании идей друг друга;
  4. вовлечь участников в решение задачи, дать понять, что их мнения учтены, и тем самым заранее заручиться их поддержкой.

Как провести мозговой штурм

Классический МШ состоит из подготовки и 4 этапов.

  1. Задайте тему — сформулируйте вопрос/задачу/проблему.
  2. Сгенерируйте идеи/ответы/решения/причины.
  3. Выберите топ-треть группировкой, сортировкой, фильтрацией, категоризацией, голосованием.
  4. Уточните формулировки решений.

Этап 0. Подготовка

К встречам нужно готовиться!

  1. Выберите организатора — он отвечает за эффективность/результативность встречи, включая тайминг.
  2. Выберите фасилитатора/ведущего — от него зависит успех МШ. Можно выбрать и чартрайтера, который будет помогать фиксировать идеи.
  3. Определите состав участников. Если участников >10, то выберите механику работы в подгруппах.
  4. Выберите инструмент. Оффлайн это флипчарт, доска, стикеры, маркеры. Онлайн чаще Miro, Mural, Google.Docs или что-то для mind mapping.
  5. Назначьте в календаре, добавьте место/ссылку в видео-чат, повестку с таймингом, необходимую подготовку/ДЗ участников, проверку доступов и прочее (чек-лист подготовки к встрече).

Этап 1. Задайте тему

Заранее сформулируйте, а на встрече визуально зафиксируйте тему: вопрос, решаемую задачу или текущее понимание проблемы. Если нужно, уточните формулировку, чтобы все понимали её одинаково. Важно, чтобы текущая тема всегда была видна на экране/доске — это позволяет фокусироваться и не терять контекст.

Этап 2. Сгенерируйте идеи

Цель — придумать как можно больше самых разных идей.

Самое главное правило:

0
критики, оценок, споров, дебатов
  1. Ведущий рассказывает о вреде критики = пользе её отсутствия. И просит воздержаться от критики; а для нетерпеливых добавляет, что "через 15 минут начнется этап именно для критики". Один из критериев хорошего, не зажатого МШ — наличие безумных идей.
  2. Ведущий запускает таймер и просит участников начать придумывать идеи — как можно больше. Классический BrainStorming — участник озвучивает идею, затем записывает её же. Вариант BrainWriting — в течение ~5 минут участники записывают идеи индивидуально, затем озвучивают по очереди.
  3. Участники предлагают новые идеи, используют идеи друг друга, комбинируют, изменяют.
  4. Ведущий следит за соблюдением правил МШ и стимулирует вопросами вида: "А как ещё? А что ещё?" Важно пройти начальный этап банальных идей и начать генерировать что-то новенькое.
  5. Процесс прекращается либо если закончилось время, либо если паузы между идеями стали длиннее.
Такой критики не должно быть
Такой критики не должно быть

Правила этапа генерации идей

  1. Предлагать как можно больше идей.
  2. Безоценочность = никакой критики. Абсурдные идеи нужны, чтобы с их помощью придумать больше реалистичных.
  3. Можно опираться на идеи друг друга.
  4. Озвучивать сырые идеи сразу же, как только они приходят в голову, не обдумывая формулировку.

Любая идея — классная!

Этап 3. Выберите наиболее подходящие идеи

Цель — выбрать самые ценные, важные или первоочередные идеи.

Вот на этом этапе можно вдоволь покритиковать. Однако важно соблюдать

правила этапа выбора идей

  1. Оцениваем идею, а не автора.
  2. Все идеи оцениваем по тем же критериям, а не так, что первую поругаем за скорость, вторую за качество, а третью за дизайн.
  3. Если этапе выбора появилась новая идея — добавьте её.

Выбирать идеи можно одним или сразу несколькими способами:

  • Группировка
  • Фильтрация
  • Голосования
  • Сортировка
  • Зоны влияния/контроля
  • Матрицы 2х2: срочно/важно, ценность/затраты, ценность/риск
  • Критерии и веса (scoring, scorecard, ranking)

Материалов по этим темам в сети много. Я с радостью оформлю статью здесь, если есть потребность — опрос ниже.

Этап 4. Уточните формулировки решений

Уточните формулировки выбранных идей, чтобы они были понятны всем участникам встречи и другим задействованным лицам. Если это задачи, сделайте из SMART, укажите владельца/ответственного и срок.

Зафиксируйте результаты в общедоступном видном месте.

Приложения

Минусы критики при генерации идей

  • Быстрая критика основывается на ошибочных предположениях.
  • Подавляет участие и сейчас, и в будущих встречах.
  • Появляется внутренняя цензура участников, и сырые идеи остаются не озвученными.
  • Меньше идей высказывается, а значит и меньше идей, которые могли быть основаны на них.
  • Иногда критика озвучивается неуважительно.

Вариации мозгового штурма

  • BrainWriting — упомянут ранее. Больше подходит для онлайна и групп, где звонкие заглушают молчунов.
  • Разделите группу на генераторов идей и критиков.
  • Применяйте подходящие техники фасилитации вроде аквариума, когда одна часть группы общается, другая наблюдает, а затем они меняются.
  • Для большей креативности соберите разнородную группу или
  • используйте метафоры: парусник, воздушный шар, стулья, шляпы, путешествие в будущее, волшебная палочка и пр.

Пример очного МШ в ходе тренинга вы можете посмотреть в 5-минутном ролике.

Пригодится ли вам краткая подборка способов выбора элементов из большого списка?
Если штук 10 кратко минут на 10, то было было супер!
Нет, спасибо — в сети инфо достаточно.
33
Начать дискуссию