Как менялась банка Coca-Cola

Мы настолько сильно привыкли к некоторым вещам, что зачастую даже не задумываемся о том, какая история стоит за той или иной вещью. Недавно я освежал память и перебирал работы легендарного Раймонда Поула и заметил среди них банку и бутылку колы. Раймонд Поул внес изменения в форму бутылки, но не банки. И мне вдруг стало интересно, а менялась ли банка и, если да, то какие изменения она претерпела?

Вкус металла

Началась история колы в банке в 1940-м году с представлением конусообразной формы банки в с кроненпробкой. Банки по 16 и 32 унции были протестированы на рынке с 1940 по 1942 год, что выявило негативный отзыв у покупателей из-за металлического привкуса напитка. После начала Второй мировой войны из-за нехватки материалов тестирование было приостановлено и этот образец так и не был представлен широкой публике.

Образцы первых банок Coca-Cola, которые так и не были выпущены в широком масштабе, 1936г.
Образцы первых банок Coca-Cola, которые так и не были выпущены в широком масштабе, 1936г.

Ключ от всех банок

Банка с напитком, к которой мы все давно привыкли изначально почти ничем не отличалась от обычной консервной банки. К ней даже прилагался специальный консервный нож («Churchkey») после её серийного выпуска в 1960-м году.

Первые образцы такой банки с весом 12 унций (0, 35 л) были выпущены после окончания Второй мировой войны в 1955-м году и предназначались исключительно для вооружённых сил в Тихом Океане в качестве тестового варианта. Такие банки были протестированы также в Новой Англии и Калифорнии в 1959-м году. Годом позже они были представлены уже для продажи.

Но сами представьте какая это морока пить газировку, открывая её консервным ножом как банку с паштетом — очень неудобно и рискованно пролить содержимое. Солдатам то не привыкать, а вот обычный люд — требователен.

Поэтому спустя 8 лет благодаря инженеру Эрмалу Клеону Фрейзу появилась первая банка со встроенным ключом «Pull Tab». И эти банки, в отличии от своих предшественников, уже были полностью алюминиевые, какими мы их и знаем по сей день.

Встроенный ключ, конечно, хорошо, но вот первые ключи имели один недостаток — они полностью отделялись от банки. Люди их бросали, мусорили, а некоторые умудрялись даже проглатывать их. В итоге, в 1975 инженер Даниэл Кудзик усовершенствовал конструкцию ключа таким образом, чтобы он оставался прикреплённым к банке даже после её вскрытия. В таком виде он и дошел до наших дней.

Реклама банок Coca-Cola в новом дизайне, 1970г.
Реклама банок Coca-Cola в новом дизайне, 1970г.

Космическая банка

В 1985 году компания Coca-Cola разработала высокотехнологичную банку для полета в космос. На разработку банки для выдачи напитка из ламинированного пластикового пакета с помощью углекислого газа, с металлическим клапаном и питьевым носиком было потрачено около 250 тысячи долларов. Но все потраченные средства полностью оправдали себя. Сoca-Cola стала первой наравне с Pepsi компанией, создавшей космический напиток и уникальную технологию для употребления газировки в безгравитационном пространстве.

В мае 1991 года «космическая банка» полетела на орбиту во второй раз в новом кириллическом дизайне на орбитальную станцию «МИР» с Сергеем Крикалевым. Год назад Coca-Cola в России выпустила анимационный ролик и документальный фильм, приуроченные к этому событию.

Образец космической банки Coca-Cola с русской версией названия из частной коллекции Гэри Фенга.
Образец космической банки Coca-Cola с русской версией названия из частной коллекции Гэри Фенга.

Деньги или кола

C 7 мая по 31 мая 1990 года в США проводилась акция с розыгрышем денег от 1$ до 500$ и подарочных сертификатов на товары или поездку. Для данной акции были разработаны специальные механические банки, в которых были подпружинены призы, чтобы они выскакивали при открытии банки. Такие банки в ограниченном количестве распределили среди банок Coca-Cola Classic, находящихся в обращении. Чтобы покупатели не могли легко определить призовые банки, запечатанная область внутри банок была заполнена смесью хлорированной воды и неприятно пахнущего вещества для предотвращения употребления. Несмотря на это, случаи питья все равно были зафиксированы. Из-за этого в том числе, а также других технических проблем акция была досрочно прекращена.

Кола как супергерой

В 2019 году были разработаны уникальные ключи открывания для банок Coca-Cola в честь выхода фильма «Мстители: Финал» совместно с Marvel.

В ходе кампании, организованной агентством WMcCann, были созданы ключи в виде голов 12 персонажей. Они были изготовлены из специальной стали, в отличии от классических, на отдельных специальных машинах. Ключи после отрыва от банки могли служить в качестве значков-бейджиков на одежде.

Олимпиада с газом

Оформление банок, в отличии от дизайна конструкции, менялось сотни раз в честь разного рода событий: от выхода новых вкусов или коллабораций с известными компаниями и артистами до огромных мероприятий, как, например, Олимпиада.

Coca-Cola является старейшим спонсором олимпийских игр, начиная с 1928 года. Как раз при спонсировании очередной Олимпиады Coca-Cola и открыла для себя новый рынок в лице СССР, а советский гражданин первую банку Coca-Cola в фирменном «олимпийском дизайне»: на банке была изображена ставшая легендарной символика Олимпиады-80 и логотип Coca-Cola в кириллической версии. Кстати, данный логотип был создан не для СССР, а для Болгарии, где Coca-Cola продавалась аж с 1960-го года.

Банка для друзей

В 2013 году креативный директор агентства Ogilvy & Mather (Сингапур) Юджин Чонг вместе с дизайнерами создал для Coca‑Cola первую в истории компании банку, которую можно было разделить, буквально разломив пополам немного повернув одну из её частей. К сожалению, такие экземпляры вышли в ограниченном тираже и только в Сингапуре, но свою лепту в историю банок они успели внести.

Банка Coca-Cola от агентства <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ogilvy.com%2F&postId=404697" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ogilvy &amp; Mather</a> (Сингапур), 2013г.
Банка Coca-Cola от агентства Ogilvy & Mather (Сингапур), 2013г.

Очень странные дела с напитком

В 1980-м году Сoca-Cola изменила классическую формулу напитка впервые за 99 лет и запустила продажи New Coke с целью придать новую энергию бренду, что вызвало абсолютно противоположную реакцию у покупателей. Начались протесты в виде писем и звонков в компанию с просьбами вернуть старую формулу, а некоторые фанаты напитка даже организовали демонстрацию у главного офиса компании. В итоге под натиском протестов компания вернула старую формулу напитка в виде «классической колы».

Некоторое время на рынке существовали оба вида напитка и для каждого проводилась своя собственная рекламная кампания — «новинка» продвигалась среди более молодой аудитории, а «классика» бала ориентирована на семьи и взрослых людей. В последствии New Coke поменял название на Coke II, а затем и вовсе исчез с продажи.

В 2019 году благодаря популярному сериалу «Очень странные дела» от Netflix напиток New Coke снова увидел свет в таком же дизайне, каким и был в 1985 году и так же всего на несколько недель в ограниченном тираже. Все благодаря сюжету сериала, по которому события развиваются в 1980-е годы, а в третьем сезоне — конкретно в 1985-м году, когда и была выпущена New Coke.

Лимитированная серия банок и бутылок Coca-Cola с дизайном для сериала «Очень странные дела», 2019г.
Лимитированная серия банок и бутылок Coca-Cola с дизайном для сериала «Очень странные дела», 2019г.

Для детализации эпохи 80-х в создатели сериала братья Росс и Мэтт Даффер сами предложили компании Coca-Cola интегрировать New Coke в сериале. Компания согласилась и даже открыла архивы для съемочной группы в музее в Атланте.

В ответ братья Даффер сняли для Coca-Cola ролик с героями «Очень странных дел», которые пьют New Coke под оригинальную музыку из рекламной кампании 1980-х. Видео одновременно стало и тизером для третьего сезона.

Диеата для банки

Примерно с 70-х годов банки продукций Coca-Cola приобрели всеми нам привычный вид с суженным горлышком к верху и оставались неизменными до последних лет.

В 2015-м году Coca-Cola провела унификацию банок в рамках стратегии «Один бренд», оформив всю линейку напитка в едином виде для рынка Великобритании. Работа по редизайну была проведена местным брендинговым агентством Epoch Design. Над визуальной концепцией работал Тернер Дакворт, который ранее, в 2012 году, также делал оформление банок Coca-Cola. Стоит отметить, что дизайн, разработанный им в рамках новой стратегии оказался настолько удачным, что к нему вернутся еще два раза.

Редизайн банок в рамках стратегии «Один бренд», 2015г.
Редизайн банок в рамках стратегии «Один бренд», 2015г.

В 2017 году стратегия «Один бренд» шагнула вперед и снова объединила линейку единым дизайном. На этот раз связующим звеном послужил легендарный красный круг из рекламной кампании Coca-Cola 30-х годов, который расположился в середине банки. Команда под руководством Джеймса Соммервила — вице-президента по глобальному дизайну — разработала еще одну более минималистичную концепцию почти неотличимую от концепции Тернер Дакворт, разработанной в 2015 году.

Редизайн банок в рамках стратегии «Один бренд» —сверху до, снизу после, 2017г.
Редизайн банок в рамках стратегии «Один бренд» —сверху до, снизу после, 2017г.

Во время данного второго этапа стратегии «Один бренд» впервые с 70-х годов появляется банка новой формы, названная «гладкой» (Sleek can). Новая форма вмещает в себя тот же объем напитка, что и старая — 330 мл. , но позволяет перейти на новые картонные решения упаковки, как, например, Keel Clip для 4, 6 и 8 банок. Один только этот шаг позволяет устранить 620 тонн термоусадочного пластика в год.

В начале 2022 года был проведен редизайн бутылок в рамках той же стратегии «Один бренд», который точно повторяет дизайн концепций Тернера Дакворта и команды Джеймса Соммервила лишь за исключением графического элемента в виде ленты. Данное решение стало самым минималистичным из всех предыдущих и объединило еще большее количество версий Coca-Cola.

Это была краткая история трансформаций банки Coca-Cola, не вдаваясь подробно в изменения оформления, которые, как я и упомянул, происходили сотни раз. Дизайн сопутствовал самому известному бренду напитков на протяжение всей его истории в самых смелых решениях: начиная от технически вынужденных до эстетически экспериментальных.

Самое главное, что Coca-Cola сумела использовать все плюсы дизайна для того, чтобы построить сильный бренд и продолжает это делать до сих пор.

1212
2 комментария

Редизайн банок в рамках стратегии «Один бренд», 2015г. больше всего понравился.
И все же - различается ли кола в стекле и в пластике?

Ответить

Тоже. Минималистично и эффективно.
Думаю, что да, хоть и немного — субъективно.

Ответить